2.Торговля
Особенности финансов организаций торговли
Торговля-это отрасль национальной экономики, назначением которой является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведения их до конечного потребления. Торговля выполняет две важнейшие функции: экономическую и социальную.
В экономическом смысле торговля представляет собой отрасль сферы обращения, оказывающую большое влияние на производственную сферу. Экономическая функция торговли проявляется также в ее непосредственный деятельности, сочетающей процессы доработки товаров и их продажи. Торговые организации производят транспортировку, хранение, расфасовку, упаковку, сортировку товаров другие производственные действия, затраты на проведение которых увеличивают их денежную и потребительскую стоимость (качество) и называются дополнительными издержкам обращения. Наряду с нами торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением непосредственного процесса продаж (заработная плата продавцов, расходы по аренде помещений, реклама и др.), называемые чистыми издержками обращения, которые не изменяют потребительскую стоимость товаров, но увеличивают их продажную цену.
Социальная функция торговли вытекает из обслуживания товаром всего населения и формирование ею продажных цен, доступных любым категория покупателей.
Экономическая роль торговли в национальном хозяйстве обусловлена также ее участием в денежном обращении страны. Через торговые организации проходит более 80% всех наличных денег, поступающих в кассы банков. Нормальный товарооборот обеспечивает бесперебойный приток денежных средств в банковскую систему и их выдачу хозяйствующим субъектом на выплату заработной платы и некоторые другие нужды.
Валовой доход торговых организаций
Валовой доход в торговле представляет собой часть цены товара, предназначенную для покрытия издержек обращения и формирования прибыли торговых организаций. Приобретая товар, покупатель должен оплатить не только стоимость услуг по его реализации. Доход торгового предприятия формируется за счет надбавки к покупной цене товара.
Различают снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку и торговую надбавку.
В снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров, а также прибыль, необходимая для обеспечения нормальной деятельности. Оптовая надбавка устанавливается в процентах к покупной цене товара.
Торговая надбавка устанавливается торговыми предприятиями при реализации товаров населению. Торговые надбавки устанавливаются в повышенных размерах на товары, требующие больших транспортных расходов (мука, зерно, соль, крупа, оконное стекло и др.).
В РБ установлена предельная величина торговой надбавки с учетом оптовой (независимо от количества участвующих посредников) в размере 30%. Из них 20% составляет оптовая и 10% - торговая надбавка.
Соблюдается такая последовательность формирования розничной цены товара с учетом надбавок:
отпускная цена предприятия – изготовителя или цена импортёра;
оптовая надбавка при закупке товара на территории республики у оптовых поставщиков;
торговая надбавка, самостоятельно определяемая розничным магазином, исходя из плановых издержек, установленных налогов необходимой прибыли.
Валовой доход не является показателем, характеризующим прямую эффективность работы торговой организации.
Прибыль и рентабельность в торговле
Прибыль торговой организации объективно необходима для развития их коммерческой деятельности: расширения материально-технической базы, увеличения собственных оборотных средств, социального развития коллектива, стимулирования работников.
Прибыль выступает в качестве одного из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий.
Различают следующие виды прибыли: общая; прибыль, остающаяся в распоряжении торговой организации; чистая прибыль. Различия в понятиях прибыли определяются их экономическим содержанием и положением законодательства о налогообложении и прибыли.
Общая прибыль торговой организации состоит из прибыли от реализации товаров, операционных внереализационных доходов за вычетом расходов по этим операциям, а также доходов от участия в деятельности других организаций.
Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торговой организации: к товарообороту, издержкам обращения, основным и оборотным средствам. На рентабельность организаций торговли оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
Внешние факторы: изменение тарифов на автоперевозки, процентных ставок на кредит, цен на товары народного потребления, платежей в бюджет.
Воздействие на уровень рентабельности внутренних факторов зависит от работников торговли. Оно может выражаться в совершенствовании форм и методов реализации товаров; ускорении оборачиваемости оборотных средств; росте товарооборота; экономии издержек обращения.
Формирование основных и оборотных средств в торговле
Столь специфическая структура основных фондов в торговле обусловлена особенностями торгового процесса, который связан с необходимостью применения ручного труда. В то же время она отражает и низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в данной отрасли. Расширение и совершенствование основных фондов торгового предприятия является непременным условием увеличения объема продаж и улучшения обслуживания покупателей.
Структура оборотных средств торговых организаций зависит от их типа, товарной специализации, состава товарооборота. Общая структура оборотных средств торговых организаций республики характеризуется высокой долей товарных запасов (около 90%) и незначительным удельным весом денежных средств(5%) и средств в расчетах(5%). Особое внимание уделяется расчетам потребности в оборотных средствах для создания товарных запасов.
Товарный запас товаров условно можно разделить на две части. Первая должна обеспечивать показ имеющихся в продаже товаров и отпуск их покупателям в течение дня, а вторая – регулярную продажу товаров до очередного их поступления.
- Тема: “Сущность финансов на предприятии” Необходимость и сущность финансов
- Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.
- Другие функции.
- Финансовая политика в современных условиях.
- 1.Содержание финансовой работы
- 2.Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 3.Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Принципы организации финансов предприятий
- Организация финансовой работы на предприятии
- 3. Государственное регулирование финансовой деятельности
- Принципы организации финансов предприятий
- 1.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
- 1.2. Принцип самофинансирования
- 1.3. Принцип материальной заинтересованности
- 1.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
- 1.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
- 1.6. Принцип материальной ответственности
- 1.7. Принцип экономической эффективности
- 1.8. Принцип финансового контроля
- Организация финансовой работы на предприятии
- 2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 2.2 Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Государственное регулирование финансовой деятельности
- 3.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности
- Контрольные вопросы:
- Тема: Ценные бумаги, как особая форма инвестиций
- 1. Понятие ценных бумаг
- 2. Функции ценных бумаг
- 3. Виды ценных бумаг
- 4. Инвестиционные качества
- 5. Факторный анализ инвестиционного риска вложений
- Контрольные вопросы:
- 2.Состав, классификация и структура основных фондов
- 3.Физический и моральный износ
- 4.Амортизация основных фондов. Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
- 5.Показатели и пути повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 1.Оборотные средства
- 2.. Нормирование оборотных средств
- 3. Потребность предприятия в оборотных средствах
- 4 Показатели уровня и эффективности использования оборотных средств
- 5. Пути улучшения использования оборотных средств
- 1. Износ амортизационных отчислений.
- 1.Классификация денежных затрат предприятий по экономическому содержанию, источники их финансирования.
- 2.Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), их классификация.
- Классификация затрат
- В составе элемента «Материальные затраты» отражаются:
- В элементе «Прочие затраты» отражаются многоплановые затраты:
- 3.Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 4.Планирование затрат на объем реализуемой продукции
- Нереализованные остатки готовой продукции включают:
- 5.Внутрихозяйственный финансовый контроль за уровнем себестоимости
- Задачами такого анализа являются:
- Контрольные вопросы:
- Тема: денежные доходы предприятия
- 2. Методы планирования выручки (в) от реализации продукции:
- 3. Прибыль, как составляющее доходов предприятия.
- 1.Понятие прибыли
- 2. Функции прибыли
- 3.Виды прибыли
- 4.Распределение и использование прибыли предприятия
- 5.Формирования прибыли
- Факторы, влияющие на величину прибыли
- 6.Планирование прибыли
- 7.Источник получения прибыли
- Контрольные вопросы:
- Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий
- 1.Формы безналичных расчётов
- 2.Расчет платежными требованиями.
- 3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями.
- 4.Аккредитив.
- 6.Банковские пластиковые карточки
- 7.Вексельное обращение
- Тема : «Организация кредитных отношений на предприятии»
- 2.Функции кредита
- 3.Роль кредита
- 3.Виды кредитов
- 5.Принципы кредита
- 7. Оценка кредитоспособности предприятия
- II. Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
- Показатели платежеспособности.
- IV. Показатели рыночной активности (оборачиваемости).
- Показатель прибыльности (рентабельности).
- Показатели финансовой устойчивости.
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- Валютные фонды предприятий.
- Расчеты по экспортно-импортным операциям.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
- В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:
- По источникам выплаты налога:
- Всеобщие:
- Тема: налоги, включаемые в отпускную цену предприятия
- 1.Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Льготы по ндс:
- Плательщики налога на добавленную стоимость
- Ставка налога и порядок начисления:
- Порядок начисления:
- 2.Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
- Порядок начисления:
- 3.Акцизы
- Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
- Объект налогообложения:
- Порядок начисления и сроки уплаты акцизов:
- 4.Республиканский единый платеж
- Тема: прямые налоги
- Налоги, обязательные страховые взносы и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
- 1.1. Налог за использование природных
- 1.2. Платежи за землю
- 1.3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения
- 1.4. Взносы на обязательное страхование
- 1.5. Отчисления в инновационные фонды
- 2. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)
- 2.1. Налог на недвижимость
- 2.2. Налог на прибыль
- 2.3. Особенности налогообложения прибыли банков и страховых организаций
- 2.4. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных юридических лиц
- 2.2. Прочие налоги и сборы уплачиваемые из прибыли
- 2.2.1. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 2.2.2. Целевые сборы в местный бюджет
- Контрольные вопросы.
- Тема: финансовые отношения предприятия в условиях несостоятельности и банкротства
- 2.Критерии оценки структуры баланса.
- 3.Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в рб.
- Тема: «Финансовое планирование на предприятии»
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Основными задачами финансового плана на предприятии являются:
- 2. Методы финансового планирования
- Нормативный метод
- Расчётно-аналитический метод
- Балансовый метод
- Метод оптимизации плановых решений
- Экономико-математическое моделирование
- 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
- 1.Сущность и значение финансового планирования
- 2.Многолетнее и годовое финансовое планирование
- 3.Перспективное финансовое планирование
- 4.Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
- 5.Оперативное финансовое планирование
- Тема: финансовый контроль на предприятии
- 1. Назначение финансового контроля.
- 2. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
- 2.1. Виды и методы финансового контроля
- 3.Функции финансового контроля
- 4.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
- 1.Транспорт
- 2.Торговля
- 3.Строительство