1.Формы безналичных расчётов
Общественное производство невозможно предоставить без денег. Производство товаров, выполнение работ, оказание услуг сопровождается движением денег. В результате этого деньги являются элементом воспроизводственного процесса. Они либо стимулируют экономический рост, либо дестабилизируют все экономические процессы, например, в условиях высокой инфляции.
Предприятие не может существовать без денег. Они ему нужны для осуществления эффективной деятельности:
Закупок сырья, необходимого для производства;
Выплаты заработной платы работникам;
Уплаты налогов;
Реорганизации производства и восстановления основных фондов;
Проведения научных исследований и продвижения товаров на рынке и т.д.
Денежные средства предприятия находятся в непрерывном движении в наличной или безналичной формах в сфере обращения и платежа и участвуют в денежном обращении.
Предприятие получает деньги за поставляемый товар или услуги и постоянно осуществляет платежи (расчёты).
Что же такое расчёт? Современный финансово- кредитный словарь даёт следующее определение:
1.Уплата денежных средств по обязательствам в форме безналичных расчётов и наличными деньгами в соответствии с нормативными актами Центрального банка страны.
2.Документ, составленный на основе проведения вычислений с использованием определённых числовых данных.
Именно совокупность платежей (расчётов), которые производятся путём безналичных перечислений (перевода денежных средств со счёта на счёт или взаимных расчётов) и наличными деньгами составляют денежный оборот.
Денежный оборот опосредует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, т. е. кругооборот капитала или движение товаров, услуг, выполнение работ. В нём отражаются все расчёты между предприятиями, объединениями. Организациями. Учреждениями, а также между ними и государством: между предприятиями и их работниками, населением и государством, отдельными гражданами. Банк выступает посредником в этих отношениях, организуя сбор, сохранение, движение и возврат денежных средств (рис. 1).
В наличном обороте используются банкноты(банковские билеты) и монеты, он включает платежи, в основном связанные с доходами и расходами населения.
Преобладающим является безналичный денежный оборот, т. е. совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег в виде записей на соответствующих счетах клиентов в банках или на счетах банков в центральном банке для денежных единиц государства.
-
Денежный оборот
Наличный денежный оборот
| Безналичный денежный оборот |
Рис. 1 Отношения между участниками денежного оборота.
Основу системы безналичных расчётов составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчётно-денежная документация. Счёт в банке открывается предприятию (клиенту) (в дальнейшем владельцу счёта) для :
Хранение его денежных средств;
Зачисление на этот счёт денежных средств, поступающих в пользу владельца;
Перечисление денежных средств по указанию владельца счёта;
Выдачи денежных средств владельцу счёта.
Владелец счёта представляет банку право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счёте, по усмотрению банка, получая от этого вознаграждение в виде процентов от суммы остатка. Размер процента регулируется законодательством Республики Беларусь или договором между клиентом и банком. Владелец счёта так же уплачивает банку вознаграждение за оказываемые банком услуги.
Виды счетов, открываемые в банке клиентом, предопределены их правовым статусами характером деятельности. Эти счета могут быть различные:
Текущие (расчётные);
Контокоррентные;
Депозитные;
Карт – счета;
Ссудные;
Валютные и т. д.
Текущие (расчетные) счета - открываются клиентами в банке и предназначены для выполнения следующих операций:
Зачисления на имя владельца счёта денежных средств;
Осуществление расчётов по основной деятельности владельца счёта;
Выдачи наличных денежных средств;
Иные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором текущего банковского счёта.
Контокоррентный счёт- это единый активно-пассивный счёт, который предоставляет собой сочетание текущего и ссудного счетов. На нём , как и на текущем счёте, отражаются все операции банка с клиентом, а также выдача и погашение кредитов. Договор контокоррента предусматривает как дебетовое, так и кредитовое сальдо по счёту.
Депозитный счёт открывается клиенту(предприятию) для хранения его свободных денежных средств в течение определённого срока под более высокий процент.
Карт – счёта открываются в банке клиентом (юридическими или физическими лицами) для отражения операций, осуществляемых ими с использованием банковских пластиковых карточек.
Ссудные счета открываются клиентом банка, которым предоставляется кредит. Виды ссудных счетов различаются в зависимости от методов кредитования (простой ссудный счёт, специальный ссудный счёт, контокоррент).
Валютные счета открываются клиентам для совершения валютных операций, т.е. операций, связанных с зачислением валюты на счёт и осуществления внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, для осуществления своей хозяйственной деятельности предприятие открывает счёт в любом из коммерческих банков, заключив соответствующий договор с банком. Для открытия счёта предприятие (клиент) обязан представить в банк ряд документов, предусмотренных «Правилами открытия банковских счетов клиентами в Республике Беларусь».
Банк не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами клиента, а также устанавливать какие- либо ограничения его прав по распоряжению денежными средствами. (Законодательством Республики Беларусь предусматриваются отдельные случаи, когда банк обязан в бесспорном порядке осуществить списание денежных средств со счёта клиента.) Для осуществления своих расчётов предприятие обязано представить в банк расчётные документы.
Расчётный документ- это соответствующим образом оформленный приказ клиента на получение наличных денежных средств в безналичном порядке для оплаты за товары, услуги, работы. Расчётные документы, используя банковскую систему, осуществляют своё движение не только между учреждениями банков, но, что более важно, между субъектами хозяйствования. Последовательное движение документов по всем стадиям, начиная от изготовления документа, представления его в банк, дальнейшего перемещения из банка в банк и к получению документа, вплоть до момента до завершения расчётной операции, и называется документооборотом.
Для осуществления денежных расчётов между дебитором (должником) и кредитором (получателем) могут использоваться различные формы платежа (Рис. 2)
-
Форма платежа
Наличный | Налично-безналичный | Безналичный |
Дебитор– наличные деньги
Кредитор- наличные деньги | Дебитор- наличные деньги
Кредитор- запись на счёт
Дебитор- списание со счёта
Кредитор- наличные деньги
| Дебитор- списание со счёта
Кредитор- запись причитающейся суммы на счёт |
ДОКУМЕНТЫ | ||
Прямая передача денег
Перевод по почте или через банковскую сеть
Обмен наличными деньгами | Платёжный документ
Платёжное распоряжение
Чек | Платёжный документ
Перевод
Чек
Электронный платёж |
Рис.2 Формы платежей.
Таким образом, при осуществлении своей деятельности предприятию приходиться использовать различные формы расчётов. Однако расчёты с помощью наличных денег ограничены и регламентируются «Правилами организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» (Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 25. 07. 2000. № 17.1).
Основной принцип реализации расчётов состоит в тои, что платежи осуществляются лишь при достаточном количестве средств на счёте плательщика.
При организации безналичных расчётов реализуются следующие принципы:
Списание банком средств клиента осуществляется только по распоряжению владельца;
Очерёдность платежей определяется владельцем счета в соответствии с действующим законодательством;
Выбор форм расчётов и закрепление их в договорах между плательщиком и получателем делается владельцем счета самостоятельно;
Расчетные документы исполняются банком только при наличии средств на счете клиента;
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств разрешаются сторонами в установленном законом порядке без участия банка;
Предусматривается ответственность банков за нарушения при выполнении расчетных операций.
Банк имеет право отказать клиенту в проведении расчетной операции в следующих случаях:
Отсутствие договора между банком и клиентом;
Отсутствие данной формы расчетов в существующем договоре между банком и клиентом;
Отсутствие данной формы расчетов в существующем договоре между банком и клиентом;
Отсутствие у клиента нужной суммы для расчетов в валюте платежа, если клиенту не предоставляется кредит;
В случае, если исполнение платежей инструкции является нарушением законодательства со стороны банка;
Если счет клиента арестован уполномоченным органом;
Если форма и содержание платежных документов не соответствует требованиям, установленным Национальным банком, либо у банка имеются обоснованные доводы того, что документы не являются подлинными.
В случае любого отказа владельцу счета исполнить его платежные инструкции банк обязан в течение следующего рабочего дня проинформировать об этом клиента, если иное не оговорено законодательством Республики Беларусь или договором о банковском обслуживании.
Форма расчета зависит от способа и места платежа, вида документов и характера документооборота.
Основными формами расчетов, принятыми в РБ при проведении безналичных расчетов, являются:
Платежные поручения;
Платежные требования;
Аккредитивы;
Чеки;
Банковские пластиковые карточки.
В мировой практике также используются:
Расчеты, основанные на защите взаимных требований;
Расчеты векселями;
Электронные расчеты.
В международных расчетах используются:
Банковские переводы;
Инкассо;
Аккредитивы.
Расчеты между субъектами хозяйствования в РБ осуществляются посредством банковского перевода в соответствии с «Инструкцией о банковском переводе», утвержденной Постановлением правления Национального банка РБ от 29.03.2001, № 66.
В соответствии с инструкцией существует два вида переводов:
Кредитовые;
Дебетовые.
Кредитовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является плательщик и который осуществляется с помощью следующих расчетных документов:
Платежного поручения;
Иных документов, предусмотренных нормативно-правовыми актами Национального банка РБ.
Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является получатель денежных средств. Соответствующие платежные инструкции представлены в виде следующих расчетных документов:
Платежное требование;
Чек или иной документ, предусмотренный законодательством РБ.
Рассмотрим более подробно каждую из форм расчетов.
Расчет платежными поручениями.
Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщику о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя. Под исполнением платежного поручения понимается зачисление денежных средств на счет получателя.
Платежные поручения могут предоставляться:
Для оплаты за полученные товары и услуги;
Для расчетов по нетоварным операциям (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, целевые переводы из бюджета и др.);
Для предварительной оплаты за товары и услуги, которые должны быть поставлены или оказаны в будущем в соответствии с заключенными договорами;
Авансовые платежи.
Подробную информацию о заполнении платежного поручения и порядке реализации платежа, оформляемого платежным поручением, всегда можно получить в банке.
- Тема: “Сущность финансов на предприятии” Необходимость и сущность финансов
- Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.
- Другие функции.
- Финансовая политика в современных условиях.
- 1.Содержание финансовой работы
- 2.Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 3.Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Принципы организации финансов предприятий
- Организация финансовой работы на предприятии
- 3. Государственное регулирование финансовой деятельности
- Принципы организации финансов предприятий
- 1.1. Принцип хозяйственной самостоятельности
- 1.2. Принцип самофинансирования
- 1.3. Принцип материальной заинтересованности
- 1.4. Принцип обеспечения финансовыми резервами
- 1.5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета
- 1.6. Принцип материальной ответственности
- 1.7. Принцип экономической эффективности
- 1.8. Принцип финансового контроля
- Организация финансовой работы на предприятии
- 2.1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.
- 2.2 Характеристика основных направлений финансовой работы современного предприятия.
- Государственное регулирование финансовой деятельности
- 3.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности
- Контрольные вопросы:
- Тема: Ценные бумаги, как особая форма инвестиций
- 1. Понятие ценных бумаг
- 2. Функции ценных бумаг
- 3. Виды ценных бумаг
- 4. Инвестиционные качества
- 5. Факторный анализ инвестиционного риска вложений
- Контрольные вопросы:
- 2.Состав, классификация и структура основных фондов
- 3.Физический и моральный износ
- 4.Амортизация основных фондов. Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
- 5.Показатели и пути повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 1.Оборотные средства
- 2.. Нормирование оборотных средств
- 3. Потребность предприятия в оборотных средствах
- 4 Показатели уровня и эффективности использования оборотных средств
- 5. Пути улучшения использования оборотных средств
- 1. Износ амортизационных отчислений.
- 1.Классификация денежных затрат предприятий по экономическому содержанию, источники их финансирования.
- 2.Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), их классификация.
- Классификация затрат
- В составе элемента «Материальные затраты» отражаются:
- В элементе «Прочие затраты» отражаются многоплановые затраты:
- 3.Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 4.Планирование затрат на объем реализуемой продукции
- Нереализованные остатки готовой продукции включают:
- 5.Внутрихозяйственный финансовый контроль за уровнем себестоимости
- Задачами такого анализа являются:
- Контрольные вопросы:
- Тема: денежные доходы предприятия
- 2. Методы планирования выручки (в) от реализации продукции:
- 3. Прибыль, как составляющее доходов предприятия.
- 1.Понятие прибыли
- 2. Функции прибыли
- 3.Виды прибыли
- 4.Распределение и использование прибыли предприятия
- 5.Формирования прибыли
- Факторы, влияющие на величину прибыли
- 6.Планирование прибыли
- 7.Источник получения прибыли
- Контрольные вопросы:
- Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий
- 1.Формы безналичных расчётов
- 2.Расчет платежными требованиями.
- 3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями.
- 4.Аккредитив.
- 6.Банковские пластиковые карточки
- 7.Вексельное обращение
- Тема : «Организация кредитных отношений на предприятии»
- 2.Функции кредита
- 3.Роль кредита
- 3.Виды кредитов
- 5.Принципы кредита
- 7. Оценка кредитоспособности предприятия
- II. Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
- Показатели платежеспособности.
- IV. Показатели рыночной активности (оборачиваемости).
- Показатель прибыльности (рентабельности).
- Показатели финансовой устойчивости.
- Тема: внешнеэкономическая деятельность предприятий
- Валютные фонды предприятий.
- Расчеты по экспортно-импортным операциям.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
- В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:
- По источникам выплаты налога:
- Всеобщие:
- Тема: налоги, включаемые в отпускную цену предприятия
- 1.Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Льготы по ндс:
- Плательщики налога на добавленную стоимость
- Ставка налога и порядок начисления:
- Порядок начисления:
- 2.Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
- Порядок начисления:
- 3.Акцизы
- Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
- Объект налогообложения:
- Порядок начисления и сроки уплаты акцизов:
- 4.Республиканский единый платеж
- Тема: прямые налоги
- Налоги, обязательные страховые взносы и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
- 1.1. Налог за использование природных
- 1.2. Платежи за землю
- 1.3. Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения
- 1.4. Взносы на обязательное страхование
- 1.5. Отчисления в инновационные фонды
- 2. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)
- 2.1. Налог на недвижимость
- 2.2. Налог на прибыль
- 2.3. Особенности налогообложения прибыли банков и страховых организаций
- 2.4. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных юридических лиц
- 2.2. Прочие налоги и сборы уплачиваемые из прибыли
- 2.2.1. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 2.2.2. Целевые сборы в местный бюджет
- Контрольные вопросы.
- Тема: финансовые отношения предприятия в условиях несостоятельности и банкротства
- 2.Критерии оценки структуры баланса.
- 3.Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в рб.
- Тема: «Финансовое планирование на предприятии»
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Основными задачами финансового плана на предприятии являются:
- 2. Методы финансового планирования
- Нормативный метод
- Расчётно-аналитический метод
- Балансовый метод
- Метод оптимизации плановых решений
- Экономико-математическое моделирование
- 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
- 1.Сущность и значение финансового планирования
- 2.Многолетнее и годовое финансовое планирование
- 3.Перспективное финансовое планирование
- 4.Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
- 5.Оперативное финансовое планирование
- Тема: финансовый контроль на предприятии
- 1. Назначение финансового контроля.
- 2. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
- 2.1. Виды и методы финансового контроля
- 3.Функции финансового контроля
- 4.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
- 1.Транспорт
- 2.Торговля
- 3.Строительство