9. Последствия монополизации товарных рынков
Последствия монополизации товарных рынков: повышение цены и сокращение объема продаж, перераспределение общей выгоды от обмена и чистые потери благосостояния. Избыточное монопольное бремя. Необходимость и методы государственного регулирования монопольных рынков. Естественная монополия и условия ее возникновения. Особенность спроса на продукцию естественных монополий. Проблема общественного регулирования цен в сфере естественных монополий. Регулирование естественных монополий в современной России.
Социально-экономические последствия монополии:
1.Цена в условиях монополии выше, чем при рынке чистой конкуренции. Объем удовлетворения спроса меньше.
2. излишек покупателя меньше в монополии, чем на рынке чистой конкуренции. Изъятие потребительского излишка.
3.Неэффективное использование ресурсов. Загрузка мощностей меньше, чем на рынке чистой конкуренции. Рабочая сила тоже используется не полностью эффективно.
4. Торможение, незаинтересованность в научно-техническом прогрессе.
5. Стремление монополистов повысить цену – одна из причин роста инфляции. Монополии разоряют других участников рынка.
6. Абсолютна ценовая дискриминация. Разные категории покупателей вынуждены покупать товар по разным ценам. ( в основном для услуг)
Главная причина появления естественной монополии: эффект отдачи от масштабов производства. Из-за этого экономически невыгодно существование хотя бы одной дополнительной фирмы. При их появлении объем производства каждой снижается, а средние совокупные издержки повышаются.
Минимизация средних издержек достигается при объеме сопоставимым с отраслевым спросом.
Минимизация средних издержек (ATC) наступает позже, чем заканчивается спрос. Объем производства с MIN ATC не востребован в полном объеме.
-Нет товаров субститутов;
-Касается товаров первой необходимости.
Особенность спроса: имеет регулярные пиковые колебания. Из-за этого избыточные мощности (по отношению к средним значениям). Поэтому их надо окупать через цену.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют "защищенными" от конкуренции).
В российском законодательстве ключевыми признаками естественной монополии как состояния товарного рынка являются:
• наличие технологических особенностей производства товара, выражающихся в снижении издержек при увеличении объемов производства и делающих эффективным удовлетворение спроса на соответствующий товар в условиях отсутствия конкуренции;
• отсутствие товаров, способных послужить заменителем для товаров, производимых субъектами естественной монополии, результатом чего является низкая степень влияния цены на спрос.
Естественная монополия как объект государственного регулирования - это сфера экономической деятельности, где конкуренция:
• или экономически неэффективна,
• или невозможна в силу специфики технологического процесса производства товаров (услуг),
• или противоречит интересам общества (государства).
При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях» предусмотрено три метода регулирования:
1. Ценовое регулирование.
2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
3. Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.
Основными задачами этих органов являются:1)содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;2)предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;3)государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
- 2. Эластичность спроса и значение его анализа
- 4. Равновесие на однотоварном рынке
- 5. Издержки производства предпинимательских фирм
- 6. Доходы предпринимательских фирм
- 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
- 8.Фирма в условиях чистой монополии
- 9. Последствия монополизации товарных рынков
- 5.1 Методы антимонопольного регулирования
- 10. Рынки труда
- 11. Рынки капитала и земли
- 12. Основные макроэкономические показатели
- 13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ
- 14. Инвестиционный спрос на агрегированном рынке благ
- 15. Модели равновесия на агрегированном рынке благ
- 16. Спрос и предложение на рынке денег
- 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
- 1. Эффектом % ставки:
- 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
- 3. Эффект импортных закупок:
- II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
- 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
- 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
- 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
- 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
- 18. Безработица как макроэкономическая проблема
- 3 Основные причины безработицы:
- 1. Фрикционная.
- 2.Структурная.
- 3. Естественная.
- 4. Циклическая.
- 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
- 20. Экономический рост
- 1. Загрязнение окружающей среды.
- 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
- 2. Структура и содержание системы управления финансами.
- 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
- 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
- 2) Безвозмездные поступления:
- 5. Бюджетный процесс в рф.
- 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
- 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
- 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
- 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
- 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
- 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
- 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 13. Финансовые посредники и финансовые институты.
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
- 1 Группа: нормативы капитала банка
- 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
- 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
- 4 Группа – прочие нормативы
- 17. Пассивные операции коммерческого банка.
- 18. Активные операции коммерческого банка.
- 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
- 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
- Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
- Европейская валютная система 1979г.
- 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
- I.Как управляющей системы:
- II. Как области управления предприятием:
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
- 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
- 5. Денежные потоки и методы их оценки.
- Сравнение методов анализа движения денежных средств.
- 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
- 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
- 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
- II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
- 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
- 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
- 1) Экономический
- 2) Бухгалтерский
- 3) Учетно-аналитический
- 1)Традиционный подход. – минимум wacc
- 2)Модильяни-Миллер
- 3)Концепция иерархии.
- 1. Анализ капитала предприятия.
- 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
- I. Внутренние:
- II. Внешние:
- 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 1. Внутренние инструменты
- 1. Лизинг
- 2.Венчурное финансирование
- 5. Франчайзинг
- 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
- 13. Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
- 4 Модели финансирования оборотного капитала.
- 14. Управление запасами.
- 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
- 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
- 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
- II. Модель экономичного размера партии
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
- 1. Консервативный
- 2. Агрессивный
- 3. Умеренный
- 16. Управление денежными средствами на предпритии.
- I. Модель Баумоля (1952)
- II. Модель Миллера-Ора (1962)
- 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
- 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
- 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
- Модели прогнозирования