2.1. Налог на недвижимость
В условиях государственной экономики аналогом налога на недвижимость была плата за основные и оборотные фонды. Это был один из инструментов стимулирования эффективного использования основных и оборотных средств предприятий, но введение этого платежа особого успеха не имело.
С образованием самостоятельной налоговой системы с 1 января 1992 г. в Республике Беларусь был введен налог на недвижимость.
Введение данного налога было обусловлено рядом факторов. Во-первых, этот налог способен вызвать заинтересованность предприятий в реализации неиспользованных материальных ценностей, которые пополняли бы рынок данными товарами. Во-вторых, он стимулирует более эффективную эксплуатацию действующего основного капитала и финансовых активов, за которые нужно платить налоги; кроме того, ощутимый налоговый пресс побуждает предпринимателей к осмотрительности при покупке имущества.
В-третьих, налог на недвижимость - стабильный источник пополнения бюджета.
Плательщиками данного налога являются организации, филиалы представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет.
Со стоимости основных фондов, ввезенных на территорию Республики Беларусь по договорам аренды и другим договорам с иностранными юридическими или физическими лицами, предусматривающим
вовлечение ввезенного имущества в гражданский оборот, налог на недвижимость уплачивается независимо от условий договора лицом, использующим ввезенное имущество.
Со стоимости долгосрочно арендуемых основных фондов, по которым предусматривается переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения, при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены, уплата налога производится арендатором.
Со стоимости основных средств, возмездно арендованных у физических лиц, не состоящих в штате организации, плательщиком налога является организация (арендатор).
Юридические лица, финансируемые за счет средств бюджета Республики Беларусь, плательщиками налога на недвижимость не являются.
Примечание. К юридическим лицам, финансируемым за счет средств бюджета Республики Беларусь, относятся учреждения и организации, финансируемые на основе бюджетной сметы, имеющие штатное расписание и бюджетный (текущий) счет в учреждении банка и ведущие бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений (организаций), состоящих на бюджете.
Объектом налогообложения являются:
стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков;
стоимость объектов незавершенного строительства.
Примечание. В соответствии со ст. 86, 87 и 871 Гражданского кодекса Республики Беларусь:
1. Право собственности представляет собой независимое от других право лица владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
2. Правомочие владения представляет собой юридически обеспечивающую возможность хозяйственного господства над имуществом.
3. Правомочие пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления имущества.
4. Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять судьбу имущества.
5. Право полного хозяйственного ведения представляет собой основанное на праве собственности право предприятия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, представляемым ему собственником для осуществления хозяйственной деятельности.
6. Право оперативного управления представляет собой основанное на праве собственности право учреждения, финансируемого за счет собственника, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, закрепленным за ним собственником в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
7. В соответствии со ст. 577, 578 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законодательными актами могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Годовая ставка налога на недвижимость для организаций установлена в размере 1%.
Годовая ставка налога в размере 1% применяется к стоимости основных производственных и непроизводственных фондов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников, а также к стоимости объектов незавершенного строительства, принадлежащих заказчикам.
Садоводческими товариществами и гаражно-строительны-ми кооперативами по объектам общего пользования (водонапорные башни, водозаборные сооружения, административные здания и т.п.) исчисление налога на недвижимость производится поставке 0,1%.
Освобождаются от обложения налогом на недвижимость: объекты социально-культурного назначения и жилого фонда местных Советов депутатов, юридических лиц независимо от форм собственности.
Примечание. К объектам социально-культурного назначения следует относить основные фонды, используемые для здравоохранения, туризма и отдыха, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства.
Приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 7 декабря 1999 г. № 265/294 «О продлении переходного периода по применению
классификаторов» в документах должны одновременно применяться коды общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства и общегосударственного классификатора видов экономической деятельности.
Примечание. В соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь находящиеся на территории республики жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд независимо от форм собственности.
В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера:
основные средства организации общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», общественного объединения «Белорусское общество глухих» и общественного объединения «Белорусского общества инвалидов», а также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период;
основные средства, используемые в предпринимательской деятельности Республиканского государственного объединения «Белпочта»;
основные фонды, законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Примечание. Положение о порядке консервации основных производственных фондов утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2003 г. № 683;
основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Примечание. Перечень сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, определяется Советом Министров Республики Беларусь;
основные средства учреждений образования потребительской кооперации, а также финансируемых из республиканского или местных бюджетов высших, средних специальных и средних учебных заведений, имеющих статус учреждений системы образования.
Примечание. Порядок отнесения учебных заведений к имеющим статус учреждений образования определен Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»;
материальные и историко-культурные ценности, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь по перечню таких ценностей, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных действующим законодательством Республики Беларусь об охране историко-культурного наследия;
автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них (мосты, путепроводы, остановочные и посадочные площадки и павильоны, контрольно-диспетчерские пункты, площадки отдыха, устройства аварийно-вызывной связи, линейные сооружения по контролю дорожного движения).
Примечание. Классификация автомобильных дорог определена Законом Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. «Об автомобильных дорогах»;
культовые здания, в том числе не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, а также иные основные средства религиозных организаций в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;
участвующие в предпринимательской деятельности основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, сельскохозяйственных кооперативов, подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций, других сельскохозяйственных формирований.
Примечание. При определении производственных фондов, относящихся к фондам сельскохозяйственного назначения, следует руководствоваться Классификацией основных фондов (основных средств) совхозов и колхозов, межколхозных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Основные фонды должны относиться к той отрасли народного хозяйства и виду деятельности, к которым отнесена выработанная с участием этих фондов продукция сельского хозяйства.
В отрасли «Сельское хозяйство» выделяются основные фонды, относящиеся к растениеводству, животноводству и фондам общего назначения.
Примечание. При определении организаций, относящихся к сельскому хозяйству, основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения, которые освобождаются от обложения налогом на недвижимость, следует использовать классификатор «Отрасли народного хозяйства»;
объекты войск стратегического назначения Российской Федерации, временно дислоцированных на территории Республики Беларусь;
впервые введенные в действие здания и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию.
Примечание. По вопросам ввода зданий и сооружений юридических лиц в течение одного года с момента ввода указанных фондов в эксплуатацию следует руководствоваться Положением о порядке приема объектов в эксплуатацию, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1991 г. № 452;
объекты благоустройства городов, поселков городского типа других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета Республики Беларусь.
Примечание. Перечень объектов, относящихся к городскому благоустройству, определен Классификацией работ и межремонтных сроков по капитальному ремонту сооружений городского благоустройства, нормам затрат на капитальный ремонт, содержание и текущий ремонт этих сооружений;
не облагается налогом стоимость незавершенного строительства по строительным объектам и стройкам, которые финансируются из бюджета, а также жилищного строительства.
Налог на недвижимость определяется плательщиками ежеквартально, исходя из наличия основных производственных и непроизводственных фондов, по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.
Остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов определяется как стоимость основных средств по первичным данным бухгалтерского учета и соответствующей отчетности за вычетом их износа с учетом проведенной переоценки на начало года.
На основные фонды, по которым в соответствии с положением «О порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве» не начисляется износ, не производится и начисление налога на недвижимость.
При сдаче в аренду (иное возмездное и безвозмездное пользование) объектов основных производственных и непроизводственных фондов, освобожденных от обложения налогом, а также основных производственных и непроизводственных фондов организаций, финансируемых из бюджета, указанные фонды подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
При сдаче в аренду основных производственных и непроизводственных фондов организациями, финансируемыми из бюджета, организациям, финансируемым из бюджета, исчисление и уплата налога на недвижимость не производятся.
Общая сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов отражается в расчете налога на прибыль отдельной строкой и исключается из прибыли в первоочередном порядке. При этом сумма налога при определении налогооблагаемой прибыли за соответствующий отчетный период отражается нарастающим итогом с начала года.
Сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов вносится плательщиками в бюджет исходя из фактического расчета не позднее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога.
Уплата налога на недвижимость со стоимости объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), расположенных за пределами области или г. Минска, на территории которой (которого) зарегистрирован плательщик налога на недвижимость, производится по месту расположения объекта.
Исчисление налога производится по действующей ставке с применением коэффициента, установленного на территории соответствующей административно-территориальной единицы по месту расположения объекта налогообложения.
Плательщики не позднее 20-го числа первого месяца отчетного квартала представляют инспекциям Министерства по налогам и сборам по месту регистрации и по месту расположения объектов недвижимого имущества расчет остаточной стоимости основных и производственных и непроизводственных фондов, облагаемых налогом на недвижимость.
Исчисление налога на незавершенное строительство начинается по истечении срока строительства, определенного в соответствии со строительными нормами и правилами, и осуществляется до окончания строительства.
Сроки ввода в эксплуатацию объектов строительства в договорах подряда указываются с соблюдением требований Закона Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в
Республике Беларусь» и Правил о договорах подряда в капитальном строительстве, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 1993 г. № 583 «О мерах по улучшению работ строительного комплекса в условиях Перехода к рыночной экономике».
В случае увеличения продолжительности строительства по договору против сроков продолжительности строительства, определенных в соответствии со строительными нормами и правилами, при Исчислении налога следует руководствоваться СНИПом.
Сумма налога определяется исходя из стоимости незавершенного строительства на начало отчетного квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки. Годовая ставка налога на недвижимость на незавершенное строительство установлена в размере 1%.
Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2% со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства.
По объектам, строительство которых осуществляется хозяйственным способом, налог на незавершенное строительство не начисляется.
Налог в части выполненного объема работ по объектам незавершенного строительства вносится заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.
Плательщики налога представляют расчет квартальной суммы налога и перечень объектов незавершенного строительства, подлежащих налогообложению не позднее 20-го числа первого Месяца отчетного квартала. Уплата налога производится не позднее 22-го числа отчетного месяца.
Плательщики, имеющие объекты недвижимого имущества за пределами области или г. Минска, на территории где они зарегистрированы, одновременно с расчетом налога на недвижимость по месту регистрации, представляют сводный расчет налога на недвижимость, исчисленного в целом по всем объектам налогообложения.
- Тема: “Сущность финансов на предприятии” Необходимость и сущность финансов
- Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.
- Другие функции.
- Финансовая политика в современных условиях.
- 1.Содержание финансовой работы
- 2.Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 3.Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Принципы организации финансов предприятий
- Организация финансовой работы на предприятии
- 3. Государственное регулирование финансовой деятельности
- Принципы организации финансов предприятий
- 1.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
- 1.2. Принцип самофинансирования
- 1.3. Принцип материальной заинтересованности
- 1.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
- 1.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
- 1.6. Принцип материальной ответственности
- 1.7. Принцип экономической эффективности
- 1.8. Принцип финансового контроля
- Организация финансовой работы на предприятии
- 2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 2.2 Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Государственное регулирование финансовой деятельности
- 3.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности
- Контрольные вопросы:
- Тема: Ценные бумаги, как особая форма инвестиций
- 1. Понятие ценных бумаг
- 2. Функции ценных бумаг
- 3. Виды ценных бумаг
- 4. Инвестиционные качества
- 5. Факторный анализ инвестиционного риска вложений
- Контрольные вопросы:
- 2.Состав, классификация и структура основных фондов
- 3.Физический и моральный износ
- 4.Амортизация основных фондов. Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
- 5.Показатели и пути повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 1.Оборотные средства
- 2.. Нормирование оборотных средств
- 3. Потребность предприятия в оборотных средствах
- 4 Показатели уровня и эффективности использования оборотных средств
- 5. Пути улучшения использования оборотных средств
- 1. Износ амортизационных отчислений.
- 1.Классификация денежных затрат предприятий по экономическому содержанию, источники их финансирования.
- 2.Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), их классификация.
- Классификация затрат
- В составе элемента «Материальные затраты» отражаются:
- В элементе «Прочие затраты» отражаются многоплановые затраты:
- 3.Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 4.Планирование затрат на объем реализуемой продукции
- Нереализованные остатки готовой продукции включают:
- 5.Внутрихозяйственный финансовый контроль за уровнем себестоимости
- Задачами такого анализа являются:
- Контрольные вопросы:
- Тема: денежные доходы предприятия
- 2. Методы планирования выручки (в) от реализации продукции:
- 3. Прибыль, как составляющее доходов предприятия.
- 1.Понятие прибыли
- 2. Функции прибыли
- 3.Виды прибыли
- 4.Распределение и использование прибыли предприятия
- 5.Формирования прибыли
- Факторы, влияющие на величину прибыли
- 6.Планирование прибыли
- 7.Источник получения прибыли
- Контрольные вопросы:
- Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий
- 1.Формы безналичных расчётов
- 2.Расчет платежными требованиями.
- 3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями.
- 4.Аккредитив.
- 6.Банковские пластиковые карточки
- 7.Вексельное обращение
- Тема : «Организация кредитных отношений на предприятии»
- 2.Функции кредита
- 3.Роль кредита
- 3.Виды кредитов
- 5.Принципы кредита
- 7. Оценка кредитоспособности предприятия
- II. Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
- Показатели платежеспособности.
- IV. Показатели рыночной активности (оборачиваемости).
- Показатель прибыльности (рентабельности).
- Показатели финансовой устойчивости.
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- Валютные фонды предприятий.
- Расчеты по экспортно-импортным операциям.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
- В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:
- По источникам выплаты налога:
- Всеобщие:
- Тема: налоги, включаемые в отпускную цену предприятия
- 1.Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Льготы по ндс:
- Плательщики налога на добавленную стоимость
- Ставка налога и порядок начисления:
- Порядок начисления:
- 2.Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
- Порядок начисления:
- 3.Акцизы
- Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
- Объект налогообложения:
- Порядок начисления и сроки уплаты акцизов:
- 4.Республиканский единый платеж
- Тема: прямые налоги
- Налоги, обязательные страховые взносы и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
- 1.1. Налог за использование природных
- 1.2. Платежи за землю
- 1.3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения
- 1.4. Взносы на обязательное страхование
- 1.5. Отчисления в инновационные фонды
- 2. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)
- 2.1. Налог на недвижимость
- 2.2. Налог на прибыль
- 2.3. Особенности налогообложения прибыли банков и страховых организаций
- 2.4. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных юридических лиц
- 2.2. Прочие налоги и сборы уплачиваемые из прибыли
- 2.2.1. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 2.2.2. Целевые сборы в местный бюджет
- Контрольные вопросы.
- Тема: финансовые отношения предприятия в условиях несостоятельности и банкротства
- 2.Критерии оценки структуры баланса.
- 3.Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в рб.
- Тема: «Финансовое планирование на предприятии»
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Основными задачами финансового плана на предприятии являются:
- 2. Методы финансового планирования
- Нормативный метод
- Расчётно-аналитический метод
- Балансовый метод
- Метод оптимизации плановых решений
- Экономико-математическое моделирование
- 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
- 1.Сущность и значение финансового планирования
- 2.Многолетнее и годовое финансовое планирование
- 3.Перспективное финансовое планирование
- 4.Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
- 5.Оперативное финансовое планирование
- Тема: финансовый контроль на предприятии
- 1. Назначение финансового контроля.
- 2. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
- 2.1. Виды и методы финансового контроля
- 3.Функции финансового контроля
- 4.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
- 1.Транспорт
- 2.Торговля
- 3.Строительство