logo search
otvety_nashi(гос экзамен)

10. Рынки труда

Труд и рабочая сила. Спрос на рынке труда и его факторы. Номинальная и реальная заработная плата. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Минимальная заработная плата. Особенности индивидуального предложения труда. Зависимость предложения труда от его цены (ставки заработной платы). Границы действия замещения отдыха трудом при изменении ставки заработной платы. Неконкурентные группы на рынках труда. Инвестиции в «человеческий капитал». Модели рынков труда (конкурентный, монопольный, монопсонный): развличия в уровнях заработной платы и занятости.

Труд – целесообразная деятельность человека, предполагает получение полезного эффекта, связанного с преобразованием веществ природы.

Труд на рынке – проф. способности к нетворческой деятельности.

Спрос труда – со стороны фирм.

Факторы, определяющие спрос на труд:

  1. Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.

  2. Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд.

  3. Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.

  4. Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства.

  5. Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате (MRPL = W)

Факторы, определяющие предложение труда: (от рабов дом/хоз-в)

  1. Величина реальной заработной платы. Зависимость между реальной заработной платыи объемом предложения труда является прямой (чем выше заработная плата, тем больше предложение труда).

  2. Стратегия нанимаемого. Работник инвестирует время и деньги в повышении собственных производственных возможностей путем получения образования.

  3. Время. Человек стоит перед альтернативой распределения времени суток: если он будет больше отдыхать, то меньше останется времени для работы. Он находится под воздействием двух эффектов, присущих также для рынков товаров и услуг, — эффекта замещения и эффекта дохода.Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Т.е. при достижении работником определенного уровня дохода и материального благополучия, он все большее время уделяет для отдыха и другого времяпрепровождения. При этом им учитывается упущенный заработок, который мог бы быть при отказе от досуга.

Зарплата – цена труда, цена рабочей силы. Нужно, чтобы работник воспроизводил себя, приобретая средства к существованию. Основа з/п – цена товаров, необходимых для воспроизведения.

Номинальная з/п – сумма денег, которую получает наемный работник по условию использования своей рабочей силы. Формы – повременная, сдельная.

Реальная з/п – количество товаров, которые можно купить на номинальную з/п. Находится в прямой зависимости от номинальной з/п, и в обратной зависимости от уровня цен.

Уровень реально з/п= величина номинальной з/п/ уровень потребительских цен.

Факторы, определяющие з/п:

1.стоимость рабочей силы, то есть стоимость средств обеспечения жизни и трудоспособности работника

2.состояние дел в отрасли. Отрасль на подъеме – востребованность рабочей силы – выше з/п.

3.макроэкономическое состояние

4.уровень образования

5.дискриминация в оплате (женщины, дети)

6.уровень интенсивности труда (уровень затрат организма)

7.уровень производительности труда (чем выше производительность, тем дешевле рабочая сила)

МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА— (МЗП) официально устанавливаемый государством в законодательном порядке гарантированный минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих.

Особенностью предложения труда со стороны отдельных работников является то, что связь объема предложения с ценой труда не постоянна. Обусловлено это тем, что при изменении цены труда (W) действует одновременно 2 различных эффекта:1) Эффект замещения отдыха трудом 2) эффект дохода.

1 участок: эффект замещения > эффекта дохода

2 участок: эффект замещения = эффекту дохода

3 участок: эффект замещения < эффекта дохода.

Дело в том, что в одном случае повышение ставок заработной платы может вызвать наращивание предложения труда, в другом — сокращение. Это зависит от материального благополучия работника.

З/п=предельному продукту труда.

Пока не будет выполняться равенство: предельный доход = предельным издержкам = з/п

MRP = MRC = pнадо нанимать работников

Неконкурентные группы— группы работников, которые из-за различий в образовании, профессиональной подготовке или стаже являются несовершенными заменителями других работников на рынке труда.

Конкурентный рынок.

-много фирм, которые конкурируют при найме

- много квалифицированных рабочих, имеющих одинаковую квалификацию

- нет контроля над рыночной ставкой з/п, никто не диктует ее уровень

- з/п = предельному доходу.

Цена на труд определяется на основе взаимодействия спроса и предложения. На пересечении кривых спроса и предложения получаем равновесную ставку з/п, и количество трудовых усилий.

Это значит, что предприниматели согласные платить такую цену находят на рынке необходимое количество труда. И находят работу все работники, желающие трудится. При отклонении от равновесия – маятник – и возвращение в точку равновесия в долгосрочном периоде.

Монополия

Разрозненным действиям работодателей на рынке труда могут противопоставляться монопольные действия наемных работников посредством объединения их в профессиональные союзы. В этом случае на рынке труда возникает монополия со стороны собственников рабочей силы.

Социально-экономическая роль профсоюзов на рынке труда интерпретируется по-разному. С одной стороны, их деятельность можно рассматривать как осуществление монопольной власти с целью повышения уровня заработной платы членам профсоюзов. С другой — их действия правомерно расценивать в контексте борьбы за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве.

В руках у профсоюзов имеется целый арсенал средств, при помощи которых они могут добиваться своих целей.

Во-первых, они имеют возможность ограничивать предложение на рынке труда. С этой целью профсоюзы могут требовать от правительства введения высоких иммиграционных барьеров, осуществлять лоббирование законов о максимальной продолжительности рабочего времени, добиваться удлинения срока ученичества при профессиональной подготовке и ограничения трудовой нагрузки, устанавливать высокие профсоюзные вступительные взносы с одновременным запрещением приема на работу лиц, не состоящих в профсоюзе. Всё это сокращает предложение на рынке труда и при неизменном объеме спроса ведет к росту равновесной цены, т.е. ставки заработной платы.

Во-вторых, профсоюзы могут содействовать росту спроса на услуги труда. Для этого ими используются средства, повышающие спрос на рынке труда. Например, организуются за счет профсоюзов рекламные кампании товаров, в производстве которых участвуют члены профсоюза. Профсоюзы могут лоббировать установление высоких таможенных тарифов на импортную продукцию, защищающих национальных товаропроизводителей и способствующих росту спроса на отечественные товары. В результате растёт и занятость и зарплата.

В-третьих, профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению её выше равновесного уровня.

 

Двусторонняя монополия на рынке труда.

На рынке труда может сложиться и двойная монополия, когда монопсонической власти работодателя противостоит монопольная власть собственников рабочей силы, к примеру, профсоюза. Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу факторов производства. При этом они могут контролировать цены услуг факторов производства.

Монопсония

Рынок одного покупателя и множества продавцов. Т.е. одно предприятие и множество работников. Характерно для моногородов. Присутствует эксплуатация труда, т.к. з/п < MRP (пред. доход)

2 задачи работодателя:

-нанять определенное количество работников

- нанять по наиболее дешевой цене.

MRC растет быстрее, чем ARC т.к. работникам нужно платить одинаково. Поэтому повышая ставку одному, приходится повышать и другому.