1.1. Налог за использование природных
РЕСУРСОВ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ)
Экологический налог - это разновидность ресурсного налога. По своей сути - это плата за природопользование. Под природопользованием в данном случае понимают добычу в промышленных объемах природных ресурсов и выбросы субъектами хозяйствования загрязняющих веществ в окружающую среду: в атмосферный воздух и водоемы.
Предназначение такой платы заключается в сборе средств для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве.
Наряду с реализацией фискальной функции экологический налог широко используется в государстве как инструмент организации эффективного природопользования, предполагающего экономную добычу природных ресурсов и минимальное загрязнение окружающей среды.
Основным элементом организации эффективного природопользования является установление каждому природопользователю годовых лимитов добычи природных ресурсов и лимитов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Информация об объемах этих лимитов используется в технологии расчета налога. Контроль за соблюдением доведенных лимитов добычи и выбросов содержит в себе регулирующий потенциал экологического налога.
Размеры лимитов установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 119 «О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства» и ежегодно пересматриваются.
Количественные параметры республиканских лимитов добычи (выбросов) устанавливаются исходя из сложившихся в Беларуси запасов природных ресурсов и допустимых санитарных норм загрязнения окружающей среды.
Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются:
юридические лица, включая иностранные юридические лица;
филиалы и представительства, другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный счет;
участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения;
Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц освобождаются от уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога).
Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, плательщиками экологического налога не являются. При этом к бюджетным организациям относятся организации, финансируемые из бюджета на основе бюджетной сметы, имеющие текущий (расчетный) счет в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях и ведущие бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов и правилами бухгалтерского учета для организаций, финансируемых из бюджета. Плательщиками экологического налога не являются также бюджетные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Экологическим налогом облагаются:
объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов;
объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
объемы производимой или импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги, картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Налог за использование природных ресурсов состоит из платежей:
за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы,
оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. За переработку 1 т нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 2800 бел. р.
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.
За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.
За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.
Ставки за добычу природных ресурсов дифференцированы по каждому виду добываемых ресурсов и установлены в рублях за 1 т, 1 м3.
Ставки за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух дифференцированы в зависимости от класса опасности выбросов веществ.
Выделяют четыре класса опасности выбросов загрязняющих веществ (I класс - наиболее опасные вещества, ему соответствуют максимальные ставки; IV класс -менее опасные вещества, ему соответствуют минимальные ставки).
Ставки за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду дифференцируются по двум критериям:
а) степени загрязненности сбрасываемых вод:
- нормативно очищенные;
-нормативно чистые;
-неочищенные;
-без учёта категории качества;
б) месту сбора загрязняющих веществ:
-водоёмы;
-водотоки;
-подземные горизонты;
-поля фильтрации;
-накопители, выгреба.
Ставки установлены в рублях за 1 сбрасываемых вод.
Технология взывания экологического налога включает два вида льгот:
освобождение от уплаты налога;
изымание налога по льготным ставкам, уменьшенным путём применения понижающего коэффициента.
Специальными законодательными актами полностью освобождены от уплаты экологического налога:
крестьянские (фермерские) хозяйства в течении трёх лет с момента регистрации (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 февраля 1991г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);
работы по строительству жилья ( соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 1999г. №53 «Об упорядочении предоставлении кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений»).
Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога (в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999г. №27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции»;
Национальный банк Республики Беларусь и его подразделения (в соответствии со статьёй 42 Банковского кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2002г.;
Индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Понижающие коэффициенты применяются к ставкам:
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов в зависимости о видов используемого моторного топлива: по дизельному топливу – 0,8, сжиженному и сжатому газу – 0,3, биодизельному топливу – 0,6;
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива для получения тепловой или электрической энергии – 0,5;
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения – 0,27. Данный коэффициент не принимается к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства;
за технологические выбросы природного газа, образующиеся при его транспортировке для нужд республики, и при расчёте налога за выбросы загрязняющих веществ плательщиками, имеющими газоперекачивающие агрегаты, работающие на природном газе, - 0,8;
за выбросы сероуглерода и сероводорода, образующиеся при переработке целлюлозы – 0,5;
за сброс нормативно чистых вод в поверхностные воды объекты теплоэнергостанциями, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямой схеме, - 0,5.
Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателями ежеквартально, а остальными плательщиками – ежемесячно. Сумма налога исчисляется исходя из фактического объёма использования природных ресурсов; выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещения отходов производства или товаров, помещённых под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства; отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещённых под этот режим; произведённых и импортированных пластмассовой, стеклянной тары ; тары на основе бумаги, картона или иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации системных их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги
и картона, переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов в стоимостном выражении.
Исчисленные суммы налога за пользование природными ресурсами, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, индексируются с использованием коэффициент;!, установленного Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый (бюджетный) год.
Допускается исчисление налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В этом случае уплата налога за отчетный период производится индивидуальными предпринимателями в размере одной четвертой, а организациями - в размере одной двенадцатой части исчисленной суммы налога.
Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются налоговым органам индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками - ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика.
По платежам за размещение отходов производства на объектах хранения отходов налоговые декларации представляются плательщиками - владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган при возникновении налогового обязательства.
Платежи вносятся в бюджет индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками -ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок (организации - в размере 1/12, индивидуальные предприниматели - в размере 1/4 исчисленной суммы налога) представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты):
не позднее 20 февраля календарного года исходя из установленного годового лимита;
не позднее 20 января года, следующего за истекшим, на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства на объектах размещения отходов и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату налога. При этом в случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные плательщиками суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Суммы налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, а также за производство или импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги, картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания, за импортированные товары, упакованные в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сверх установленных лимитов - уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.
Платежи за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, включаются в цену продукции и не учитываются в составе объекта налогообложения при исчислении налога на прибыль.
- Тема: “Сущность финансов на предприятии” Необходимость и сущность финансов
- Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.
- Другие функции.
- Финансовая политика в современных условиях.
- 1.Содержание финансовой работы
- 2.Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 3.Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Принципы организации финансов предприятий
- Организация финансовой работы на предприятии
- 3. Государственное регулирование финансовой деятельности
- Принципы организации финансов предприятий
- 1.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
- 1.2. Принцип самофинансирования
- 1.3. Принцип материальной заинтересованности
- 1.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
- 1.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
- 1.6. Принцип материальной ответственности
- 1.7. Принцип экономической эффективности
- 1.8. Принцип финансового контроля
- Организация финансовой работы на предприятии
- 2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 2.2 Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Государственное регулирование финансовой деятельности
- 3.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности
- Контрольные вопросы:
- Тема: Ценные бумаги, как особая форма инвестиций
- 1. Понятие ценных бумаг
- 2. Функции ценных бумаг
- 3. Виды ценных бумаг
- 4. Инвестиционные качества
- 5. Факторный анализ инвестиционного риска вложений
- Контрольные вопросы:
- 2.Состав, классификация и структура основных фондов
- 3.Физический и моральный износ
- 4.Амортизация основных фондов. Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
- 5.Показатели и пути повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 1.Оборотные средства
- 2.. Нормирование оборотных средств
- 3. Потребность предприятия в оборотных средствах
- 4 Показатели уровня и эффективности использования оборотных средств
- 5. Пути улучшения использования оборотных средств
- 1. Износ амортизационных отчислений.
- 1.Классификация денежных затрат предприятий по экономическому содержанию, источники их финансирования.
- 2.Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), их классификация.
- Классификация затрат
- В составе элемента «Материальные затраты» отражаются:
- В элементе «Прочие затраты» отражаются многоплановые затраты:
- 3.Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 4.Планирование затрат на объем реализуемой продукции
- Нереализованные остатки готовой продукции включают:
- 5.Внутрихозяйственный финансовый контроль за уровнем себестоимости
- Задачами такого анализа являются:
- Контрольные вопросы:
- Тема: денежные доходы предприятия
- 2. Методы планирования выручки (в) от реализации продукции:
- 3. Прибыль, как составляющее доходов предприятия.
- 1.Понятие прибыли
- 2. Функции прибыли
- 3.Виды прибыли
- 4.Распределение и использование прибыли предприятия
- 5.Формирования прибыли
- Факторы, влияющие на величину прибыли
- 6.Планирование прибыли
- 7.Источник получения прибыли
- Контрольные вопросы:
- Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий
- 1.Формы безналичных расчётов
- 2.Расчет платежными требованиями.
- 3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями.
- 4.Аккредитив.
- 6.Банковские пластиковые карточки
- 7.Вексельное обращение
- Тема : «Организация кредитных отношений на предприятии»
- 2.Функции кредита
- 3.Роль кредита
- 3.Виды кредитов
- 5.Принципы кредита
- 7. Оценка кредитоспособности предприятия
- II. Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
- Показатели платежеспособности.
- IV. Показатели рыночной активности (оборачиваемости).
- Показатель прибыльности (рентабельности).
- Показатели финансовой устойчивости.
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- Валютные фонды предприятий.
- Расчеты по экспортно-импортным операциям.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
- В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:
- По источникам выплаты налога:
- Всеобщие:
- Тема: налоги, включаемые в отпускную цену предприятия
- 1.Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Льготы по ндс:
- Плательщики налога на добавленную стоимость
- Ставка налога и порядок начисления:
- Порядок начисления:
- 2.Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
- Порядок начисления:
- 3.Акцизы
- Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
- Объект налогообложения:
- Порядок начисления и сроки уплаты акцизов:
- 4.Республиканский единый платеж
- Тема: прямые налоги
- Налоги, обязательные страховые взносы и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
- 1.1. Налог за использование природных
- 1.2. Платежи за землю
- 1.3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения
- 1.4. Взносы на обязательное страхование
- 1.5. Отчисления в инновационные фонды
- 2. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)
- 2.1. Налог на недвижимость
- 2.2. Налог на прибыль
- 2.3. Особенности налогообложения прибыли банков и страховых организаций
- 2.4. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных юридических лиц
- 2.2. Прочие налоги и сборы уплачиваемые из прибыли
- 2.2.1. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 2.2.2. Целевые сборы в местный бюджет
- Контрольные вопросы.
- Тема: финансовые отношения предприятия в условиях несостоятельности и банкротства
- 2.Критерии оценки структуры баланса.
- 3.Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в рб.
- Тема: «Финансовое планирование на предприятии»
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Основными задачами финансового плана на предприятии являются:
- 2. Методы финансового планирования
- Нормативный метод
- Расчётно-аналитический метод
- Балансовый метод
- Метод оптимизации плановых решений
- Экономико-математическое моделирование
- 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
- 1.Сущность и значение финансового планирования
- 2.Многолетнее и годовое финансовое планирование
- 3.Перспективное финансовое планирование
- 4.Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
- 5.Оперативное финансовое планирование
- Тема: финансовый контроль на предприятии
- 1. Назначение финансового контроля.
- 2. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
- 2.1. Виды и методы финансового контроля
- 3.Функции финансового контроля
- 4.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
- 1.Транспорт
- 2.Торговля
- 3.Строительство