logo search
Teoriticheskaya_chast_finansy

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.

Управление финансовыми взаимоотношениями в об­ласти внешнеэкономической деятельности осуществляет­ся с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулиро­вание.

Структура органов управления представлена следующи­ми уровнями:

• общегосударственный — Парламент, Президент, Правительство;

• функциональный — органы государственного плани­рования, финансирования и контроля валютной деятельнос­ти (Министерство иностранных дел, Министерство экономи­ки, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);

• хозяйственный — субъекты хозяйственной деятель­ности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.

Центральным исполнительным органом, координирую­щим внешнеэкономическую деятельность, является Минис­терство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней поли­тики и обеспечивает их реализацию.

Основными задачами Министерства иностранных дел являются:

• создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

• разработка предложений по таможенно-тарифной по­литике, прогнозов внешнеторгового и платежного балан­сов, координация деятельности по осуществлению мер та­рифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

• анализ и прогноз тенденций и закономерностей в об­ласти инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;

• участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизо­ванных валютных ресурсов;

• разработка и осуществление совместно с заинтересо­ванными сторонами мероприятий по развитию и улучше­нию структуры экспорта и импорта и др.

На Министерство экономики возложена разработка со­циально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с за­рубежными странами, отвечающих экономическим интере­сам нашей страны.

Министерство финансов осуществляет выработку финан­совой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формиро­вании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими ор­ганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) осущест­вляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным ор­ганом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:

• реализация таможенной политики;

• обеспечение соблюдения законодательства о тамо­женном деле;

• обеспечение в пределах своей компетенции экономи­ческой безопасности республики;

• борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в облас­ти таможенных органов;

• своевременное и полное взимание таможенных пош­лин, налогов и других обязательных платежей.

Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; со­вместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятель­ности. Он регулирует валютные операции и курс белорус­ского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерче­ским банкам на осуществление валютных операций, участ­вует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и предста­вительств.

Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой ор­ганизацией, содействующей развитию национальной эконо­мики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объ­единяет юридических лиц и предпринимателей и осущест­вляет свою деятельность в целях интегрирования белорус­ской экономики в мировую хозяйственную систему, формирования рыночной инфраструктуры, создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей респуб­лики с другими странами.

На уровне предприятия управление внешнеэкономи­ческой деятельностью осуществляется посредством внеш­неторгового аппарата, организационная структура которо­го весьма разнообразна. Она зависит от размера предпри­ятия, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних ус­ловий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управле­ние внешнеэкономической деятельностью, отдел внешнеэкономических связей).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение термину «Внешнеэкономическая деятельность предприятия».

  2. Перечислите функции ВЭД.

  3. Дайте определение финансам внешнеэкономической деятельности предприятий.

  4. Назовите источники получения средств в иностранной валюте.

  5. Сущность текущего счета в иностранной валюте.

  6. Документы, предоставляемые предприятием в уполномоченный банк для покупки иностранной валюты.

  7. Перечислите счета, которые можно открыть в иностранной валюте.

  8. Сущность кредита в иностранной валюте.

  9. Дайте определение внешнеторговому контракту.

  10. Перечислите основные документы во внешней торговле.

Тема: Основы налоговой системы РБ

В соответствии с налоговым кодексом РБ от 19 декабря 2002 года №166-3(в редакции от 13 ноября от 2008 года №449-3):налогом признается обязательным индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организацией и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащим им на основе права, собственности хоз.веденья или оперативного управления денежных средств в Республиканские или местные бюджеты.

Необходимость налогов вытекает из классических организаций, которые выполняют разнообразную деятельность требующих средств. Кроме налогов у государства по существу нет иных источников средств для финансирования своих нужд и пополнения гос. бюджета(можно взять кредит придется возвращать с уплатой в %)можно осуществить дополнительный выпуск денег7 в оборот ведет и инфляция. Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования. Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам. Третья группа проблем, которые необходимо разрешить при разработке проектов новых налоговых законов, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа. Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы. Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д. Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Функции налогов:

Классификация налогов:

  1. По способу изъятия и признаку перелагаемости:

    • Прямые- взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика и плательщик который является владельцем имущества или дохода, т.е. юридические и физические плательщики совпадают.

А)реальные построенные без учета личности плательщика и уровня доходности. Фактически наличенные имуществом являются основанием для обложения (НДС)

Б) личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую приспособленность плательщика