logo search
otvety_nashi(гос экзамен)

4. Равновесие на однотоварном рынке

Рыночное равновесие: понятие и параметры равновесия. Равновесная цена и равновесный объем купли-продажи. Механизм установления равновесия. Равновесие по Вальрасу и по Маршаллу. Последствия нарушения рыночного равновесия. Реакция параметров рыночного равновесия на изменения в спросе и предложении под воздействием неценовых факторов. Выигрыш (излишек) потребителей и производителей в условиях рыночного равновесия. Общая выгода от обмена.

Необходимость и способы государственного регулирования товарных рынков. Последствия установления правительством фиксированных цен («потолка» и минимального уровня цен). Воздействие налогов и дотаций на параметры рыночного равновесия и благосостояние участников обмена. Зависимость распределения налогового бремени и дотаций между потребителями и производителями от соотношения эластичностей спроса и предложения. «Избыточное» налоговое бремя.

Максимальная цена, по которой покупатели готовы покупать определенные количества того или иного товара, называется ценой спроса. Минимальная цена, по которой продавцы готовы продавать такие же количества товара, называется ценой предложения. Цена, по которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной рыночной ценой(Ре).

Рыночное равновесие – ситуация, когда цена, сложившаяся в результате взаимодействия спроса и предложения обеспечивает равенство между величинами спроса и предложения.

Вальраса -короткий период,

а модель Маршалла – в длительном периоде.

Рисунок1 –равновесия на однотоварном рынке(Вальрас)!

Планы продавцов и покупателей изначально редко совпадают. Цена на рынке может устанавливаться либо выше, либо ниже равновесной. Т.к. цену назначают продавцы, то чаще всего она изначально оказывается выше равновесной. Чрезмерные товарные запасы и конкуренция продавцов за покупателей давят на рыночную цену сверху, понижая ее до равновесного уровня. Если же рыночная цена по какой-либо причине оказалась ниже равновесной, то объем спроса будет больше объема предложения, т.е. на равновесном рынке возникнет дефицит Т или избыточный спрос. Дефицит товаров и конкуренция покупателей давят на рыночные цены и повышают их до равновесного уровня. Одновременно в равновесие приходит и объем купли-продажи. Это равновесие по Вальрасу и представлено на рисунке. Он рассматривал все товары как взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Поэтому спрос на какой-то товар i зависит не только от цены этого товара, но и от цен всех других товаров. Рассматривая предложение товаров, он приходит к выводу, что предложение зависит не только от цены данного товара, но и от цен предложения всех других товаров.

По-иному объяснял механизм установления равновесия Маршалл (рис. 18). Рис. 18. Устойчивость равновесия по Маршаллу.

Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса меньше цены предложения, предложение будет, наоборот, сокращаться, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.

Последствия нарушения равновесия: или дефицит или избыток.

неценовыми детерминантами спроса

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

2. Доходы потребителей

3. Число потребителей.

4. Цены на другие товары.

5. Экономические ожидания потребителей

К неценовым факторам предложения относят:

Повышение спроса на графике (рис. 6.6) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.

Разность между max ценой, которую потребители готовы были платить за каждую единицу блага, и равновесный рыночной ценой, которую они реально платят за все его единицы, называются излишком потребителей. Разность между равновесной ценой и минимальной ценой, по которой они готовы были продавать различные единицы благ – излишек производителей.

На рынке совершенной конкуренции выгоду имеет как по­требитель, так и производитель. Общая выгода от обмена, полу­чаемая обществом, будет определяться как сумма излишков по­требителя и производителя,

Потолок цены — установленная на законных основаниях максимальная цена на товар или услугу. Потолки цен обычно фиксируются на уровне ниже равновесного уровня цены. Они применяются при проведении социальной политики. Чаще всего речь идет о товарах первой необходимости. При таких обстоя­тельствах на рынке возникает дефицит. Наличие дефицита будет давить на цену, вести к разбалансировке и развалу рынка, развитию теневого рынка. Выход из этого положения может быть в рационализации предложения на рынке рассматриваемого товара.

Низший уровень (предел) цены — минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Если государство вводит и фиксирует цены на уровне выше равновесного, т. е. вводит низший предел цены, то на рынке величина предложения данного блага будет превышать объемы спроса. Иными словами, рынок столкнется с излишками продукции.

В условиях государственного вмешательства в процесс уста­новления цены рынок не в состоянии на основе автоматическо­го механизма регуляции решить эту проблему. Порождая таким образом проблему излишков продукции, государство берет на себя и ее решение во избежание кризиса перепроизводства в экономике. И именно государство скупает эти излишки. Обычно низший уровень цены вводится государством для поддержания отдельных производителей или для стимулирования производст­ва отдельных видов товаров.

Избыточное налоговое бремя – потеря полезности, эффективности, уменьшение благосостояния.

Искажающее действие налога – изменение структуры потребления или производства.

У кого больше эластичность, тот и в выигрыше.

Е спроса>E предложения = бремя на продавце.

Е спроса < Е предложения = бремя на покупателе.

Налогообложение не только уменьшает общую выгоду от обмена, получаемую потребителям и производителями, но часть ее вообще теряется, т.е. часть налогов не поступает в бюджет – избыточное налоговое бремя. Для min избыточного налогового бремени облагать налогами следует продажу Т с неэластичными спросом и предложением. Подобным образом влияет на параметры равновесия на рынке импортных Т установление пошлин на них. Противоположное воздействие на цены и объемы купли-продажи оказывают госуд. дотации производителям или потребителям. Дотации – отрицательные налоги. Если спрос эластичнее предложения, то большую долю дотации получают производители и наоборот. При одинаковой степени ценовой эластичности спроса и предложения сумма дотации распределяется между ними поровну.