1.Транспорт
Особенности хозяйственной деятельности и организации финансов автотранспортных предприятий
Транспорт обеспечивает развитие национального хозяйства, соединение производства и потребления, объединение областей, отраслей экономики в единый народнохозяйственный комплекс. Отмечено, что для удовлетворения потребностей экономики стран со средним уровнем развития хозяйства и обеспечения мобильности населения доля транспорта в основных производственных фондах должна составлять не менее 12-15%, а в ВВП – порядка 6-9%. В Беларуси данные показатели соответствуют предложенным значениям, вклад транспорта в ВВП составляет около 10%.
Транспорт является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов: ежегодный расход бензина составляет около 84%, дизельного топлива 52% от общего объема их использования.
Наибольшая часть грузо - и пассажиропотоков в РБ приходится на автомобильный транспорт. По принципу подчиненности он подразделяется на транспорт общего пользования, подчиненный Министерству транспорта и коммуникаций РБ, и ведомственный транспорт, находящийся в собственности отдельных организаций, предприятий, ведомств.
В ведении Министерства транспорта и коммуникаций находится не более 8-10% от общего количества подвижного состава страны, но он выполняет свыше 20% всего объема перевозок.
В автотранспортном производстве не требуется сырьё, велики затраты живого и овеществленного труда на выполнение перевозок, ремонт и управление.
Состав и структура денежных расходов автотранспортных предприятий (АТП)
Издержки АТП представляют собой сумму расходов по организации хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия, которые включают расходы: на услуги по перевозке грузов и пассажиров; услуги по погрузке- разгрузке грузов; услуги по экспедированию грузов; прочие виды деятельности.
Одной из основных задач финансового менеджмента транспортного предприятия является минимизация расходов. Увеличение прибыли в условиях рыночной экономики возможно по средством оптимизации структуры издержек и сокращения затрат на выполняемые работы и предоставляемые услуги. Повышение цены (индексация) с целью увеличения прибыли, без снижения затрат нормальный рынок исключает.
По действующей методике на автомобильном транспорте при определении себестоимости перевозок учитываются только расходы, связанные только с перемещением грузов и пассажиров. Затраты на погрузочно-разгрузочные работы, а также расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на них себестоимости автомобильных перевозок не отражаются.
Специфика состава затрат транспортных предприятий определяет и возможные пути их снижения. Поскольку главным производственным ресурсом автотранспортных предприятий является подвижной состав, то с его эффективной эксплуатацией связаны основные резервы снижения себестоимости. Ими могут быть:
повышение интенсивности использования транспортных средств за счет снижения простоев из-за технической неисправности и организационных причин;
использование прицепов и автопоездов, дающее существенную экономию заработной платы и налоговых отчислений;
совершенствование структуры управления транспортным хозяйством и экономия накладных расходов и др.
Денежные доходы автотранспортных предприятий (АТП)
Доходы автотранспортных предприятий представляют собой поступления денежных средств от их хозяйственной деятельности. Подавляющую часть доходов АТП получают от перевозки грузов и пассажиров и сопутствующих им услуг.
В РБ доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет около 17%.В развитых странах эта цифра достигает 30%. Это сопоставление говорит о недостаточной развитости транспортного сервиса в Беларуси и определяет стратегию перспективного финансирования отрасли.
При умелой работе с клиентурой АТП имеют возможность получить оплату за оказываемые услуги гораздо быстрее, чем предприятия других отраслей народного хозяйства.
Это обусловлено:
возможностью получения автотранспортными предприятиями предварительной оплаты за оказываемые услуги;
меньшим периодом от начала выполнения до окончания каких-либо работ или услуг по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.
Оплата транспортных услуг осуществляется по тарифам. Порядок формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом регламентируется Министерством экономики, Министерством транспорта и коммуникаций.
Регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа автобусами в регулярном городском, пригородном и междугородном сообщениях и за пользование легковыми такси осуществляется областными Минским городским исполкомами и Министерством транспорта и коммуникаций. Отдельными постановлениями утверждаются размеры тарифов по перевозкам пассажиров в автобусах регулярных маршрутов как пригородного, так междугородного сообщения, дифференцируются в зависимости от типа подвижного состава, а также от характера маршрута (обычный, скоростной, экспрессный). Отдельно взимается плата за предварительную продажу и бронирование билетов и за провоз багажа. Тарифы на перевозку грузов, заказные перевозки пассажиров автомобильным транспортом формируется перевозчиком.
В зависимости от условий перевозок и вида услуг грузовые тарифы подразделяются:
на сдельные тарифы на перевозку грузов;
тарифы на перевозку грузов на условиях платы автотонно-часов;
тарифы на повременное пользование грузовыми автомобилями;
тарифы на пользование грузовыми таксомоторами;
тарифы на пользование грузовыми автомобилями из покилометрового расчета;
тарифы на перегон подвижного состава;
надбавки и скидки;
сборы за услуги, связанные с перевозками;
договорные тарифы.
По оценкам экспертов, срок окупаемости подвижного состава не превышает 4-5 лет. Развитие транспортной отрасли Беларуси имеет общенациональное значение как фактор роста экономики и благосостояния всего населения.
Формирование и использование прибыли
Автотранспортные предприятия перечисляют в государственный бюджет до 60% прибыли (промышленности предприятий до 30%). Это связано с большой фондоёмкостью транспортного производства и значительными объемами налога на недвижимость. Если в целом по республике доля налога на недвижимость в прибыли предприятий составляет 4%, то в автомобильном хозяйстве - более 12%.
Показатели рентабельности предприятий автомобильного транспорта общего пользования являются отрицательными на протяжении последних 5 лет и, более того, динамика этих показателей также негативна.
- Тема: “Сущность финансов на предприятии” Необходимость и сущность финансов
- Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.
- Другие функции.
- Финансовая политика в современных условиях.
- 1.Содержание финансовой работы
- 2.Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 3.Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Принципы организации финансов предприятий
- Организация финансовой работы на предприятии
- 3. Государственное регулирование финансовой деятельности
- Принципы организации финансов предприятий
- 1.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
- 1.2. Принцип самофинансирования
- 1.3. Принцип материальной заинтересованности
- 1.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
- 1.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
- 1.6. Принцип материальной ответственности
- 1.7. Принцип экономической эффективности
- 1.8. Принцип финансового контроля
- Организация финансовой работы на предприятии
- 2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 2.2 Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Государственное регулирование финансовой деятельности
- 3.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности
- Контрольные вопросы:
- Тема: Ценные бумаги, как особая форма инвестиций
- 1. Понятие ценных бумаг
- 2. Функции ценных бумаг
- 3. Виды ценных бумаг
- 4. Инвестиционные качества
- 5. Факторный анализ инвестиционного риска вложений
- Контрольные вопросы:
- 2.Состав, классификация и структура основных фондов
- 3.Физический и моральный износ
- 4.Амортизация основных фондов. Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
- 5.Показатели и пути повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 1.Оборотные средства
- 2.. Нормирование оборотных средств
- 3. Потребность предприятия в оборотных средствах
- 4 Показатели уровня и эффективности использования оборотных средств
- 5. Пути улучшения использования оборотных средств
- 1. Износ амортизационных отчислений.
- 1.Классификация денежных затрат предприятий по экономическому содержанию, источники их финансирования.
- 2.Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), их классификация.
- Классификация затрат
- В составе элемента «Материальные затраты» отражаются:
- В элементе «Прочие затраты» отражаются многоплановые затраты:
- 3.Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 4.Планирование затрат на объем реализуемой продукции
- Нереализованные остатки готовой продукции включают:
- 5.Внутрихозяйственный финансовый контроль за уровнем себестоимости
- Задачами такого анализа являются:
- Контрольные вопросы:
- Тема: денежные доходы предприятия
- 2. Методы планирования выручки (в) от реализации продукции:
- 3. Прибыль, как составляющее доходов предприятия.
- 1.Понятие прибыли
- 2. Функции прибыли
- 3.Виды прибыли
- 4.Распределение и использование прибыли предприятия
- 5.Формирования прибыли
- Факторы, влияющие на величину прибыли
- 6.Планирование прибыли
- 7.Источник получения прибыли
- Контрольные вопросы:
- Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий
- 1.Формы безналичных расчётов
- 2.Расчет платежными требованиями.
- 3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями.
- 4.Аккредитив.
- 6.Банковские пластиковые карточки
- 7.Вексельное обращение
- Тема : «Организация кредитных отношений на предприятии»
- 2.Функции кредита
- 3.Роль кредита
- 3.Виды кредитов
- 5.Принципы кредита
- 7. Оценка кредитоспособности предприятия
- II. Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
- Показатели платежеспособности.
- IV. Показатели рыночной активности (оборачиваемости).
- Показатель прибыльности (рентабельности).
- Показатели финансовой устойчивости.
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- Валютные фонды предприятий.
- Расчеты по экспортно-импортным операциям.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
- В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:
- По источникам выплаты налога:
- Всеобщие:
- Тема: налоги, включаемые в отпускную цену предприятия
- 1.Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Льготы по ндс:
- Плательщики налога на добавленную стоимость
- Ставка налога и порядок начисления:
- Порядок начисления:
- 2.Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
- Порядок начисления:
- 3.Акцизы
- Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
- Объект налогообложения:
- Порядок начисления и сроки уплаты акцизов:
- 4.Республиканский единый платеж
- Тема: прямые налоги
- Налоги, обязательные страховые взносы и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
- 1.1. Налог за использование природных
- 1.2. Платежи за землю
- 1.3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения
- 1.4. Взносы на обязательное страхование
- 1.5. Отчисления в инновационные фонды
- 2. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)
- 2.1. Налог на недвижимость
- 2.2. Налог на прибыль
- 2.3. Особенности налогообложения прибыли банков и страховых организаций
- 2.4. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных юридических лиц
- 2.2. Прочие налоги и сборы уплачиваемые из прибыли
- 2.2.1. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 2.2.2. Целевые сборы в местный бюджет
- Контрольные вопросы.
- Тема: финансовые отношения предприятия в условиях несостоятельности и банкротства
- 2.Критерии оценки структуры баланса.
- 3.Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в рб.
- Тема: «Финансовое планирование на предприятии»
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Основными задачами финансового плана на предприятии являются:
- 2. Методы финансового планирования
- Нормативный метод
- Расчётно-аналитический метод
- Балансовый метод
- Метод оптимизации плановых решений
- Экономико-математическое моделирование
- 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
- 1.Сущность и значение финансового планирования
- 2.Многолетнее и годовое финансовое планирование
- 3.Перспективное финансовое планирование
- 4.Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
- 5.Оперативное финансовое планирование
- Тема: финансовый контроль на предприятии
- 1. Назначение финансового контроля.
- 2. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
- 2.1. Виды и методы финансового контроля
- 3.Функции финансового контроля
- 4.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
- 1.Транспорт
- 2.Торговля
- 3.Строительство