logo

13. Взаимосвязь выручки от продаж, расходов и прибыли от реализации продукции (cvp-анализ)

Планирование оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Одним из самых простых и эффективных видов анализа, проводимых для планирования максимально возможной прибыли является анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли. Его называют CVP-анализ (cost, volume, profit) или анализ безубыточности.

CVP-анализ основан на маржинальном подходе. Этот подход состоит в делении всех затрат в зависимости от изменения объема производства на постоянные (не зависящие от объемов производства и реализации) и переменные (находящиеся в зависимости от объемов производства и реализации).

Переменные затраты (расходы) (variable cost) это затраты, меняющиеся с изменением объемов производства. Как правило, условно считается, что упомянутая зависимость является прямо пропорциональной. Примеры: трудозатраты, затраты сырья и материалов, время работы оборудования и др. В условиях предположения о прямо пропорциональной зависимости с ростом объемов производства общая сумма переменных затрат растет линейно, однако величина удельных переменных затрат (т.е. затрат на единицу продукции) не меняется.

Постоянные (или условно-постоянные) затраты (fixed cost) это затраты, зависящие не от объемов производства, а от времени. Примеры: арендная плата, отдельные виды страховки, и др. С изменением объемов производства не меняется общая сумма постоянных затрат, однако величина удельных постоянных затрат снижается.

Также модель «затраты – объем – прибыль» предусматривает определение той доли цены, которая должна покрыть постоянные затраты предприятия и принести соответствующую сумму прибыли.

Планирование безубыточности проводят графически или с помощью аналитического (алгебраического) метода. Представим график взаимосвязи между затратами, объемом и прибылью предприятия.

Издержки и

выручка

4

Зона прибыли

Маржинальная

прибыль

Точка

3

безубыточности

Постоянные

расходы

2

1

Переменные

Зона убытка

расходы

ТЗ

ТБ

Объем продаж

1 – постоянные затраты; 2 – переменные затраты; 3 – суммарные затраты; 4 – выручка; ТЗ – точка закрытия; ТБ – точка безубыточности (критический объем продаж).

Зависимость выручки, переменных, постоянных затрат и прибыли от объема выпуска и реализации продукции можно представить в виде формул:

Вр P Q ;

V v Q ;

F const ,

где Вр - выручка от продаж;

P - цена за единицу продукции;

Q - объем продаж в натуральном выражении (ед.);

V - общие переменные затраты;

v - удельные переменные затраты (на единицу продукции);

F - общие (суммарные) постоянные затраты.

На основании данной модели можно рассчитать ряд аналитических показателей, помогающих руководителю в принятии решений: маржинальную прибыль, коэффициент маржинальной прибыли, точку безубыточности, силу производственного рычага, запас финансовой прочности.

Маржинальная прибыль это разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Иногда маржинальную прибыль называют также суммой покрытия (это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли). Маржинальная прибыль (МП) рассчитывается по формуле:

МП Вр V .

Маржинальную прибыль можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельная маржинальная прибыль). Экономический смысл этого показателя – прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

m Вр V  Q P v .

Коэффициент маржинальной прибыли ( K МП ) показывает, какой процент выручки составляет маржинальная прибыль, т.е. процент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. Он может рассчитываться либо в процентах, либо в. удельных долях:

KМП

Вр V

P v

Вр

P

Коэффициент маржинальной прибыли показывает прирост прибыли предприятия в абсолютном выражении при увеличении выручки на 1 рубль:

KМП Пр Вр ,

где Пр - изменение прибыли, руб.

Вр - изменение выручки, руб.

Чем больше коэффициент маржинальной прибыли, тем сильнее меняется прибыль в результате колебаний выручки. Большой коэффициент выручки выгоден в случае, если спрос на продукцию предприятия стабильно высок, тогда как даже небольшой прирост выручки приведет к довольно существенному росту прибыли. Если спрос нестабилен и высока вероятность того, что фактическая выручка окажется меньше запланированной, то высокий коэффициент свидетельствует об увеличении риска убытка. Следовательно, в случае увеличения коэффициента маржинальной прибыли необходимо задуматься о

создании резервов, сохранении запаса ликвидности и др. Коэффициент маржинальной прибыли можно снизить, если увеличить долю переменных затрат и уменьшить долю постоянных затрат.

Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т. е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. На графике точка безубыточности соответствует точке пересечения линий суммарных затрат и выручки. Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

TБQ

F

,

P V

где TБQ - точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении);

P - цена единицы продукции;

V - переменные затраты на единицу продукции.

Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Экономический смысл этого показателя – выручка, при которой прибыль предприятия равна нулю: если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае – убыток. Формула расчета:

TБВр

F P

F

Q P ,

P v

K

МП

где TБВр - критический объем производства и реализации продукции.

Чем меньше критический объем, тем выше прибыль и меньше операционный риск при прочих равных условиях.

Запас финансовой прочности это разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

ЗФПа QФ Т Б ,

где ЗФПа - запас финансовой прочности в абсолютном выражении;

QФ - фактический объем выпуска и реализации продукции.

Сила производственного рычага ( Спр ) - это отношение маржинальной прибыли ( МП ) к собственно прибыли:

Спр МП Вр V . Пр Пр

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%:

Пр

Спр Пр 100 , Вр

Вр 100

т.е. если прибыль близка к нулю, то сила производственного рычага стремится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг критической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли.

Зная силу производственного рычага, можно определить, насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на определенный процент:

Пр

100%  Спр

Вр

. 100%.

Пр

Вр

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем сильнее действует производственный рычаг. Мощный производственный рычаг – это высокий производственный риск. Поэтому в ситуации, когда спрос нестабилен, рекомендуется снижать постоянные затраты: даже небольшое снижение выручки вызывает резкое падение прибыли. Если спрос стабилен, целесообразно снижать долю переменных затрат и наращивать долю постоянных затрат, так как это приведет к большому росту прибыли.

Планирование безубыточности позволяет оценить результаты деятельность предприятия (находится ли оно в зоне прибыли или в зоне убытков), а также помогает выработать рекомендации по увеличению прибыльности текущей деятельности предприятия.

Финансы №14.

Экономическое содержание оборотного капитала: финансовые аспекты формирования и использования оборотного капитала.

Оборотный капитал это денежные средства, авансированные предприятием в оборотные производственные фонды и фонды обращения во время каждого производственного цикла. (Оборот.кап-л – сумма ДСр-в, инвестируемая предприятием в текущие активы, которые могут быть обращены в денеж.наличность в течение одного операц.цикла). Оборотный капитал формирует текущие активы предприятия, которые состоят из запасов (МПЗ, НЗП, ГП, товары для перепродажи), дебиторской задолженности, ден. наличности, краткосрочных фин. вложений. Особенность оборотного капитала – полное потребление в течение 1 операционного цикла и перенос своей стоимости на готовую продукцию (сначала за деньги приобретаются сырье и материалы, которые затем обрабатываются; в процессе производства продукция переходит из НЗП в ТП; товарная продукция отгружается, и на нее выставляются счета покупателям, от которых затем поступают деньги за отгруженную продукцию).

Находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойный процесс производства. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости.

Д – Т - Произ-во - Т I - Д I . Из денежной формы она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Таким образом, возникает объективная необходимость авансирования средств для создания нормальных условий производственной деятельности до момента получения выручки от реализации продукции.

Финансовые аспекты оборотных средств:

Использование оборотного капитала определяется отраслевыми особенностями коммерческого предприятия. Так, в торговле в основном в товары, на пром. предприятиях – в запасы и затраты, НЗП, денежные средства, в с/х – в зависимости от сезона (длительное время в форме НЗП).

Важное значение имеет определение собственного оборотного капитала (СОК), который определяется как разница между текущими пассивами и текущими активами и показывает в каком размере текущие активы покрываются долгосрочными источниками средств. Это минимальный объем оборотного капитала, постоянно находящийся в кругообороте средств предприятия и обеспечивающий непрерывный процесс производства. Если СОК>0, то формируется излишек соб. капитала, те. Его достаточно не только для формирования внеоборотных активов, но и части оборотных активов. Если СОК<0, то предприятие испытывает недостаток собственных средств.

Расчет текущих финансовых потребностей (ТФП) позволяет определить, сколько понадобиться средств для обеспечения нормального кругооборота запасов и дебиторской задолженности в дополнение к той части, которая покрывается кредиторской задолженностью. Если ТФП<0, то предприятие осуществляет свою деятельность за счет КЗ. Если ТФП>0, то для финансирования части оборотных активов не хватает денег. В этом случае предприятие вынуждено либо уменьшать оборотные активы, либо искать дополнительные ресурсы на пополнение собственного оборотного капитала. Оба варианта не всегда приемлемы, необходим контроль ТФП и проведение мероприятий по их снижению (повышение оборачиваемости текущих активов, сокращение излишка сырья и материалов, превышение оборачиваемости КЗ над ДЗ). Величина и структура оборотного капитала должна быть оптимальной, соответствовать потребностям предприятия, т.к. она влияет на его платежеспособность и фин. устойчивость. Следовательно, необходима организация и управление оборотным капиталом. При управлении оборотным капиталом производится регулирование соотношения между СОК и оборотными активами. Необходимо учитывать и эффективность использования оборотного капитала, а именно его оборачиваемость и рентабельность, т.к. увеличение оборачиваемости оборотного капитала приводит к высвобождению оборотных средств, снижению доли наименее ликвидных активов, повышению отдачи от вложенных средств.

Показатели оборачиваемости характеризуют длительность нахождения средств в обороте, на сколько быстро вложенные средства совершают свой оборот в операционном цикле. К ним относятся коэффициенты оборачиваемости МПЗ, оборотных активов (ОА), НЗП, ГП, ДЗ, КЗ, продолжительность оборота оборотных средств, характеризующая время, необходимое для превращения средств, вложенных в оборотные средства в деньги.

В

С / С

В р

С / С

С / С

К

р

;

К обортиГП

;

К обортиДЗ

;

К

;

К

;

обор тиОА

обортиКЗ

обортиМПЗ

ОА

ГП

ДЗ

КЗ

МПЗ

ОА

Т

; Т- количество дней в периоде.

Продолж тьоборота

Т

ОА

ВР

К обортиОА

Чем меньше период оборачиваемости, тем меньше предприятию требуется оборотного капитала, следовательно уменьшение этого времени ведет к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.

Показатели рентабельности дают комплексную оценку эффективности использования оборотных средств и показывают сколько рублей прибыли получает предприятие за определенный период времени на рубль средств, вложенных в оборотные активы.

РОА

П от реал изции

 100%

;

ОА

В большей степени на изменение рентабельности оборотного капитала влияет снижение эффективности коммерческой или финансовой деятельности предприятия.

Финансы №15.

Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала.

Основной капитал это денежные средства, инвестируемые в основные фонды производственного и непроизводственного назначения и др. внеоборотные активы. Срок возврата вложенных денежных средств растянут во времени и осуществляется в виде амортизационных отчислений.

Первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляется при помощи финансов, т.е. образуются фонды денежных средств целевого назначения, которые направляются на приобретение, эксплуатацию и восстановление основных фондов.

В момент приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия величина основного капитала совпадает со стоимостью основных фондов. В дальнейшем по мере участия основных фондов в процессе производства их стоимость раздваивается, т.е. одна ее часть, равная износу, переносится на готовую продукцию, а другая выражает оставшуюся стоимость действующих основных фондов. Изношенная часть основных фондов по мере реализации готовой продукции составляет амортизационные отчисления, которые являются финансовыми ресурсами предприятия для восстановления основных фондов. Посредством постоянных отчислений формируется амортизационный фонд, он используется для воспроизводства ОФ. Аморт-я начисляется в течение всего срока службы ОФ, а необходимость в ее расходовании наступает лишь после их фактического выбытия. Поэтому до момента замены выбывших из эксплуатации ОФ начисленная аморт-я является временно свободной и может использоваться как дополнительный источник финансирования.

Кругооборот основного капитала организации.

Основные средства

Первоначальная стоимость

Остаточ. стоимотсть ОФ и НМА

основных фондов и НМА

Капитальные вложения

Износ ОФ и НМА

Амортизационные отчисления

Амортизационный фонд

Дополнительные

источники

финансирования

К дополнительным источникам финансирования относят: часть чистой прибыли, акционерный и долевой капитал, долгосрочный кредит, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, средства других предприятий и иностранных инвесторов, лизинг.

Основными источниками финансирования основного капитала являются собственные средства (часть чистой прибыли предприятия и амортизационные отчисления) и заемные (привлеченные денежные средства, полученные от эмиссии ценных бумаг, паевых и иных взносов ЮЛ и ФЛ, долгосрочные кредиты банков, средства бюджетов и внебюджетных фондов (субсидии, субвенции), средства других предприятий-инвесторов, в т. ч. иностранные инвестиции, лизинг, инвестиционный налоговый кредит). Источники вложений в основной капитал должны быть длинными.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые ЮЛ (или бюджету другого уровня бюджетной системы) на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е определенных целевых расходов.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые ЮЛ (или ФЛ или бюджету другого уровня бюджетной системы РФ) на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Др.словами это отсрочка от уплаты. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам; на срок от одного года до пяти лет. Суммы, на кот-е уменьшаются платежи не могут превышать 50% соответсв. платежей по налогу.

Предприятия могут получить ИНК при следующих условиях:

1)при проведении НИОКР либо технического перевооружения, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

  1. при осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том числе при создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья и материалов;

3)при выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению.

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных денежных средств, когда по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа.

Амортизация представляет собой денежное выражение износа основных фондов в процессе их производительного функционирования. Амортизация есть процесс перенесения стоимости изношенных ОФ на произведенный с их помощью продукт Назначение амортизационных отчислений состоит в накоплении денежных средств в размерах, необходимых для воспроизводства ОФ.

Заемные средства других предприятий, включая иностранных инвесторов. Привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие м/ународных экон. связей и внедрение передовых научно-технических достижений. Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций продолжает оставаться создание на территории России совместных предприятий. Однако объемы привлекаемых инвестиций пока невелики. Основными проблемами являются: определение доли российских инвесторов в уставном капитале создаваемых предприятий и, соответственно, распределение прибыли, а также рыночная оценка имущества, вкладываемого в качестве российской части уставных капиталов совместных предприятий. Приток иностранных инвестиций сдерживает также нестабильное состояние экономики, отсутствие гарантий и четкого правового обеспечения.

Выбор источников финансирования основного капитала осущ-ся предприятием с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала, эффективности отдачи от него, соотношения СК и ЗК, определяющего уровень финансовой независимости предприятия, степени риска различных источников финансирования.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4