4. Равновесие на однотоварном рынке
Рыночное равновесие: понятие и параметры равновесия. Равновесная цена и равновесный объем купли-продажи. Механизм установления равновесия. Равновесие по Вальрасу и по Маршаллу. Последствия нарушения рыночного равновесия. Реакция параметров рыночного равновесия на изменения в спросе и предложении под воздействием неценовых факторов. Выигрыш (излишек) потребителей и производителей в условиях рыночного равновесия. Общая выгода от обмена.
Необходимость и способы государственного регулирования товарных рынков. Последствия установления правительством фиксированных цен («потолка» и минимального уровня цен). Воздействие налогов и дотаций на параметры рыночного равновесия и благосостояние участников обмена. Зависимость распределения налогового бремени и дотаций между потребителями и производителями от соотношения эластичностей спроса и предложения. «Избыточное» налоговое бремя.
Максимальная цена, по которой покупатели готовы покупать определенные количества того или иного товара, называется ценой спроса. Минимальная цена, по которой продавцы готовы продавать такие же количества товара, называется ценой предложения. Цена, по которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной рыночной ценой(Ре).
Рыночное равновесие – ситуация, когда цена, сложившаяся в результате взаимодействия спроса и предложения обеспечивает равенство между величинами спроса и предложения.
Вальраса -короткий период,
а модель Маршалла – в длительном периоде.
Рисунок1 –равновесия на однотоварном рынке(Вальрас)!
Планы продавцов и покупателей изначально редко совпадают. Цена на рынке может устанавливаться либо выше, либо ниже равновесной. Т.к. цену назначают продавцы, то чаще всего она изначально оказывается выше равновесной. Чрезмерные товарные запасы и конкуренция продавцов за покупателей давят на рыночную цену сверху, понижая ее до равновесного уровня. Если же рыночная цена по какой-либо причине оказалась ниже равновесной, то объем спроса будет больше объема предложения, т.е. на равновесном рынке возникнет дефицит Т или избыточный спрос. Дефицит товаров и конкуренция покупателей давят на рыночные цены и повышают их до равновесного уровня. Одновременно в равновесие приходит и объем купли-продажи. Это равновесие по Вальрасу и представлено на рисунке. Он рассматривал все товары как взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Поэтому спрос на какой-то товар i зависит не только от цены этого товара, но и от цен всех других товаров. Рассматривая предложение товаров, он приходит к выводу, что предложение зависит не только от цены данного товара, но и от цен предложения всех других товаров.
По-иному объяснял механизм установления равновесия Маршалл (рис. 18). Рис. 18. Устойчивость равновесия по Маршаллу.
Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса меньше цены предложения, предложение будет, наоборот, сокращаться, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.
Последствия нарушения равновесия: или дефицит или избыток.
неценовыми детерминантами спроса
1. Вкусы и предпочтения потребителей.
2. Доходы потребителей
3. Число потребителей.
4. Цены на другие товары.
5. Экономические ожидания потребителей
К неценовым факторам предложения относят:
изменение издержек производства
Природные катастрофы, войны
Перспективные экономические ожидания
изменение количества фирм в отрасли.
Повышение спроса на графике (рис. 6.6) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.
Разность между max ценой, которую потребители готовы были платить за каждую единицу блага, и равновесный рыночной ценой, которую они реально платят за все его единицы, называются излишком потребителей. Разность между равновесной ценой и минимальной ценой, по которой они готовы были продавать различные единицы благ – излишек производителей.
На рынке совершенной конкуренции выгоду имеет как потребитель, так и производитель. Общая выгода от обмена, получаемая обществом, будет определяться как сумма излишков потребителя и производителя,
Потолок цены — установленная на законных основаниях максимальная цена на товар или услугу. Потолки цен обычно фиксируются на уровне ниже равновесного уровня цены. Они применяются при проведении социальной политики. Чаще всего речь идет о товарах первой необходимости. При таких обстоятельствах на рынке возникает дефицит. Наличие дефицита будет давить на цену, вести к разбалансировке и развалу рынка, развитию теневого рынка. Выход из этого положения может быть в рационализации предложения на рынке рассматриваемого товара.
Низший уровень (предел) цены — минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Если государство вводит и фиксирует цены на уровне выше равновесного, т. е. вводит низший предел цены, то на рынке величина предложения данного блага будет превышать объемы спроса. Иными словами, рынок столкнется с излишками продукции.
В условиях государственного вмешательства в процесс установления цены рынок не в состоянии на основе автоматического механизма регуляции решить эту проблему. Порождая таким образом проблему излишков продукции, государство берет на себя и ее решение во избежание кризиса перепроизводства в экономике. И именно государство скупает эти излишки. Обычно низший уровень цены вводится государством для поддержания отдельных производителей или для стимулирования производства отдельных видов товаров.
Избыточное налоговое бремя – потеря полезности, эффективности, уменьшение благосостояния.
Искажающее действие налога – изменение структуры потребления или производства.
У кого больше эластичность, тот и в выигрыше.
Е спроса>E предложения = бремя на продавце.
Е спроса < Е предложения = бремя на покупателе.
Налогообложение не только уменьшает общую выгоду от обмена, получаемую потребителям и производителями, но часть ее вообще теряется, т.е. часть налогов не поступает в бюджет – избыточное налоговое бремя. Для min избыточного налогового бремени облагать налогами следует продажу Т с неэластичными спросом и предложением. Подобным образом влияет на параметры равновесия на рынке импортных Т установление пошлин на них. Противоположное воздействие на цены и объемы купли-продажи оказывают госуд. дотации производителям или потребителям. Дотации – отрицательные налоги. Если спрос эластичнее предложения, то большую долю дотации получают производители и наоборот. При одинаковой степени ценовой эластичности спроса и предложения сумма дотации распределяется между ними поровну.
- 2. Эластичность спроса и значение его анализа
- 4. Равновесие на однотоварном рынке
- 5. Издержки производства предпинимательских фирм
- 6. Доходы предпринимательских фирм
- 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
- 8.Фирма в условиях чистой монополии
- 9. Последствия монополизации товарных рынков
- 5.1 Методы антимонопольного регулирования
- 10. Рынки труда
- 11. Рынки капитала и земли
- 12. Основные макроэкономические показатели
- 13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ
- 14. Инвестиционный спрос на агрегированном рынке благ
- 15. Модели равновесия на агрегированном рынке благ
- 16. Спрос и предложение на рынке денег
- 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
- 1. Эффектом % ставки:
- 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
- 3. Эффект импортных закупок:
- II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
- 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
- 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
- 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
- 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
- 18. Безработица как макроэкономическая проблема
- 3 Основные причины безработицы:
- 1. Фрикционная.
- 2.Структурная.
- 3. Естественная.
- 4. Циклическая.
- 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
- 20. Экономический рост
- 1. Загрязнение окружающей среды.
- 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
- 2. Структура и содержание системы управления финансами.
- 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
- 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
- 2) Безвозмездные поступления:
- 5. Бюджетный процесс в рф.
- 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
- 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
- 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
- 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
- 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
- 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
- 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 13. Финансовые посредники и финансовые институты.
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
- 1 Группа: нормативы капитала банка
- 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
- 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
- 4 Группа – прочие нормативы
- 17. Пассивные операции коммерческого банка.
- 18. Активные операции коммерческого банка.
- 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
- 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
- Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
- Европейская валютная система 1979г.
- 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
- I.Как управляющей системы:
- II. Как области управления предприятием:
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
- 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
- 5. Денежные потоки и методы их оценки.
- Сравнение методов анализа движения денежных средств.
- 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
- 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
- 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
- II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
- 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
- 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
- 1) Экономический
- 2) Бухгалтерский
- 3) Учетно-аналитический
- 1)Традиционный подход. – минимум wacc
- 2)Модильяни-Миллер
- 3)Концепция иерархии.
- 1. Анализ капитала предприятия.
- 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
- I. Внутренние:
- II. Внешние:
- 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 1. Внутренние инструменты
- 1. Лизинг
- 2.Венчурное финансирование
- 5. Франчайзинг
- 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
- 13. Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
- 4 Модели финансирования оборотного капитала.
- 14. Управление запасами.
- 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
- 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
- 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
- II. Модель экономичного размера партии
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
- 1. Консервативный
- 2. Агрессивный
- 3. Умеренный
- 16. Управление денежными средствами на предпритии.
- I. Модель Баумоля (1952)
- II. Модель Миллера-Ора (1962)
- 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
- 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
- 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
- Модели прогнозирования