logo search
otvety_nashi(гос экзамен)

9. Последствия монополизации товарных рынков

Последствия монополизации товарных рынков: повышение цены и сокращение объема продаж, перераспределение общей выгоды от обмена и чистые потери благосостояния. Избыточное монопольное бремя. Необходимость и методы государственного регулирования монопольных рынков. Естественная монополия и условия ее возникновения. Особенность спроса на продукцию естественных монополий. Проблема общественного регулирования цен в сфере естественных монополий. Регулирование естественных монополий в современной России.

Социально-экономические последствия монополии:

1.Цена в условиях монополии выше, чем при рынке чистой конкуренции. Объем удовлетворения спроса меньше.

2. излишек покупателя меньше в монополии, чем на рынке чистой конкуренции. Изъятие потребительского излишка.

3.Неэффективное использование ресурсов. Загрузка мощностей меньше, чем на рынке чистой конкуренции. Рабочая сила тоже используется не полностью эффективно.

4. Торможение, незаинтересованность в научно-техническом прогрессе.

5. Стремление монополистов повысить цену – одна из причин роста инфляции. Монополии разоряют других участников рынка.

6. Абсолютна ценовая дискриминация. Разные категории покупателей вынуждены покупать товар по разным ценам. ( в основном для услуг)

Главная причина появления естественной монополии: эффект отдачи от масштабов производства. Из-за этого экономически невыгодно существование хотя бы одной дополнительной фирмы. При их появлении объем производства каждой снижается, а средние совокупные издержки повышаются.

Минимизация средних издержек достигается при объеме сопоставимым с отраслевым спросом.

Минимизация средних издержек (ATC) наступает позже, чем заканчивается спрос. Объем производства с MIN ATC не востребован в полном объеме.

-Нет товаров субститутов;

-Касается товаров первой необходимости.

Особенность спроса: имеет регулярные пиковые колебания. Из-за этого избыточные мощности (по отношению к средним значениям). Поэтому их надо окупать через цену.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют "защищенными" от конкуренции).

В российском законодательстве ключевыми признаками естественной монополии как состояния товарного рынка являются:

• наличие технологических особенностей производства товара, выражающихся в снижении издержек при увеличении объемов производства и делающих эффективным удовлетворение спроса на соответствующий товар в условиях отсутствия конкуренции;

• отсутствие товаров, способных послужить заменителем для товаров, производимых субъектами естественной монополии, результатом чего является низкая степень влияния цены на спрос.

Естественная монополия как объект государственного регулирования - это сфера экономической деятельности, где конкуренция:

• или экономически неэффективна,

• или невозможна в силу специфики технологического процесса производства товаров (услуг),

• или противоречит интересам общества (государства).

При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях» предусмотрено три метода регулирования:

1. Ценовое регулирование.

2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

3. Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.

Основными задачами этих органов являются:1)содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;2)предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;3)государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.