logo search
otvety_nashi(гос экзамен)

10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание

Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств. Финансовые ресурсы домохозяйств. Бюджет домашнего хозяйства. Доходная часть бюджета домашнего хозяйства: заработная плата, социальные и страховые выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Государственное регулирование доходов домохозяйств. Классификация расходов домашних хозяйств: обязательные платежи, расходы на потребление, денежные сбережения. Денежные сбережения и цели домохозяйств.

Понятие "домашнее хозяйство" включает хозяйство совместно проживающих людей, осуществляющих различные виды деятельности, вследствии чего образуются и используются финансовые ресурсы и доходы, формируется общий бюджет. Домашнее хозяйство часто отождествляться с понятием семьи, вместе с тем в состав домашнего хозяйства может входить один человек.

Функции финансов домохозяйств:

Распределительная функция финансов выражается в распределении на последней ступени стоимости валового внутреннего продукта между всеми участниками домашних хозяйств. К участникам домашних хозяйств относятся дети, совершеннолетние неработающие члены семьи. Поэтому через распределительную функцию каждый человек получает денежные средства для поддержания жизни. Распределяется семейный бюджет после выплаты всех налогов и других обязательных платежей.

Контрольная функция домашних хозяйств выражается в поддержании определенного уровня потребления, обычного для каждой семьи и ее членов, поскольку этот уровень может изменяться, повышаясь или снижаясь, под воздействием различных макроэкономических факторов и микроэкономических ситуаций.

Регулирующая функция домашних хозяйств заключается в сбалансированном развитии домашних хозяйств при согласовании интересов и взаимопонимании участников домашних хозяйств на основе перераспределения денежных средств или путем саморегулирования.

финансовые ресурсы домашнего хозяйства - совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств, формируемых и используемых для обеспечения их жизнедеятельности, инвестиционной деятельности и выполнения финансовых обязательств.

Состав финансовых ресурсов у каждого домохозяйства может различаться. Вместе с тем все финансовые ресурсы домохозяйства предназначены для формирования двух фондов - фонда потребления и фонда накопления (сбережений). Фонд потребления предназначен для удовлетворения текущих потребностей членов домохозяйства. Фонд сбережений (накоплений) предназначен для удовлетворения отложенных потребностей - для приобретения дорогостоящих товаров, для сохранения достигнутого уровня жизни или с целью капитализации доходов.

Под бюджетом домашнего хозяйства понимают форму образования и использования фонда денежных средств домохозяйства, который объединяет совокупные доходы и расходы членов домохозяйства, обеспечивающие их личные потребности.

Планирование бюджета домохозяйства зависит от 2 факторов:

- фактор истории (как принято в той или иной семье делать покупки и тд)

- фактор современности (современное состояние экономики)

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления, обязательных платежей, т.е. осуществления расходов. 

В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральными.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяются чаще всего по источникам поступлений. Денежные доходы домохозяйств складываются из трех источников:

  1. заработная плата (начисленная зарплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам, выпалты за работу в особых условиях, премии, оплата ежегодных отпусков, плата за выслугу лет и др).

Оплата труда является основным источником доходов домохозяйств.

Необходимо принимать во внимание, что различаются понятия заработанных доходов, т.е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налогам на прибыль предприятий. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не является результатом труда. Прежде всего это трансфертные платежи, которые включают в себя выплаты но социальному обеспечению, от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства.

  1. социальные и страховые выплаты (пенсии, пособия, стипендии и др.). Страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которые можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако же большая часть доходов носит "социальный" характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения.

Еще одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни и т.п.). Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности.получению доходов в данном случае предшествует несение расходов домашними хозяйствами. Более того, страховые случаи являются нежелательным событием для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последствия этих событий.

  1. доходы от предпринимательской деятельности. К доходам от предпринимательской деятельности домашних хозяйств относят любые формы доходов, которые возникают как результат осуществления предпринимательской деятельности и достигаются не за счет уменьшения накопленного имущества домашних хозяйств. Эти формы возможны, как в рамках организованного ведения бизнеса (зарегистрированные предприятия, в частности, индивидуальные частные предприятия, малые предприятия), так и неорганизованного. Среди неорганизованных форм можно выделить частную неорганизованную торговлю, надомное и кустарное производство, оказание частных услуг.

  2. доходы от операций с личным имуществом. (доходы от продажи движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности)

  3. денежные накопления в финансово-кредитной сфере. (проценты по вкладам в коммерческих банках; дивиденды по акциям; купонные доходы по облигациям, рентные платежи от сдачи имущества во временное пользование )

В приведенной выше классификации не учтены случайные доходы граждан, например, выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона.

Государственное регулирование домохозяйств.

По Биткиной:

- установление МРОТ – для минимальной оплаты и исчисления штрафов. МРОТ на 2015 г - 5965руб

- установление прожиточного минимум (отдельно для детей, пенсионеров и трудоспособных). Учитывается для исчисления субсидий

- индексация

- установление минимальной оплаты труда по отдельным видам деятельности (вызвано проблемой серых зарплат)

- установление соц пособий и выплат (теперь не трудовые, а страховые пенсии; пособия по уходу за ребенком, беременным, больничные, субсидии по оплате коммунальных услуг)

- региональные доплаты до прожиточного минимум пенсионеров (за счёт средств регионов либо ПФР)

- способы начисления оплаты труда (механизм эффективного контракта. Различные части ФОТ: базовая (ставка), стимулирующая (премии, надбавки), компенсационная (за тяжелые условия).

- налоговое регулирование ( вычеты при исчислении НДФЛ: базовые, имущественные, профессиональные)

Государственное участие в формировании доходов граждан может происходить по двум направлениям: прямое и косвенное участие.

- заработную плату работников бюджетной сферы;

- государственные пенсии;

- государственные пособия по различным основаниям;

- налоговые платежи.

Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются:

- установление минимального размера оплаты труда;

- налоги на имущество и косвенные налоги;

- цены и тарифы на социально-значимые услуги государственных организаций и учреждений.

Среди основных налогов, влияющих на уровень доходов граждан следует выделить:

- налог на доходы физических лиц (13%; для отдельных видов доходов 35%, для нерезидентов - 30%)

- налог на имущество физ лиц

- траспортный налог

Расходы домохозяйствапредставляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение учетного периода

В зависимости от функционального назначения расходы могут быть разделены на следующие основные группы:

Налоги — ндфл, налог на имущество физ лиц, ндс, акцицы, налог на прибыль (косвенно влияет)

Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства составляет располагаемые доходы и расходуется с целью удовлетворения потребностей и сбережения.

Под сбережениями обычно понимается часть дохода домохозяйства или гражданина, которая не была потрачена на личное потребление. Считается, что сбережения являются показателем благосостояния общества – чем меньшая часть дохода граждан расходуется на текущее потребление, тем богаче считаются граждане и общество в целом. Целью формирования сбережений обычно являются:

- создание страхового резерва под возможное снижение уровня доходов домохозяйства в результате объективных факторов (достижение пенсионного возраста, потеря трудоспособности в результате производственной травмы или хронического заболевания, кратковременной болезни и т.д.);

- создание фондов накопления для финансирования покупки дорогостоящих активов, оплаты обучения детей, поездки в отпуск и т.д.

Финансовые цели домохозяйства или гражданина это сложная система, которая зависит от определенного набора факторов и меняется во времени.

На уровень сбережения домохозяйств могут оказывать влияние следующие факторы:

- Ожидания населения, связанные с будущей конъюнктурой рынка товаров и услуг.

- Динамика процентных ставок на рынке капиталов. При этом на уровень сбережений влияют, в первую очередь, ставки по кредитам, нежели ставки по депозитам. Это связано с тем, что депозиты являются одним из многих инструментов инвестирования средств, при этом, чаще всего, наименее доходным. В тоже время кредиты для домохозяйств, по своей сути, безальтернативны. В результате при снижении кредитной процентной ставки – растет число инструментов для инвестирования, в которых наблюдается положительный спред между ставкой доходности и кредитной ставкой. Следствием становится выгоднее взять деньги в кредит и инвестировать их в доходные инструменты, а текущий доход полностью пустить на текущее потребление.

- Налоговая политика государства. Динамика ставки налогов будут обратно пропорциональна уровню сбережений. Причем повышение налоговых ставок будет в большей степени сказываться на изменении уровня сбережений, чем их понижение.

- Жизненный цикл семьи. молодые семьи- максималь­ный рост активов и агрессивный стиль инвестирования, сопряженный с более высоким уровнем риска; средни1 возраст - сбалансированный рост активов и применя­ется сбалансированный тип инвестиционной стратегии. 55 лет и более - защита активов от инфля­ции, консервативный стиль.