logo search
Teoriticheskaya_chast_finansy

2.Торговля

Особенности финансов организаций торговли

Торговля-это отрасль национальной экономики, назначением которой является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведения их до конечного потребления. Торговля выполняет две важнейшие функции: экономическую и социальную.

В экономическом смысле торговля представляет собой отрасль сферы обращения, оказывающую большое влияние на производственную сферу. Экономическая функция торговли проявляется также в ее непосредственный деятельности, сочетающей процессы доработки товаров и их продажи. Торговые организации производят транспортировку, хранение, расфасовку, упаковку, сортировку товаров другие производственные действия, затраты на проведение которых увеличивают их денежную и потребительскую стоимость (качество) и называются дополнительными издержкам обращения. Наряду с нами торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением непосредственного процесса продаж (заработная плата продавцов, расходы по аренде помещений, реклама и др.), называемые чистыми издержками обращения, которые не изменяют потребительскую стоимость товаров, но увеличивают их продажную цену.

Социальная функция торговли вытекает из обслуживания товаром всего населения и формирование ею продажных цен, доступных любым категория покупателей.

Экономическая роль торговли в национальном хозяйстве обусловлена также ее участием в денежном обращении страны. Через торговые организации проходит более 80% всех наличных денег, поступающих в кассы банков. Нормальный товарооборот обеспечивает бесперебойный приток денежных средств в банковскую систему и их выдачу хозяйствующим субъектом на выплату заработной платы и некоторые другие нужды.

Валовой доход торговых организаций

Валовой доход в торговле представляет собой часть цены товара, предназначенную для покрытия издержек обращения и формирования прибыли торговых организаций. Приобретая товар, покупатель должен оплатить не только стоимость услуг по его реализации. Доход торгового предприятия формируется за счет надбавки к покупной цене товара.

Различают снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку и торговую надбавку.

В снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров, а также прибыль, необходимая для обеспечения нормальной деятельности. Оптовая надбавка устанавливается в процентах к покупной цене товара.

Торговая надбавка устанавливается торговыми предприятиями при реализации товаров населению. Торговые надбавки устанавливаются в повышенных размерах на товары, требующие больших транспортных расходов (мука, зерно, соль, крупа, оконное стекло и др.).

В РБ установлена предельная величина торговой надбавки с учетом оптовой (независимо от количества участвующих посредников) в размере 30%. Из них 20% составляет оптовая и 10% - торговая надбавка.

Соблюдается такая последовательность формирования розничной цены товара с учетом надбавок:

отпускная цена предприятия – изготовителя или цена импортёра;

оптовая надбавка при закупке товара на территории республики у оптовых поставщиков;

торговая надбавка, самостоятельно определяемая розничным магазином, исходя из плановых издержек, установленных налогов необходимой прибыли.

Валовой доход не является показателем, характеризующим прямую эффективность работы торговой организации.

Прибыль и рентабельность в торговле

Прибыль торговой организации объективно необходима для развития их коммерческой деятельности: расширения материально-технической базы, увеличения собственных оборотных средств, социального развития коллектива, стимулирования работников.

Прибыль выступает в качестве одного из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий.

Различают следующие виды прибыли: общая; прибыль, остающаяся в распоряжении торговой организации; чистая прибыль. Различия в понятиях прибыли определяются их экономическим содержанием и положением законодательства о налогообложении и прибыли.

Общая прибыль торговой организации состоит из прибыли от реализации товаров, операционных внереализационных доходов за вычетом расходов по этим операциям, а также доходов от участия в деятельности других организаций.

Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торговой организации: к товарообороту, издержкам обращения, основным и оборотным средствам. На рентабельность организаций торговли оказывают влияние внутренние и внешние факторы.

Внешние факторы: изменение тарифов на автоперевозки, процентных ставок на кредит, цен на товары народного потребления, платежей в бюджет.

Воздействие на уровень рентабельности внутренних факторов зависит от работников торговли. Оно может выражаться в совершенствовании форм и методов реализации товаров; ускорении оборачиваемости оборотных средств; росте товарооборота; экономии издержек обращения.

Формирование основных и оборотных средств в торговле

Столь специфическая структура основных фондов в торговле обусловлена особенностями торгового процесса, который связан с необходимостью применения ручного труда. В то же время она отражает и низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в данной отрасли. Расширение и совершенствование основных фондов торгового предприятия является непременным условием увеличения объема продаж и улучшения обслуживания покупателей.

Структура оборотных средств торговых организаций зависит от их типа, товарной специализации, состава товарооборота. Общая структура оборотных средств торговых организаций республики характеризуется высокой долей товарных запасов (около 90%) и незначительным удельным весом денежных средств(5%) и средств в расчетах(5%). Особое внимание уделяется расчетам потребности в оборотных средствах для создания товарных запасов.

Товарный запас товаров условно можно разделить на две части. Первая должна обеспечивать показ имеющихся в продаже товаров и отпуск их покупателям в течение дня, а вторая – регулярную продажу товаров до очередного их поступления.