logo search
otvety_nashi(гос экзамен)

7. Фирма в условиях совершенной конкуренции

Характеристика рынков совершенной конкуренции. Особенности ценовой эластичности и кривой спроса на продукт конкурентной фирмы. Рыночная цена и предельный доход конкурентной фирмы. Определение оптимального объема выпуска. Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы. Кривая отраслевого предложения. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Причины отсутствия экономической прибыли в долгосрочном периоде.

Рынки, на которых множество продавцов предлагает однородную (идентичную) продукцию множеству покупателей называют рынками абсолютной (совершенной) конкуренции.

Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:

  1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию

  • Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора. Это простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков.

  • Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.

  • Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

  • Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).

  • Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

    На таких рынках отсутствуют серьезные барьеры для вступления на них новых фирм, для создания новой фирмы не требуется больших капиталов и для выхода из них (ликвидационные издержки невелики).Наличие большого числа продавцов на таких рынках означает, что доля каждого из них в рыночном предложении невелика, а поэтому ни один из них не может изменением своего предложения существенно повлиять на рыночную цену. Предлагаемая всеми продавцами продукция с точки зрения покупателей является абсолютно взаимозаменяемой. Поэтому ни один продавец не может повысить цену на свою часть продукции, так как в этом случае не сможет ничего продать. Понижать цену отдельным продавцам нет смысла, так как по единой цене каждый продавец может продавать сколько угодно продукции. В связи с указанными причинами спрос на продукцию каждой конкурентной фирмы является совершенно эластичным (малейшее изменение какого-либо фактора вызывает изменение в спросе от 0 до бесконечности.), то есть кривая спроса для каждой фирмы представляет собой горизонтальную линию. Так как любой объем все продавцы могут продавать по одинаковой цене, то предельный доход каждого из них всегда равен рыночной цене, то есть не зависит от объемов продаж. В краткосрочный период конкурентные фирмы могут работать как с прибылью, так и с убытками. В 1 случае они решают задачу максимизации прибыли, во втором- минимизации убытков. рис 35,36

    В долгосрочном периоде ни одна конкурентная фирма не будет продолжать работу с убытками, поэтому продолжать работу фирмы будут при условии, если рыночная цена не ниже минимального уровня предельных общих издержек, но, так как для входа в конкурентные отрасли новых фирм не связано со значительными затратами, то в конкурентных отраслях постоянно изменяется число фирм, а значит и уровень рыночного предложения товаров.

    Причиной изменения числа фирм является изменение уровня рыночной цены. В свою очередь причиной изменения уровня цены является изменение уровня рыночного предложения. Так как в краткосрочном периоде оптимальным объемом выпуска является такой, при котором рыночная цена равна предельным издержкам, то все точки, символизирующие оптимальные объемы выпуска при разных уровнях рыночной цены находится на кривой предельных издержек, то кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с кривой предельных издержек.

    При наличии в отрасли нормальной экономической прибыли, в нее устремятся другие фирмы, которые, приобретя на рынке необходимые факторы производства, начнут выпускать аналогичную продукцию. Поэтому кривая предложения на данном рынке будет отражать совокупное предложение всех фирм, которое образуется в результате сложения предельных затрат фирм при определенном уровне цены, которая выше минимальных средних переменных затрат этих фирм.

    Нормальная прибыль

    NORMAL PROFIT Прибыль, равная вмененным издержкам и достаточная лишь для того, чтобы фирма продолжала производить свою продукцию. Согласно теории рынка, если норма прибыли в отрасли слишком мала, чтобы она могла компенсировать затраты на инвестированный капитал по сравнению с прибылью, которую можно получить на других конкурентных рынках, фирма переместит свои ресурсы в другую отрасль.

    В долгосрочном периоде спрос не эластичен из-за эффектов дохода и замещения.

    ???ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ВЫПУСКА:

    -такой объем когда разница между общим доходом и общими издержками максимальна, те. будет достигнут максимальный объем прибыли.

    -когда предельный доход равен предельным издержкам.

    Долгосрочный период: постоянный маятник (то больше фирм то меньше)

    В долгосрочном периоде типично получение фирмой нулевой экономической прибыли. В долгосрочном периоде достаточно времени для изменения производственных мощностей (имеющихся фирм или для создания новых фирм).Побудительный мотив для этого - наличие экономической прибыли (или убытка).В результате притока новых фирм (увеличения производственных мощностей) предложение отрасли увеличится и рыночная цена будет падать, пока не исчезнет экономическая прибыль (и наоборот: в случае получения убытка происходит отток фирм из отрасли, рост цены).

    Кривая (прямая) долгосрочного предложения совершенно конкурентной отрасли показывает, что конкурентная отрасль способна обеспечить любой объем предложения по одной и той же цене (в случае постоянных долгосрочных издержек) , Потому что, как бы не изменялся спрос, объем предложения отреагирует так, что в конечном счете точка равновесия отрасли вновь вернется на уровень нулевой экономической прибыли. Точнее - долгосрочной кривой предложения конкурентной отрасли является линия, проходящая через точки безубыточности для каждого уровня производства .В положении долговременного равновесия: MR=P=MC=minATC

    Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек ( LAC ) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: P = LAC = LMC (рыночная цена, по которой фирма продает свою продукцию, равна ее долгосрочным предельным затратам и одновременно — минимальным долгосрочным средним затратам).