logo search
Teoriticheskaya_chast_finansy

1.1. Налог за использование природных

РЕСУРСОВ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ)

Экологический налог - это разновидность ресурсного налога. По своей сути - это плата за природопользование. Под природопользованием в данном случае понимают добычу в промышленных объемах природных ресурсов и выбросы субъектами хозяйствования загрязняющих веществ в окружающую среду: в атмосферный воздух и водоемы.

Предназначение такой платы заключается в сборе средств для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве.

Наряду с реализацией фискальной функции экологический налог широко используется в государстве как инструмент организации эффективного природопользования, предполагающего экономную добычу природных ресурсов и минимальное загрязнение окружающей среды.

Основным элементом организации эффективного природопользования является установление каждому природопользователю годовых лимитов добычи природных ресурсов и лимитов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Информация об объемах этих лимитов используется в технологии расчета налога. Контроль за соблюдением доведенных лимитов добычи и выбросов содержит в себе регулирующий потенциал экологического налога.

Размеры лимитов установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 119 «О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства» и ежегодно пересматриваются.

Количественные параметры республиканских лимитов добычи (выбросов) устанавливаются исходя из сложившихся в Беларуси запасов природных ресурсов и допустимых санитарных норм загрязнения окружающей среды.

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются:

Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц освобождаются от уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога).

Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, плательщиками экологического налога не являются. При этом к бюджетным организациям относятся организации, финансируемые из бюджета на основе бюджетной сметы, имеющие текущий (расчетный) счет в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях и ведущие бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов и правилами бухгалтерского учета для организаций, финансируемых из бюджета. Плательщиками экологического налога не являются также бюджетные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Экологическим налогом облагаются:

Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Налог за использование природных ресурсов состоит из платежей:

оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. За переработку 1 т нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 2800 бел. р.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.

За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

Ставки за добычу природных ресурсов дифференцированы по каждому виду добываемых ресурсов и установлены в рублях за 1 т, 1 м3.

Ставки за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух дифференцированы в зависимости от класса опасности выбросов веществ.

Выделяют четыре класса опасности выбросов загрязняющих веществ (I класс - наиболее опасные вещества, ему соответствуют максимальные ставки; IV класс -менее опасные вещества, ему соответствуют минимальные ставки).

Ставки за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду дифференцируются по двум критериям:

а) степени загрязненности сбрасываемых вод:

- нормативно очищенные;

-нормативно чистые;

-неочищенные;

-без учёта категории качества;

б) месту сбора загрязняющих веществ:

-водоёмы;

-водотоки;

-подземные горизонты;

-поля фильтрации;

-накопители, выгреба.

Ставки установлены в рублях за 1 сбрасываемых вод.

Технология взывания экологического налога включает два вида льгот:

Специальными законодательными актами полностью освобождены от уплаты экологического налога:

Понижающие коэффициенты применяются к ставкам:

Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателями ежеквартально, а остальными плательщиками – ежемесячно. Сумма налога исчисляется исходя из фактического объёма использования природных ресурсов; выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещения отходов производства или товаров, помещённых под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства; отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещённых под этот режим; произведённых и импортированных пластмассовой, стеклянной тары ; тары на основе бумаги, картона или иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации системных их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги

и картона, переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов в стоимостном выражении.

Исчисленные суммы налога за пользование природными ресурсами, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, индексируются с использованием коэффициент;!, установленного Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый (бюджетный) год.

Допускается исчисление налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В этом случае уплата налога за отчетный период производится индивидуальными предпринимателями в размере одной четвертой, а организациями - в размере одной двенадцатой части исчисленной суммы налога.

Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются налоговым органам индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками - ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика.

По платежам за размещение отходов производства на объектах хранения отходов налоговые декларации представляются плательщиками - владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган при возникновении налогового обязательства.

Платежи вносятся в бюджет индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками -ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок (организации - в размере 1/12, индивидуальные предприниматели - в размере 1/4 исчисленной суммы налога) представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты):

Суммы налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, а также за производство или импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги, картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания, за импортированные товары, упакованные в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сверх установленных лимитов - уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.

Платежи за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, включаются в цену продукции и не учитываются в составе объекта налогообложения при исчислении налога на прибыль.