logo search
otvety_nashi(гос экзамен)

1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.

Финансы как экономическая категория рыночного хозяйства. Денежный характер финансовых отношений. Содержание финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Распределительная функция финансов и особенности ее реализации. Контрольная функция финансов, ее содержание.

Понятие финансовой системы. Финансовая система РФ, ее основные звенья. Взаимосвязь звеньев финансовой системы Российской Федерации.

Деньги – специфический товар, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента; всеобщий эквивалент стоимости товара.

В настоящее время в экономической науке не существует единой точки зрения на сущность финансов. Обобщив существующие подходы, можно выделить 3 наиболее распространённые точки зрения на определение:

1) финансы представляют собой экономические отношения, связанные с образованием, распределением, использованием и контролем за этим использованием фондов денежных средств.

2) финансы представляют собой науку об организации экономики определенного типа;

3) финансы являются совокупностью денежных фондов, принадлежащих хозяйствующим субъектам

Денежный характер финансовых отношений. Деньги - это строго определенная экономическая категория с выраженной сущностью и функциями, возникает раньше финансов. Деньги служат всеобщим эквивалентом. Финансы это назначенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда осуществляется их передача или перечисление наличным или же безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения - это, прежде всего денежные отношения. Но не все денежные отношения способны рассматриваться как финансовые

Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают только те денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства.

К финансовым отношения, определяющим содержание финансов, относятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода:

- денежные отношения предприятий и хозяйствующих организаций с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле - продаже товаров и услуг (Предприятие, реализуя продукцию, получает соответствующую выручку. В этом случае имеет место не только смена форм стоимости (товар - деньги), но и возникают финансовые отношения, когда предприятие получает определенную сумму чистого дохода - основного источника образования денежных фондов, направляемого на обеспечение процесса расширенного воспроизводства);

- денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в государственный бюджет в различных формах (налоги, взносы, штрафы) и финансированием из государственного бюджета, а также денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных и страховых фондов (при внесении платежей предприятиями и гражданами во внебюджетные фонды и получении ресурсов из них, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая);

- денежные отношения предприятий со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, связанные с выплатой заработной платы, премий, материальных пособий и помощи, дивидендов;

- денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов; при хранении предприятиями части прибыли на счетах банков и получении по ним процентов;

- денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами по поводу распределения прибыли и оказанию финансовой помощи, а также по поводу создания совместных денежных фондов;

- отношения между государством и местными бюджетами по поводу субсидирования;

- отношения между государственным бюджетом и внебюджетными фондами по поводу субсидий и налогов;

- отношения между государствами по поводу оказания и получения финансовой помощи;

- и многие другие.

В экономической науке нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют три функции: 1) распределительную, 2) регулирующую, З) контрольную. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Распределительная функция финансов.

Распределение - связующее звено между производством и потреблением. Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода.

Без участия финансов НД не может быть распределен, финансы играют роль связующего звена между созданием и использованием НД.

Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Распределение происходит, во-первых, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются среди участников материального производства и делятся на две группы: доходы предприятий и зарплата занятых в материальном производстве.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей, обороноспособности, отраслей нематериальной сферы. Для этого необходимо дальнейшее перераспределение.

В результате такого перераспределения образуются вторичные, производные доходы. Это доходы - полученные в непроизводственной сфере и налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций в распределении национального дохода. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода с помощью финансов - развитие производительных сил, укрепление государства, повышение уровня жизни в стране.

Финансы, таким образом участвуя в процессах распределения и перераспределения, способствуют ликвидации диспропорций, которые возникают при первичном распределении.

Контрольная функция финансов. Тесно связана с распределительной контрольная функция. Финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля — это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия

Финансовая система ( с точки зрения 3 подхода к определению финансов) – это совокупность экономических субъектов, между которыми существует определенная финансовая связь по распределению и перераспределению ресурсов.

Модели финансовой системы

- маркоориентированная . В марк-ориентированнойкредитной системе корпорации в большей степени полагаются на внутренние источники финансирования (прибыль и амортизацию), а потому их связи с крупными банками слабее, чем в других странах. Марк-ориентированная кредитная система более ориентирована на фондовый рынок. Доля заемных ресурсов, полученных корпоративным сектором экономики от продажи облигаций, краткосрочных ценных бумаг и акций, составляет 50-75 % от финансирования, и лишь оставшаяся часть покрывается банковским продуктом.

-банкоориентированная. Для банк-ориентированнойкредитной системы более свойственна высокая концентрация акционерного капитала у нескольких основных акционеров. Зачастую основным акционером нефинансовой корпорации выступает банк, что предполагает его участие в организации денежных потоков предприятия. В результате доля банковских кредитов в такой модели составляет более 70 % от всех дополнительно привлеченных ресурсов (оставшаяся часть приходится на операции с ценными бумагами).

Деление на универсальные и специализированные

Универсальный банк– кредитная организация, совмещающая разные виды банковской деятельности. Как правило, такие банки не только проводят расчетно-кассовые и кредитные операции, но также оказывают инвестиционные и иные услуги.

В большинстве стран мира самые крупные банки – универсальные. Исключение в течение многих лет составляли США, где по закону со времен Великой депрессии и до 1999 года инвестиционная деятельность банков оставалась несовместимой с другими видами банковских операций.

Считается, что универсальные банки – более устойчивые по сравнению со специализированными из-за высокой степени диверсификации рисков.

В России абсолютное большинство банков – универсальные коммерческие банки, осуществляющие обслуживание как юридических, так и физических лиц, а также работающие на фондовом рынке.

Специализированный банк– кредитная организация, специализирующаяся на отдельных видах банковской деятельности.

До недавнего времени в ряде стран, например в США и Японии, банки разделялись на кредитно-депозитные и инвестиционные. Причем совмещение деятельности по привлечению вкладов и оказанию услуг предприятиям по андеррайтингу, биржевой торговле ценными бумагами (кроме государственных) не допускалось.

Многие российские банки учреждались как специализированные кредитные организации для тех или иных отраслей промышленности. Таким образом создавались, например, банки поддержки мебельной промышленности, судостроения, сельхозпредприятий и т. п. Однако к настоящему времени абсолютное большинство коммерческих банков стали универсальными.

Основная цель создания таких структур заключалась в кредитовании реального сектора экономики, поддержке сельхозпроизводителей, проведении государственной политики в финансовой сфере. Государство же выступает основным поставщиком ресурсов для реализации этих программ.

В то же время некоторые российские банки самостоятельно выбирают специализированный путь развития. Можно выделить следующие направления такой специализации:

В российском законодательстве нет запрета на совмещение инвестиционной и иных видов банковской деятельности, поэтому специализация в данном секторе – добровольное решение кредитных организаций, при этом они также могут оказывать и на практике оказывают обычные банковские услуги, например по расчетно-кассовому обслуживанию.

Конкуренция на рынке банковских услуг в той или иной степени заставляет банки искать свои ниши. И специализация деятельности – один из путей найти собственное место в банковском секторе.

Финансовая системы РФ

1. централизованные финансы

2. децентрализованные финансы

3. личные финансы

1.1. бюджеты различных уровней бюджетной системы

1.2. бюджеты внебюджетных фондов

1.3. прочие элементы (гос кредит, система гос страхования)

2.1. финансы предприятий

2.2. финансы банковского сектора

2.3. финансы страховой системы

2.4. финансы финансовых посредников

3.1. персональные финансы

3.2. финансы домохозяйств

Финансы организаций происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы оганизаций при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Финансы домохозяйств - группа лиц, связанных родственными отношениями, совместно принимающих экономические решения на основе совместного формирования и совместного использования фондов денежных средств, необходимых для потребления и накопления. Основные качества:

· покупателя и потребителя товаров и услуг;

· поставщика факторов производства;

· накопителя денежных фондов путём сбережения части полученного дохода;

· кредитор или заемщик для различных финансовых посредников и институтов;

· налогоплательщик, формирует бюджет.

Финансы ОГВ и МСУ. Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране. Финансовые ресурсы данной сферы формируются в виде бюджетов.

Звенья:

Финансы КО: финансы АО, финансы хоз товариществ, финансы ООО, финансы гос и муниц унитарных предприятий, финансы производственных кооперативов.

Финансы НКО: финансы БУ, КУ, АУ, финансы общин малых народов Севера, финансы казачьих обществ, финансы потребительских кооперативов, финансы обществ и религиозн организаций, финансы фондов, финансы некоммерч партнерств, финансы автоном некоммерч организаций, финансы союзов и ассоциаций, финансы госкорпораций, финансы госкомпаний.

Бюджеты ОГВ и МСУ: фед бюджет, рег бюджет, местные бюджеты (бюджеты гор округ, муниц районов, городски и сельских поселений, внтуригородских муниц образований).

Бюджеты ВБФ: ФФОМС, ПФР, ФСС и ТФОМС.