10. Рынки труда
Труд и рабочая сила. Спрос на рынке труда и его факторы. Номинальная и реальная заработная плата. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Минимальная заработная плата. Особенности индивидуального предложения труда. Зависимость предложения труда от его цены (ставки заработной платы). Границы действия замещения отдыха трудом при изменении ставки заработной платы. Неконкурентные группы на рынках труда. Инвестиции в «человеческий капитал». Модели рынков труда (конкурентный, монопольный, монопсонный): развличия в уровнях заработной платы и занятости.
Труд – целесообразная деятельность человека, предполагает получение полезного эффекта, связанного с преобразованием веществ природы.
Труд на рынке – проф. способности к нетворческой деятельности.
Спрос труда – со стороны фирм.
Факторы, определяющие спрос на труд:
Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.
Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд.
Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.
Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства.
Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате (MRPL = W)
Факторы, определяющие предложение труда: (от рабов дом/хоз-в)
Величина реальной заработной платы. Зависимость между реальной заработной платыи объемом предложения труда является прямой (чем выше заработная плата, тем больше предложение труда).
Стратегия нанимаемого. Работник инвестирует время и деньги в повышении собственных производственных возможностей путем получения образования.
Время. Человек стоит перед альтернативой распределения времени суток: если он будет больше отдыхать, то меньше останется времени для работы. Он находится под воздействием двух эффектов, присущих также для рынков товаров и услуг, — эффекта замещения и эффекта дохода.Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Т.е. при достижении работником определенного уровня дохода и материального благополучия, он все большее время уделяет для отдыха и другого времяпрепровождения. При этом им учитывается упущенный заработок, который мог бы быть при отказе от досуга.
Зарплата – цена труда, цена рабочей силы. Нужно, чтобы работник воспроизводил себя, приобретая средства к существованию. Основа з/п – цена товаров, необходимых для воспроизведения.
Номинальная з/п – сумма денег, которую получает наемный работник по условию использования своей рабочей силы. Формы – повременная, сдельная.
Реальная з/п – количество товаров, которые можно купить на номинальную з/п. Находится в прямой зависимости от номинальной з/п, и в обратной зависимости от уровня цен.
Уровень реально з/п= величина номинальной з/п/ уровень потребительских цен.
Факторы, определяющие з/п:
1.стоимость рабочей силы, то есть стоимость средств обеспечения жизни и трудоспособности работника
2.состояние дел в отрасли. Отрасль на подъеме – востребованность рабочей силы – выше з/п.
3.макроэкономическое состояние
4.уровень образования
5.дискриминация в оплате (женщины, дети)
6.уровень интенсивности труда (уровень затрат организма)
7.уровень производительности труда (чем выше производительность, тем дешевле рабочая сила)
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА— (МЗП) официально устанавливаемый государством в законодательном порядке гарантированный минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих.
Особенностью предложения труда со стороны отдельных работников является то, что связь объема предложения с ценой труда не постоянна. Обусловлено это тем, что при изменении цены труда (W) действует одновременно 2 различных эффекта:1) Эффект замещения отдыха трудом 2) эффект дохода.
1 участок: эффект замещения > эффекта дохода
2 участок: эффект замещения = эффекту дохода
3 участок: эффект замещения < эффекта дохода.
Дело в том, что в одном случае повышение ставок заработной платы может вызвать наращивание предложения труда, в другом — сокращение. Это зависит от материального благополучия работника.
З/п=предельному продукту труда.
Пока не будет выполняться равенство: предельный доход = предельным издержкам = з/п
MRP = MRC = p – надо нанимать работников
Неконкурентные группы— группы работников, которые из-за различий в образовании, профессиональной подготовке или стаже являются несовершенными заменителями других работников на рынке труда.
Конкурентный рынок.
-много фирм, которые конкурируют при найме
- много квалифицированных рабочих, имеющих одинаковую квалификацию
- нет контроля над рыночной ставкой з/п, никто не диктует ее уровень
- з/п = предельному доходу.
Цена на труд определяется на основе взаимодействия спроса и предложения. На пересечении кривых спроса и предложения получаем равновесную ставку з/п, и количество трудовых усилий.
Это значит, что предприниматели согласные платить такую цену находят на рынке необходимое количество труда. И находят работу все работники, желающие трудится. При отклонении от равновесия – маятник – и возвращение в точку равновесия в долгосрочном периоде.
Монополия
Разрозненным действиям работодателей на рынке труда могут противопоставляться монопольные действия наемных работников посредством объединения их в профессиональные союзы. В этом случае на рынке труда возникает монополия со стороны собственников рабочей силы.
Социально-экономическая роль профсоюзов на рынке труда интерпретируется по-разному. С одной стороны, их деятельность можно рассматривать как осуществление монопольной власти с целью повышения уровня заработной платы членам профсоюзов. С другой — их действия правомерно расценивать в контексте борьбы за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве.
В руках у профсоюзов имеется целый арсенал средств, при помощи которых они могут добиваться своих целей.
Во-первых, они имеют возможность ограничивать предложение на рынке труда. С этой целью профсоюзы могут требовать от правительства введения высоких иммиграционных барьеров, осуществлять лоббирование законов о максимальной продолжительности рабочего времени, добиваться удлинения срока ученичества при профессиональной подготовке и ограничения трудовой нагрузки, устанавливать высокие профсоюзные вступительные взносы с одновременным запрещением приема на работу лиц, не состоящих в профсоюзе. Всё это сокращает предложение на рынке труда и при неизменном объеме спроса ведет к росту равновесной цены, т.е. ставки заработной платы.
Во-вторых, профсоюзы могут содействовать росту спроса на услуги труда. Для этого ими используются средства, повышающие спрос на рынке труда. Например, организуются за счет профсоюзов рекламные кампании товаров, в производстве которых участвуют члены профсоюза. Профсоюзы могут лоббировать установление высоких таможенных тарифов на импортную продукцию, защищающих национальных товаропроизводителей и способствующих росту спроса на отечественные товары. В результате растёт и занятость и зарплата.
В-третьих, профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению её выше равновесного уровня.
Двусторонняя монополия на рынке труда.
На рынке труда может сложиться и двойная монополия, когда монопсонической власти работодателя противостоит монопольная власть собственников рабочей силы, к примеру, профсоюза. Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу факторов производства. При этом они могут контролировать цены услуг факторов производства.
Монопсония
Рынок одного покупателя и множества продавцов. Т.е. одно предприятие и множество работников. Характерно для моногородов. Присутствует эксплуатация труда, т.к. з/п < MRP (пред. доход)
2 задачи работодателя:
-нанять определенное количество работников
- нанять по наиболее дешевой цене.
MRC растет быстрее, чем ARC т.к. работникам нужно платить одинаково. Поэтому повышая ставку одному, приходится повышать и другому.
- 2. Эластичность спроса и значение его анализа
- 4. Равновесие на однотоварном рынке
- 5. Издержки производства предпинимательских фирм
- 6. Доходы предпринимательских фирм
- 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
- 8.Фирма в условиях чистой монополии
- 9. Последствия монополизации товарных рынков
- 5.1 Методы антимонопольного регулирования
- 10. Рынки труда
- 11. Рынки капитала и земли
- 12. Основные макроэкономические показатели
- 13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ
- 14. Инвестиционный спрос на агрегированном рынке благ
- 15. Модели равновесия на агрегированном рынке благ
- 16. Спрос и предложение на рынке денег
- 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
- 1. Эффектом % ставки:
- 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
- 3. Эффект импортных закупок:
- II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
- 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
- 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
- 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
- 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
- 18. Безработица как макроэкономическая проблема
- 3 Основные причины безработицы:
- 1. Фрикционная.
- 2.Структурная.
- 3. Естественная.
- 4. Циклическая.
- 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
- 20. Экономический рост
- 1. Загрязнение окружающей среды.
- 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
- 2. Структура и содержание системы управления финансами.
- 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
- 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
- 2) Безвозмездные поступления:
- 5. Бюджетный процесс в рф.
- 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
- 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
- 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
- 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
- 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
- 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
- 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 13. Финансовые посредники и финансовые институты.
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
- 1 Группа: нормативы капитала банка
- 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
- 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
- 4 Группа – прочие нормативы
- 17. Пассивные операции коммерческого банка.
- 18. Активные операции коммерческого банка.
- 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
- 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
- Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
- Европейская валютная система 1979г.
- 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
- I.Как управляющей системы:
- II. Как области управления предприятием:
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
- 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
- 5. Денежные потоки и методы их оценки.
- Сравнение методов анализа движения денежных средств.
- 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
- 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
- 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
- II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
- 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
- 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
- 1) Экономический
- 2) Бухгалтерский
- 3) Учетно-аналитический
- 1)Традиционный подход. – минимум wacc
- 2)Модильяни-Миллер
- 3)Концепция иерархии.
- 1. Анализ капитала предприятия.
- 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
- I. Внутренние:
- II. Внешние:
- 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 1. Внутренние инструменты
- 1. Лизинг
- 2.Венчурное финансирование
- 5. Франчайзинг
- 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
- 13. Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
- 4 Модели финансирования оборотного капитала.
- 14. Управление запасами.
- 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
- 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
- 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
- II. Модель экономичного размера партии
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
- 1. Консервативный
- 2. Агрессивный
- 3. Умеренный
- 16. Управление денежными средствами на предпритии.
- I. Модель Баумоля (1952)
- II. Модель Миллера-Ора (1962)
- 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
- 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
- 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
- Модели прогнозирования