17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
Общая характеристика краткосрочной финансовой политики. Краткосрочное банковское кредитование как традиционный метод краткосрочного финансирования. Коммерческий товарный кредит и его виды. Факторинг и перспективы его развития в России.
Краткосрочная финансовая политика – система мер, направленных на обеспечение бесперебойного финансирования текущей деятельности предприятия.
Область применения – текущая деятельность, краткосрочные финансовые вложения.
Временные рамки – 1 фин год или один оборот капитала, если он больше года.
Основной объект управления – оборотный капитал.
Цели:
1) обеспечение производства в пределах имеющихся мощностей
2) обеспечение гибкости текущего финансирования
3) гарантирование собственных источников финансировании капитальных вложений.
Коммерческий товарный кредит регулируется ГК. ( товар – оплата с отсрочкой)
Виды коммерческого кредита:
1. Консигнация.
А поставляет Б товар под реализацию. Та часть товара, которая будет реализована оплачивается поставщику после реализации, нереализованная продукция – возвращается поставщику.
+: для начала работы оборотные средства не нужны
увеличение географии реализации, нет необходимости содержать торговые площади.
2. Сезонный.
Поставщик поставляет товар, который должен быть оплачен после пика сезонных продаж.
+: широкая география распространения
для производителя - нет необходимости содержать складские помещения
для реализатора – не нужны оборотные средства, чтобы начать
Чем раньше купил, тем больше потом выиграл
3. Коммерческий товарный кредит со скидкой.
В договоре на поставку продукции указывается 2 срока оплаты. Если покупатель оплачивает товар в течение первого срока, то ему предоставляется скидка. Второй срок без скидки.
4. С использованием векселя.
Товар – вексель (обязательство уплатить определенную суму в установленный срок)
5.Обычный товарный кредит
Товар – деньги к оговоренной дате.
Еще виды кредитов:
1) бланковый (необеспеченный) – на осуществление отдельных хоз. операций
2) контокоррентный (овердрафт) – открывается контокоррентный счет как для кредитных так и для расчетных операций. В конце срока – фирма выплачивает оставшееся отрицательное сальдо с %
3) сезонный с ежемесячной амортизацией долга – идет на формирование переменной части оборотных средств. особенность – ежемесячная выплата % и части основного долга
4) открытие кредитной линии – срок до года
5) револьверный (автоматически возобновляемый) – поэтапная выборка средств, поэтапное погашение
6) онкольный – без обязательного срока (но коротк), с обязательством погасить по первому требованию
7) ломбардный – под заклад высоколиквидных активов.
8) бюджетные кредиты
9) выпуск векселей
Еще краткосрочные источники: финансирование за счёт прибыли, за счёт амортизации, товарный кредит, факторинг, взаимозачёт, бартер, толлинг.
Факторинг – переуступка неоплаченных долговых требований.
Переуступка специальной компании (банку) неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях кредита.
3 субъекта:
- организатор факторинга – спец. компания или отдел банка
- организация поставщик продукции – клиент организатора факторинга
- организация покупатель продукции – заемщик у поставщика.
Схема:
Поставка товара на условиях отсрочки платежа,
Уступка права требования фактору,
Выплата финансирования под уступку права требования. Выплачивается 70-90% от суммы сделки,
После того, как покупатель оплатил фактору поставленный товар (100%),
Фактор отправляет поставщику остаток денежных средств за вычетом комиссии.
Виды факторинга:
По уведомлению должника в участии в сделке факторинговой компании: Открытый факторинг – должник уведомляется об участии в сделке факторинговой компании; Закрытый (конфиденциальный) – должника заранее не уведомляют об участии в сделке факторинговой компании.
По праву обратного требования поставщику произвести возврат уплаченной суммы: Факторинг без права регресса – фактор не может требовать оплату от поставщика, даже если покупатель окажется несостоятельным; Факторинг с правом регресса – при заключении договора поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым обязательствам.
По территории, на которой находятся участники сделки: Внутренний факторинг – и покупатель, и продавец находятся на территории одной страны, Международный факторинг.
По сроку оплаты проданных требований: Факторинг с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты, Факторинг с условием оплаты требований к определенной дате.
В России факторинг появился только в марте 1996, когда была принята Часть вторая Гражданского кодекса.
Преимущества факторинга
- факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота капитала. При факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные и ликвидные риски.
После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом. В течение 10 лет с 1998 по 2008 год рынок активно развивался — фактически объемы рынка удваивались ежегодно. Финансовый кризис 2008 серьезно изменил расстановку сил на рынки: многие банки закрыли направления факторинга, продали или ликвидировали бизнес.
На сегодняшний день услуги факторинга предлагают такие крупные банки как ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк, а также спеицализированные факторинговые компании ФакторРус, Русская факторинговая компания и др. В условиях нестабильности российского рынка, несоблюдения контрагентами сроков осуществления платежей факторинг является перспективным направлением.
Главной проблемой осуществления факторинговой деятельности в банке является отличная от кредитного подразделения банка система принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. Другая проблема факторинга внутри банка — внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. То есть факторинговые компании — прямые конкуренты банков. И поэтому внутри банка факторинг не может развиваться.
В перспективе и в России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. И именно эти малые банки в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка.Сам тот факт, что факторинговая деятельность должна лицензироваться (банковской или собственной лицензией) и находиться под надзором определенного регулятора не вызывает сомнений у сторонников как «банковского», так и «самостоятельного» факторинга.
Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем, например, отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Факторинговые компании и банки могут развиваться еще быстрее. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности.
Успех распространения этой формы торгово-финансовой деятельности будет зависеть не только от общей экономической ситуации в стране, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.
Ключевым преимуществом факторинга является то, что он доступен широкому кругу малых и средних компаний.
Сдерживающими факторами стали непонимание большинством потенциальных клиентов сути факторинга, инерционность мышления (тяжело перестраиваемый российский менталитет), противоречивое законодательство, противоречивая судебная практика, дефицит кадров.
Главными тенденциями развития рынка становятся расширение отраслей, ранее не обслуживавшиеся по факторинговым операциям, например, энергетика, лесная отрасль; рост рынка, но более медленными темпами, чем в прошлом году; развитие "полного" факторинга, что видно на примере роста безрегрессного факторинга; рост срока отсрочки платежа.
- 2. Эластичность спроса и значение его анализа
- 4. Равновесие на однотоварном рынке
- 5. Издержки производства предпинимательских фирм
- 6. Доходы предпринимательских фирм
- 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
- 8.Фирма в условиях чистой монополии
- 9. Последствия монополизации товарных рынков
- 5.1 Методы антимонопольного регулирования
- 10. Рынки труда
- 11. Рынки капитала и земли
- 12. Основные макроэкономические показатели
- 13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ
- 14. Инвестиционный спрос на агрегированном рынке благ
- 15. Модели равновесия на агрегированном рынке благ
- 16. Спрос и предложение на рынке денег
- 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
- 1. Эффектом % ставки:
- 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
- 3. Эффект импортных закупок:
- II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
- 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
- 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
- 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
- 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
- 18. Безработица как макроэкономическая проблема
- 3 Основные причины безработицы:
- 1. Фрикционная.
- 2.Структурная.
- 3. Естественная.
- 4. Циклическая.
- 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
- 20. Экономический рост
- 1. Загрязнение окружающей среды.
- 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
- 2. Структура и содержание системы управления финансами.
- 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
- 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
- 2) Безвозмездные поступления:
- 5. Бюджетный процесс в рф.
- 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
- 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
- 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
- 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
- 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
- 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
- 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 13. Финансовые посредники и финансовые институты.
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
- 1 Группа: нормативы капитала банка
- 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
- 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
- 4 Группа – прочие нормативы
- 17. Пассивные операции коммерческого банка.
- 18. Активные операции коммерческого банка.
- 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
- 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
- Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
- Европейская валютная система 1979г.
- 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
- I.Как управляющей системы:
- II. Как области управления предприятием:
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
- 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
- 5. Денежные потоки и методы их оценки.
- Сравнение методов анализа движения денежных средств.
- 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
- 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
- 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
- II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
- 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
- 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
- 1) Экономический
- 2) Бухгалтерский
- 3) Учетно-аналитический
- 1)Традиционный подход. – минимум wacc
- 2)Модильяни-Миллер
- 3)Концепция иерархии.
- 1. Анализ капитала предприятия.
- 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
- I. Внутренние:
- II. Внешние:
- 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 1. Внутренние инструменты
- 1. Лизинг
- 2.Венчурное финансирование
- 5. Франчайзинг
- 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
- 13. Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
- 4 Модели финансирования оборотного капитала.
- 14. Управление запасами.
- 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
- 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
- 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
- II. Модель экономичного размера партии
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
- 1. Консервативный
- 2. Агрессивный
- 3. Умеренный
- 16. Управление денежными средствами на предпритии.
- I. Модель Баумоля (1952)
- II. Модель Миллера-Ора (1962)
- 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
- 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
- 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
- Модели прогнозирования