logo

25. Государственные внебюджетные фонды рф, их функции и роль.

Внебюджетные фонды (ВБФ) возникли в РФ в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения.

С институциональной точки зрения государственные ВБФ — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Если рассматривать ВБФ как финансовую категорию, то они представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

В соответствие с Бюджетным кодексом РФ ВБФ это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, медицинскую помощь.

Как и бюджет, ВБФ выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

Роль ВБФ:

Государственные ВБФ социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. Государственными ВБФ РФ являются:

ФОМС.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов.

Бюджеты государственных ВБФ РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных ВБФ формируются за счет:

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного ВБФ составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных ВБФ осуществляется Счетной палатой РФ, контрольными палатами, иные законодательными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также органами исполнительной власти: Министерство финансов РФ, федеральное казначейство, финансовыми органами субъектов РФ.

Отчеты об исполнении федеральных ВБФ представляются в Счетную палату РФ ежегодно не позднее 1 июня. Счетная палата РФ анализирует отчеты в течение 1,5 месяца и дает свое заключение. Затем еще 1,5 месяца отчет и заключение рассматриваются Гос. Думой. Следовательно, до 1 сентября отчеты об исполнении ВБФ должны быть либо утверждены, либо отклонены.

ФОМС является реализация прав застрахованных на получение бесплатной медицинской помощи. Федеральный фонд ОМС обеспечивает финансовую устойчивость системы, предоставляя дотации территориальным фондам ОМС на финансирование базовой программы ОМС. Территориальные фонды ОМС финансируют по среднедушевым нормативам свои филиалы либо страховые медицинские организации. Последние оплачивают лечебно-профилактическим учреждениям медицинские услуги, оказанные застрахованным.

Задачи ФСС РФ:

Обязательное пенсионное страхование организовано на основе двух принципов: солидарного перераспределения (страховая часть трудовой пенсии) и персонального накопления к капитализации страховых взносов (накопительная часть трудовой пенсии). Законодательство предполагает участие в обязательном пенсионном накопительном страховании негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Итак, процесс формирования нового звена российских государственных финансов — внебюджетных фондов шел параллельно с реформированием бюджетной системы и к настоящему моменту в основном завершен. Но их развитие в рамках совершенствования финансового обеспечения способов социальной защиты граждан продолжается и должно стать приоритетной задачей органов государственной власти.

Финансы № 26,35.

Сущность и функции социального страхования.

  1. Понятие социального страхования

Социальное страхование является частью более широкой системы поддержки нетрудоспособных членов общества, а так же всего трудозанятого населения, которая называется «социальная защита». Социальная защита представлена с точки зрения финансового механизма социальным страхованием, социальным обеспечением и социальной помощью. Социальное страхование – исторически первая форма финансирования поддержки работника и до сих пор остается наиболее масштабной из всех вышеперечисленных в условиях рынка.

Возникло социальное страхование в 70е годы 19 века в Германии. Объективными предпосылками (экономическими) появления социального страхования являлись:

  1. Работники были фактически и юридически свободными членами общества, а значит персонально несли ответственность за все периоды своей жизни, в том числе – периоды нетрудоспособности.

  2. Большинство работников в качестве источника дохода имело только свою способность к труду.

  3. Риск потери трудоспособности для индивидуума – явление случайное, но для общества в целом это явление постоянное и массовое. Последнее дает возможность на основе статистических закономерностей рассчитывать вероятность риска и возможный ущерб (потеря заработка).

«Социальное» - означает, что эти отношения определяются совместной жизнью людей в обществе, неразрывностью жизни индивида, общества и государства. Более того, риски, компенсируемые социальным страхованием, имеют некоторую особенность в сравнении с другими рисками, которая заключается в том, что индивидуально защититься с высокой степенью надежности невозможно.

Социальное страхование представляет собой законодательно регламентируемые отношения по формированию за счет целевых взносов фондов финансовых ресурсов, предназначенных для осуществления компенсационных выплат членам общества всвязи с утратой ими трудоспособности или отсутствием спроса на труд.

Социальное страхование может быть только обязательным, т.е. в силу закона, но, в то же время, возможно индивидуальное страхование социальных рисков.

Принципы социального страхования:

  1. Солидарность: здоровые платят за больных, молодые – за старых, более обеспеченные – за менее обеспеченных. Разделять проблему другого, хотя тебя лично они не коснулись.

  2. Субсидиарность – характер отношений и меры ответственности субъектов социального страхования известным всем участникам заранее.

  3. Самоответственность застрахованных – лица, состоящие в отношениях по найму, в том числе и работодатели, и работники, несут ответственность за уровень компенсации социальных рисков.

Государство является гарантом финансовой устойчивости системы социального страхования. В частности, роль страховщика делегированы государственным финансово-кредитным организациям.

  1. Сущность социальных рисков и их виды

Социальные риски – факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утрате трудоспособности, отсутствии спроса на труд, сопровождающиеся наступлением для работников материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей работников – с утратой источника дохода при потере кормильца.

Основные социальные риски отражены в 102 конвенции международной организации труда (МОТ), которая была принята в 1952г. Однако, она не ратифицирована пока РФ.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4