Расчеты по экспортно-импортным операциям.
Основной формой внешнеэкономической деятельности предприятий является внешняя торговля, т. е. оборот товаров и услуг между различными странами. Поскольку практически любое предприятие имеет право самостоятельно выходить на внешние рынки, то ему необходимо самостоятельно решать весь комплекс вопросов по заключению и реализации сделок с зарубежными партнерами (выбор продукции и торгового партнера, деловые переговоры, заключение и реализация внешнеторгового контракта).
Внешнеторговый контракт - это договор между двумя предприятиями в разных странах, в котором предусматривается обязательство одной стороны (экспортера) передать товар (выполнить работы, предоставить услуги) другой стороне (импортеру), которая обязуется принять товар и уплатить за него соответствующую цену.
Можно выделить следующие основные отличия внешнеторгового контракта от договоров, заключаемых для поставки товаров внутри страны:
♦ в двух странах расчеты проводятся в различных валютах, поэтому в рамках внешнеторгового контракта оговаривается единая валюта, в которой будут осуществляться расчеты;
♦ при заключении и реализации внешнеторговых контрактов действуют международные конвенции и стандартизированные условия, регламентирующие экономико-правовые отношения между экспортером и импортером в рамках внешнеторговой сделки, предусматривающие порядок ответственности за неисполнение обязательств и нарушение имущественных прав, а также порядок реализации претензий в судебном или в несудебном порядке.
Во внешнеторговом контракте предусматриваются следующие основные разделы:
♦ преамбула;
♦ предмет контракта (детальное наименование, вид, сорт, марка товара);
♦ количество товара;
♦ качество товара (по стандарту, по спецификации, по техническим условиям, по содержанию отдельных веществ в товаре, по предварительному осмотру или по другим критериям);
♦ срок поставки (обычно период, в который должна быть произведена поставка, и базисные условия поставки);
♦ цена и общая сумма контракта (в том числе базис цены (FOB, CIP и др.) с указанием места доставки, валюта цены и способ фиксации цены);
♦ условия платежа (валюта платежа, срок платежа, способ платежа (по факту, предоплата, отсрочка), форма расчетов);
♦ упаковка и маркировка;
♦ порядок отгрузки (уведомление покупателя о готовности к отгрузке и произведенной отгрузке);
♦ порядок сдачи-приемки товара;
♦ рекламации (порядок предъявления претензий покупателя к продавцу в связи с несоответствием количества и качества товара);
♦ гарантийный срок (по выявлению дефектов);
♦ форс-мажор;
♦ арбитраж.
В договорах особое значение имеют условия поставки, которые фиксируют момент перехода рисков сопровождения товара от экспортера к импортеру, определяют сторону, несущую транспортный риск и расходы по страхованию. В мировой практике действуют стандартизированные условия поставки Incoterms (разработанные Парижской международной торговой палатой).
В контракте может быть предусмотрено одно из следующих базовых условий поставки:
Оговорка Е (условия принятия товара):
♦ EXW (ex works) - с завода. Импортер забирает товар за свой счет непосредственно из помещений поставщика.
Оговорка F (основная транспортировка оплачивается покупателем):
♦ FCA (free carrier) - франко-перевозчик (с указанием места начала основной транспортировки). Поставщик должен доставить товар до названного места;
♦ FAS (free along-side ship) - франко-вдоль борта судна. Продавец за свой счет доставляет груз к борту морского судна;
♦ FOB (free on board) - франко-борт. Продавец доставляет и осуществляет погрузку на борт морского судна.
Оговорка С (основная перевозка оплачивается продавцом):
♦ CFR (cost and freight) - стоимость и фрахт. Продавец оплачивает транспортировку до порта назначения и страховку до порта погрузки;
♦ CIF (cost, insurance, freight) - стоимость, страхование, фрахт. Продавец также оплачивает страховку до порта назначения;
♦ СРТ (carriage paid to) - доставка оплачена до... ;
♦ CIP (carriage and insurance paid to) - доставка и страхование оплачены до... .
Оговорка D (условия прибытия):
♦ DAF (delivered at frontier) - доставлено на границу (с указанием места);
♦ DES (delivered ex ship) - доставлено с борта судна (с указанием места).
♦ DEQ (delivered ex quail) - доставлено с пристани (с указанием места);
♦ DDU (delivered duty unpaid) - доставлено без оплаты таможенных сборов. Экспортер обеспечивает доставку товара за таможенную границу в стране импортера без оплаты таможенных сборов;
♦ DDP (delivered duty paid) - доставлено с оплатой таможенных сборов.
Термины FAS, FOB, CFR, CIF, DES, DEQ применяются только при поставке водным транспортом; остальные термины - при осуществлении поставки любым транспортом.
Форма расчетов по внешнеторговым операциям, избираемая сторонами и четко оговариваемая в контракте, зависит от положения партнеров на рынке, транспортных, политико-экономических, валютных, трансфертных и прочих рисков. Если экспортер заинтересован в скорейшем получении денег для обеспечения непрерывности своего воспроизводственного процесса, то для импортера предпочтительной является оплата за уже поставленный товар.
Таким образом, стороны должны согласовать следующие ключевые моменты, определяющие порядок и форму международных расчетов:
♦ когда должны производиться платежи (до, во время или после поставки товаров);
♦ с помощью каких инструментов должен быть произведен платеж (денежный или вексельный оборот);
♦ где должен быть произведен платеж и с помощью какой формы международных расчетов.
В международных сделках действуют стандартизированные условия оплаты Парижской международной торговой палаты:
♦ на основе документарного аккредитива (унифицированные правила и обычаи по документарным аккредитивам - ERA 500);
♦ на основе документарного инкассо (Унифицированные правила по инкассо - ERI 522).
Если данные стандартные процедуры не применяются, то стороны могут использовать недокументарные платежные соглашения, реализуемые с помощью банковского перевода. Такими формами являются:
♦ предварительная оплата;
♦ авансовый платеж до или во время поставки;
♦ чистый (недокументарный) платеж («clean payment»);
♦ оплата с отложенным сроком платежа («deferred payment).
Сравнительная характеристика форм расчетов с точки зрения предпочтений экспортера и импортера, функции банков в обеспечении документооборота и внешнеторговом финансировании представлены в приложении Б.
Организация расчетов на основе кредитовых банковских переводов (переводов по поручению владельцев счетов) во внутреннем и внешнеэкономическом обороте осуществляется с использованием единого механизма.
Банковский перевод - последовательность операций, в соответствии с которыми банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу бенефициара, указанного в платежных инструкциях плательщика.
Механизм расчетов с использованием банковского перевода представлен в приложении В.
Инициатором кредитового банковского перевода выступает плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций.
При осуществлении международных банковских переводов денежных средств - платежные инструкции плательщика оформляются платежным поручением.
♦ наименование, местонахождение, код банка-получателя;
♦ наименование бенефициара и номер его счета;
♦ назначение платежа.
В международной торговле со странами Восточной Европы, значительное распространение получили документарные формы, позволяющие как сбалансировать интересы поставщиков и покупателей, так и значительно сократить влияние страновых рисков.
Основными документами во внешней торговле являются:
Транспортные документы: коносамент и свидетельство о погрузке при перевозках морским и внутренним водным транспортом, международная железнодорожная накладная (накладная CIM) и международная накладная для наземного транспорта (накладная CMR) при наземных перевозках, авианакладная - в воздушных перевозках, квитанция о сдаче отправления на почте и свидетельство об отправке почтой - при почтовых отправлениях, международное свидетельство о принятии груза экспедитором -в водном, наземном и воздушном транспорте; акты приемки-сдачи, складские свидетельства и прочие.
Документы страхования: страховой полис (страховое свидетельство). Страховой полис может быть оформлен «от всех рисков» или содержать «условие А» - страхование от пяти основных рисков: кражи; повреждений при погрузке-разгрузке; опасностей морского путешествия; выбрасывания груза за борт; пожара и повреждения товара от дыма.
Торговые (коммерческие) и таможенные документы: торговый счет, консульский счет, таможенный счет, сертификат контроля качества, весовое свидетельство, другие сертификаты и аттестации.
Финансовые документы: документы по расчетным операциям, гарантии, векселя и пр.
Официальные документы, требуемые официальными органами в странах импортера, экспортера и транзита: свидетельство о происхождении товара, сертификат «черного списка» (товар не изготовлен и не перевозился через определенные страны), документы, содействующие транспортировке товаров (книжки «TIR» для автотранспорта) или беспошлинному транзиту (в странах Евросоюза).
При применении документарных форм расчетов внешнеторговые документы служат гарантированию поставок и платежей: могут доказать выполнение экспортером контрактных обязательств и являются основанием для осуществления платежей импортером, а также делают возможным переход имущественных прав на товар.
Документарный аккредитив - обязательство, в силу которого банк («открывающий банк», «банк-эмитент»), действуя от своего имени или в соответствии с инструкциями клиента (приказодателя), при представлении обусловленных аккредитивом документов должен произвести платеж получателю денежных средств (бенефициару) или выполнить его поручения, или акцептовать, или оплатить переводные векселя, или уполномочивает другой банк произвести такой платеж, или оплатить, акцептовать или учесть переводные векселя.
Механизм расчетов на основе документарных аккредитивов схематично представлен в приложении В.
Аккредитив открывается банком-эмитентом на основании инструкций импортера, составляемых в соответствии с внешнеторговым контрактом.
В заявлении на аккредитив, к которому прилагаются договора, паспорта сделок, лицензии и другие документы, приказодателем указывается:
♦ дата и номер заявления на аккредитив;
♦ сумма и валюта аккредитива;
♦ исполняющий банк;
♦ вид аккредитива (отзывный, безотзывный, подтвержденный, переводной и т. д.);
♦ способ исполнения (платеж по предъявлению документов, платеж с рассрочкой, акцепт, негоциация);
♦ при выставлении переводного векселя - наименование трассата и срок платежа по векселю;
♦ краткое описание товара;
♦ полное и точное наименование необходимых для представления документов;
♦ сроки и порядок отгрузки, условия страхования, оплаты транспортных расходов, банковских комиссий и прочие документы в зависимости от вида аккредитива.
Аккредитив может быть открыт в случае наличия на счете приказодателя необходимой суммы денежных средств, а также частично или полностью за счет предоставляемого клиенту кредита.
В случае исполнения аккредитива открывающим банком платежи банку бенефициара производятся в течение 7 рабочих дней после получения документов по аккредитиву или в сроки, указанные в аккредитиве. Суммы по аккредитиву списываются с соответствующих балансовых счетов банка в корреспонденции с корреспондентскими счетами.
Документы по аккредитиву выдаются приказодателю под расписку.
Инкассо означает операции с документами, осуществляемые банками согласно полученным инструкциям в целях получения от плательщика платежа и (или) акцепта либо выдачи документов против платежа и (или) акцепта, либо выдачи документов на других условиях.
При расчетах в форме инкассо банки выполняют только посреднические функции и не несут ответственности за неоплату или неакцепт плательщиком инкассируемых документов. Различают чистое и документарное инкассо.
Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов (векселей, чеков и т. д.), не сопровождаемых коммерческими документами.
Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, а также инкассо только коммерческих документов.
Механизм осуществления документарного инкассо представлен в приложении В.
Когда экспортер хочет быть уверен, что заказчик получит уже оплаченный товар, он передает его исполнителю фрахта с указанием выдать товар только против определенных документов.
Коммерческие документы вместе с инкассовым поручением, определяющим сроки и условия получения платежа (акцепта), передаются экспортером в свой банк.
Банк-ремитент проверяет правильность оформления представляемых приказодателем (принципалом) инкассовых поручений, выбирает (если это не определено принципалом) инкассирующий банк-нерезидент.
Переводные векселя (тратты) и чеки с передаточной надписью принципала в пользу банка-ремитента снабжаются передаточными надписями в пользу инкассирующего банка.
- Тема: “Сущность финансов на предприятии” Необходимость и сущность финансов
- Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.
- Другие функции.
- Финансовая политика в современных условиях.
- 1.Содержание финансовой работы
- 2.Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 3.Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Принципы организации финансов предприятий
- Организация финансовой работы на предприятии
- 3. Государственное регулирование финансовой деятельности
- Принципы организации финансов предприятий
- 1.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
- 1.2. Принцип самофинансирования
- 1.3. Принцип материальной заинтересованности
- 1.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
- 1.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
- 1.6. Принцип материальной ответственности
- 1.7. Принцип экономической эффективности
- 1.8. Принцип финансового контроля
- Организация финансовой работы на предприятии
- 2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 2.2 Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Государственное регулирование финансовой деятельности
- 3.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности
- Контрольные вопросы:
- Тема: Ценные бумаги, как особая форма инвестиций
- 1. Понятие ценных бумаг
- 2. Функции ценных бумаг
- 3. Виды ценных бумаг
- 4. Инвестиционные качества
- 5. Факторный анализ инвестиционного риска вложений
- Контрольные вопросы:
- 2.Состав, классификация и структура основных фондов
- 3.Физический и моральный износ
- 4.Амортизация основных фондов. Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
- 5.Показатели и пути повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 1.Оборотные средства
- 2.. Нормирование оборотных средств
- 3. Потребность предприятия в оборотных средствах
- 4 Показатели уровня и эффективности использования оборотных средств
- 5. Пути улучшения использования оборотных средств
- 1. Износ амортизационных отчислений.
- 1.Классификация денежных затрат предприятий по экономическому содержанию, источники их финансирования.
- 2.Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), их классификация.
- Классификация затрат
- В составе элемента «Материальные затраты» отражаются:
- В элементе «Прочие затраты» отражаются многоплановые затраты:
- 3.Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 4.Планирование затрат на объем реализуемой продукции
- Нереализованные остатки готовой продукции включают:
- 5.Внутрихозяйственный финансовый контроль за уровнем себестоимости
- Задачами такого анализа являются:
- Контрольные вопросы:
- Тема: денежные доходы предприятия
- 2. Методы планирования выручки (в) от реализации продукции:
- 3. Прибыль, как составляющее доходов предприятия.
- 1.Понятие прибыли
- 2. Функции прибыли
- 3.Виды прибыли
- 4.Распределение и использование прибыли предприятия
- 5.Формирования прибыли
- Факторы, влияющие на величину прибыли
- 6.Планирование прибыли
- 7.Источник получения прибыли
- Контрольные вопросы:
- Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий
- 1.Формы безналичных расчётов
- 2.Расчет платежными требованиями.
- 3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями.
- 4.Аккредитив.
- 6.Банковские пластиковые карточки
- 7.Вексельное обращение
- Тема : «Организация кредитных отношений на предприятии»
- 2.Функции кредита
- 3.Роль кредита
- 3.Виды кредитов
- 5.Принципы кредита
- 7. Оценка кредитоспособности предприятия
- II. Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
- Показатели платежеспособности.
- IV. Показатели рыночной активности (оборачиваемости).
- Показатель прибыльности (рентабельности).
- Показатели финансовой устойчивости.
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- Валютные фонды предприятий.
- Расчеты по экспортно-импортным операциям.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
- В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:
- По источникам выплаты налога:
- Всеобщие:
- Тема: налоги, включаемые в отпускную цену предприятия
- 1.Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Льготы по ндс:
- Плательщики налога на добавленную стоимость
- Ставка налога и порядок начисления:
- Порядок начисления:
- 2.Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
- Порядок начисления:
- 3.Акцизы
- Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
- Объект налогообложения:
- Порядок начисления и сроки уплаты акцизов:
- 4.Республиканский единый платеж
- Тема: прямые налоги
- Налоги, обязательные страховые взносы и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
- 1.1. Налог за использование природных
- 1.2. Платежи за землю
- 1.3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения
- 1.4. Взносы на обязательное страхование
- 1.5. Отчисления в инновационные фонды
- 2. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)
- 2.1. Налог на недвижимость
- 2.2. Налог на прибыль
- 2.3. Особенности налогообложения прибыли банков и страховых организаций
- 2.4. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных юридических лиц
- 2.2. Прочие налоги и сборы уплачиваемые из прибыли
- 2.2.1. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 2.2.2. Целевые сборы в местный бюджет
- Контрольные вопросы.
- Тема: финансовые отношения предприятия в условиях несостоятельности и банкротства
- 2.Критерии оценки структуры баланса.
- 3.Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в рб.
- Тема: «Финансовое планирование на предприятии»
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Основными задачами финансового плана на предприятии являются:
- 2. Методы финансового планирования
- Нормативный метод
- Расчётно-аналитический метод
- Балансовый метод
- Метод оптимизации плановых решений
- Экономико-математическое моделирование
- 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
- 1.Сущность и значение финансового планирования
- 2.Многолетнее и годовое финансовое планирование
- 3.Перспективное финансовое планирование
- 4.Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
- 5.Оперативное финансовое планирование
- Тема: финансовый контроль на предприятии
- 1. Назначение финансового контроля.
- 2. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
- 2.1. Виды и методы финансового контроля
- 3.Функции финансового контроля
- 4.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
- 1.Транспорт
- 2.Торговля
- 3.Строительство