8.Фирма в условиях чистой монополии
Характеристика чистой монополии. Кривая спроса на продукт монопольной фирмы. Цена и предельный доход фирмы-монополии. Формула предельного дохода фирмы-монополии. Зависимость предельного дохода монополиста от ценовой эластичности спроса (формула предельного дохода с учетом ценовой эластичности спроса). Определение оптимального объема выпуска. Монопольная цена и предельные издержки. Формула цены монополиста. Ценовая эластичность спроса и сила монопольной власти в отношении цены. Коэффициент Лернера. Показатели степени монополизации рынков. Индекс Херфиндаля.
Рынки, на которых однородная либо дифференцированная продукция предлагается одним единственным продавцом множеству покупателей называется монополией. В этом случае фирма и отрасли совпадают. Весь рыночный спрос на таких рынках удовлетворяется одной фирмой. При этом у покупателей нет близких заменителей продукции, предлагаемой монополией.
Средний и предельный доход для монополии не совпадают. Значение предельного дохода оказывается меньше цены и среднего дохода, т.к. по новой цене продаются не только текущие, но и предыдущие единицы. при убывающей кривой спроса монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Изменение его общего дохода (другими словами, его предельный доход) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+1 будет равен новой, сниженной цене минус потери в доходе от продажи всех дополнительных n единиц товара.
MR=MC – цена оптимизирующая объем выпуска чистой монополии. Для максимизации выгоды монополия также производит и предлагает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Для монополии индивидуальный спрос совпадает с отраслевым. Кривая спроса монополии имеет отрицательный наклон. Это означает, что для увеличения объема продаж фирме монополии необходимо снижать цену. В связи с этим при увеличении объема продаж уменьшается средний и предельный доходы монополии. Средний доход равен цене, по которой она продает продукцию, а предельный доход при всех объемах продаж, кроме равному единице меньше рыночной цены. При этом при увеличении объема продаж увеличивается разность между монопольной ценой и величиной предельного дохода. Это обусловлено особенностью формирования предельного дохода монополии. Кривая предельного дохода монополии располагается ниже кривой спроса и при увеличении объема продаж удаляется от нее. Предельный доход у монополии значение предельного дохода будет зависеть от степени эластичности спроса. Ценовая эластичность спроса на разных участках кривой спроса с отрицательным наклоном различна. При эластичном спросе предельный доход монополии будет положительной величиной. При неэластичном спросе предельный доход монополии будет отрицательным. При единичной эластичности предельный доход монополии равен 0.
Величина обратная степени (переменной) эластичности рыночного спроса, называется коэффициентом Лернера. Он измеряет силу власти монополий на рынке: чем выше его значение, тем больше власть. Значение коэф Лернера изменяется в пределах от 0 до 1.
Индекс Херфиндаля используется для оценки степени монополизации отрасли. Коэффициент Херфиндаля показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. В принципе, классификация по уровню конкуренции может быть любой. Однако, основываясь на нашем примере, выведем три основные группы:
I группа – рынки с высоким уровнем монополизации (концентрации) (монополистические рынки) 1 800 < HHI < 10 000 II группа – рынки с сильным уровнем монополизации (концентрации) (олигополистические рынки) 1 000 < HHI < 1 800 III тип – рынки с низким уровнем монополизации (концентрации) (конкурентные рынки) HHI < 1 000
ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ (Herfindahl index) — показатель степени концентрации продавцов на рынке, рассчитываемый исходя из общего числа фирм на рынке и распределения их относительных размеров (доли от общеотраслевого выпуска). Индекс Херфиндаля (Н) рассчитывается как сумма возведённых в квадрат долей фирм от общего объёма рынка.
Другим показателем, характеризующим монопольную власть и отражающим число фирм на рынке, является коэффициент концентрации рынка(CR).
Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Данный показатель отражает степень концентрации рынка, но не отражает модель рынка и степень доминирования одного хозяйствующего субъектов или некоторых
Еще одним показателем, применяющимся для определения структуры рынка и степени доминирования на рынке немногочисленных фирм, является индекс Линда (L).
Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара.
- 2. Эластичность спроса и значение его анализа
- 4. Равновесие на однотоварном рынке
- 5. Издержки производства предпинимательских фирм
- 6. Доходы предпринимательских фирм
- 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции
- 8.Фирма в условиях чистой монополии
- 9. Последствия монополизации товарных рынков
- 5.1 Методы антимонопольного регулирования
- 10. Рынки труда
- 11. Рынки капитала и земли
- 12. Основные макроэкономические показатели
- 13. Потребительский спрос на агрегированном рынке благ
- 14. Инвестиционный спрос на агрегированном рынке благ
- 15. Модели равновесия на агрегированном рынке благ
- 16. Спрос и предложение на рынке денег
- 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
- 1. Эффектом % ставки:
- 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
- 3. Эффект импортных закупок:
- II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
- 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
- 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
- 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
- 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
- 18. Безработица как макроэкономическая проблема
- 3 Основные причины безработицы:
- 1. Фрикционная.
- 2.Структурная.
- 3. Естественная.
- 4. Циклическая.
- 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
- 20. Экономический рост
- 1. Загрязнение окружающей среды.
- 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
- 2. Структура и содержание системы управления финансами.
- 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
- 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
- 2) Безвозмездные поступления:
- 5. Бюджетный процесс в рф.
- 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
- 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
- 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
- 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
- 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
- 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
- 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 13. Финансовые посредники и финансовые институты.
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
- 1 Группа: нормативы капитала банка
- 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
- 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
- 4 Группа – прочие нормативы
- 17. Пассивные операции коммерческого банка.
- 18. Активные операции коммерческого банка.
- 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
- 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
- Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
- Европейская валютная система 1979г.
- 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
- I.Как управляющей системы:
- II. Как области управления предприятием:
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
- 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
- 5. Денежные потоки и методы их оценки.
- Сравнение методов анализа движения денежных средств.
- 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
- 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
- 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
- II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
- 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
- 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
- 1) Экономический
- 2) Бухгалтерский
- 3) Учетно-аналитический
- 1)Традиционный подход. – минимум wacc
- 2)Модильяни-Миллер
- 3)Концепция иерархии.
- 1. Анализ капитала предприятия.
- 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
- I. Внутренние:
- II. Внешние:
- 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 1. Внутренние инструменты
- 1. Лизинг
- 2.Венчурное финансирование
- 5. Франчайзинг
- 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
- 13. Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
- 4 Модели финансирования оборотного капитала.
- 14. Управление запасами.
- 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
- 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
- 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
- II. Модель экономичного размера партии
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
- 1. Консервативный
- 2. Агрессивный
- 3. Умеренный
- 16. Управление денежными средствами на предпритии.
- I. Модель Баумоля (1952)
- II. Модель Миллера-Ора (1962)
- 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
- 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
- 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
- 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
- Модели прогнозирования