Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.
Структура органов управления представлена следующими уровнями:
• общегосударственный — Парламент, Президент, Правительство;
• функциональный — органы государственного планирования, финансирования и контроля валютной деятельности (Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);
• хозяйственный — субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.
Центральным исполнительным органом, координирующим внешнеэкономическую деятельность, является Министерство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней политики и обеспечивает их реализацию.
Основными задачами Министерства иностранных дел являются:
• создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;
• разработка предложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового и платежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;
• анализ и прогноз тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;
• участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизованных валютных ресурсов;
• разработка и осуществление совместно с заинтересованными сторонами мероприятий по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта и др.
На Министерство экономики возложена разработка социально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, отвечающих экономическим интересам нашей страны.
Министерство финансов осуществляет выработку финансовой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формировании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими органами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.
Государственный таможенный комитет (ГТК) осуществляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:
• реализация таможенной политики;
• обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;
• обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;
• борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в области таможенных органов;
• своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; совместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности. Он регулирует валютные операции и курс белорусского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций, участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств.
Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объединяет юридических лиц и предпринимателей и осуществляет свою деятельность в целях интегрирования белорусской экономики в мировую хозяйственную систему, формирования рыночной инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей республики с другими странами.
На уровне предприятия управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется посредством внешнеторгового аппарата, организационная структура которого весьма разнообразна. Она зависит от размера предприятия, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних условий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управление внешнеэкономической деятельностью, отдел внешнеэкономических связей).
Контрольные вопросы:
Дайте определение термину «Внешнеэкономическая деятельность предприятия».
Перечислите функции ВЭД.
Дайте определение финансам внешнеэкономической деятельности предприятий.
Назовите источники получения средств в иностранной валюте.
Сущность текущего счета в иностранной валюте.
Документы, предоставляемые предприятием в уполномоченный банк для покупки иностранной валюты.
Перечислите счета, которые можно открыть в иностранной валюте.
Сущность кредита в иностранной валюте.
Дайте определение внешнеторговому контракту.
Перечислите основные документы во внешней торговле.
Тема: Основы налоговой системы РБ
В соответствии с налоговым кодексом РБ от 19 декабря 2002 года №166-3(в редакции от 13 ноября от 2008 года №449-3):налогом признается обязательным индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организацией и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащим им на основе права, собственности хоз.веденья или оперативного управления денежных средств в Республиканские или местные бюджеты.
Необходимость налогов вытекает из классических организаций, которые выполняют разнообразную деятельность требующих средств. Кроме налогов у государства по существу нет иных источников средств для финансирования своих нужд и пополнения гос. бюджета(можно взять кредит придется возвращать с уплатой в %)можно осуществить дополнительный выпуск денег7 в оборот ведет и инфляция. Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования. Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам. Третья группа проблем, которые необходимо разрешить при разработке проектов новых налоговых законов, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа. Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы. Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д. Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
Функции налогов:
Фискальная- проявляется в бесперебойном обеспеченье государства финансовыми ресурсами необходимые для осуществления его деятельности (формирование государства) эта функция отражает формы принудительного решения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка. Для этой функции характерна свойства максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государства бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходами.
Перераспределительная- обеспечивает процесс перераспределения ВВП. Одна его часть направляется на расширенное воспроизводство, факторов производства, а другая в бюджет государства ,которая в последствии расходуется на содержание в первую очередь непроизводственной сферы( обороны страны, внешнеэкономической деятельности)
Регулирующая- мониврирование налоговыми ставками, льготами, и штрафными изменениями условия налогообложения. Вводя один и отменяя другой развитие одних отраслей и производства в замедлении, развитие других производств способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая- с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует тех.процесс увеличение числа рабочих мест, капитальное вложение в расширение в производства, развитию благотворительной деятельности, социально-культурной и природоотраслевой сферы. Освобождается от налогов организация которые используют труд рабочих инвалидов ,если численность в них составляет более 50% от средней численности за период.
Классификация налогов:
По способу изъятия и признаку перелагаемости:
Прямые- взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика и плательщик который является владельцем имущества или дохода, т.е. юридические и физические плательщики совпадают.
А)реальные построенные без учета личности плательщика и уровня доходности. Фактически наличенные имуществом являются основанием для обложения (НДС)
Б) личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую приспособленность плательщика
Косвенные- это налоги на товары и услуги устанавливаются в в виде надбавок к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления (НДС,АКЦИЗЫ)
- Тема: “Сущность финансов на предприятии” Необходимость и сущность финансов
- Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.
- Другие функции.
- Финансовая политика в современных условиях.
- 1.Содержание финансовой работы
- 2.Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 3.Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Принципы организации финансов предприятий
- Организация финансовой работы на предприятии
- 3. Государственное регулирование финансовой деятельности
- Принципы организации финансов предприятий
- 1.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
- 1.2. Принцип самофинансирования
- 1.3. Принцип материальной заинтересованности
- 1.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
- 1.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
- 1.6. Принцип материальной ответственности
- 1.7. Принцип экономической эффективности
- 1.8. Принцип финансового контроля
- Организация финансовой работы на предприятии
- 2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 2.2 Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Государственное регулирование финансовой деятельности
- 3.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности
- Контрольные вопросы:
- Тема: Ценные бумаги, как особая форма инвестиций
- 1. Понятие ценных бумаг
- 2. Функции ценных бумаг
- 3. Виды ценных бумаг
- 4. Инвестиционные качества
- 5. Факторный анализ инвестиционного риска вложений
- Контрольные вопросы:
- 2.Состав, классификация и структура основных фондов
- 3.Физический и моральный износ
- 4.Амортизация основных фондов. Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
- 5.Показатели и пути повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 1.Оборотные средства
- 2.. Нормирование оборотных средств
- 3. Потребность предприятия в оборотных средствах
- 4 Показатели уровня и эффективности использования оборотных средств
- 5. Пути улучшения использования оборотных средств
- 1. Износ амортизационных отчислений.
- 1.Классификация денежных затрат предприятий по экономическому содержанию, источники их финансирования.
- 2.Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), их классификация.
- Классификация затрат
- В составе элемента «Материальные затраты» отражаются:
- В элементе «Прочие затраты» отражаются многоплановые затраты:
- 3.Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 4.Планирование затрат на объем реализуемой продукции
- Нереализованные остатки готовой продукции включают:
- 5.Внутрихозяйственный финансовый контроль за уровнем себестоимости
- Задачами такого анализа являются:
- Контрольные вопросы:
- Тема: денежные доходы предприятия
- 2. Методы планирования выручки (в) от реализации продукции:
- 3. Прибыль, как составляющее доходов предприятия.
- 1.Понятие прибыли
- 2. Функции прибыли
- 3.Виды прибыли
- 4.Распределение и использование прибыли предприятия
- 5.Формирования прибыли
- Факторы, влияющие на величину прибыли
- 6.Планирование прибыли
- 7.Источник получения прибыли
- Контрольные вопросы:
- Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий
- 1.Формы безналичных расчётов
- 2.Расчет платежными требованиями.
- 3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями.
- 4.Аккредитив.
- 6.Банковские пластиковые карточки
- 7.Вексельное обращение
- Тема : «Организация кредитных отношений на предприятии»
- 2.Функции кредита
- 3.Роль кредита
- 3.Виды кредитов
- 5.Принципы кредита
- 7. Оценка кредитоспособности предприятия
- II. Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
- Показатели платежеспособности.
- IV. Показатели рыночной активности (оборачиваемости).
- Показатель прибыльности (рентабельности).
- Показатели финансовой устойчивости.
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- Валютные фонды предприятий.
- Расчеты по экспортно-импортным операциям.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
- В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:
- По источникам выплаты налога:
- Всеобщие:
- Тема: налоги, включаемые в отпускную цену предприятия
- 1.Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Льготы по ндс:
- Плательщики налога на добавленную стоимость
- Ставка налога и порядок начисления:
- Порядок начисления:
- 2.Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
- Порядок начисления:
- 3.Акцизы
- Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
- Объект налогообложения:
- Порядок начисления и сроки уплаты акцизов:
- 4.Республиканский единый платеж
- Тема: прямые налоги
- Налоги, обязательные страховые взносы и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
- 1.1. Налог за использование природных
- 1.2. Платежи за землю
- 1.3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения
- 1.4. Взносы на обязательное страхование
- 1.5. Отчисления в инновационные фонды
- 2. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)
- 2.1. Налог на недвижимость
- 2.2. Налог на прибыль
- 2.3. Особенности налогообложения прибыли банков и страховых организаций
- 2.4. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных юридических лиц
- 2.2. Прочие налоги и сборы уплачиваемые из прибыли
- 2.2.1. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 2.2.2. Целевые сборы в местный бюджет
- Контрольные вопросы.
- Тема: финансовые отношения предприятия в условиях несостоятельности и банкротства
- 2.Критерии оценки структуры баланса.
- 3.Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в рб.
- Тема: «Финансовое планирование на предприятии»
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Основными задачами финансового плана на предприятии являются:
- 2. Методы финансового планирования
- Нормативный метод
- Расчётно-аналитический метод
- Балансовый метод
- Метод оптимизации плановых решений
- Экономико-математическое моделирование
- 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
- 1.Сущность и значение финансового планирования
- 2.Многолетнее и годовое финансовое планирование
- 3.Перспективное финансовое планирование
- 4.Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
- 5.Оперативное финансовое планирование
- Тема: финансовый контроль на предприятии
- 1. Назначение финансового контроля.
- 2. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
- 2.1. Виды и методы финансового контроля
- 3.Функции финансового контроля
- 4.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
- 1.Транспорт
- 2.Торговля
- 3.Строительство