6.Управление финансами. Органы управления финансами в рф, их задачи и функции
УФ–сист.приемов и методов целенаправл. возд-вия на ф-сы для наиб. полн. реал-ции ими своих ф-ций. УФ – это часть обшей эк. системы управл-ия обществен. процессами. Но эта часть обладает опред. спецификацией, т.к. в каж. звене хоз-ния и сф. общест. произ-ва имеются особ-сти фин. отнош-ий→каж. из этих сф. и звеньев нуждается в специал. сист. управл-ия.
Целью УФ явл-ся обеспеч-ие ФУ и фин.независ-сти всех звеньев фин. сист. в сочетании с эк. интересами гос-ва и всех членов общ-ва.
Объектами УФ выступ. разнообраз. виды фин. отнош-ий, кот. матер-ются в фин. рес-сах. Субъектами явл. орг-ционные стр-ры, кот. осущ-ют УФ и взаимосвязями возникающими м/у звеньями фин. системы. В сов-сти все фин. органы составл. фин. аппарат. По хар-ру и V-у возд-вия упр-е делится: общее (разраб-ка методов возд-вия фин. отн-ний и общая реглам-ция деят-ти) и оператив. (осущ-ся спец.фин.службами, разраб-ка спец. приемов и методов по УФ потоками соотв-щих участ-ков фин.от-ний). Ур-ни управ-я: макро-
.:фед.,рег.,мест.; микро-: УФ в ком. и неком. орг-ях. Функционал. направл-ями УФ выступ. след. направл-ия:
1)План-ние – опред-е и оценка V-ов фин. рес-сов, их сбаланс-сти, пропорц-сти и опред-е осн.направл-ий использ-ния; 2) Оператив. управл-ие – выпол-ние фин. заданий, комплекс мер, разраб-ных на основе оператив. а-за, склад-ющейся фин.ситуации, путем рационал. перераспр-ия фин.рес-сов с уч. внеш. и внут. факторов; 3) Фин. к-ль – завершающая стадия процесса упр-я, здесь оцен-ся полнота и своевр-сть выпол-ния заданий, оценка целев. исп-ния ср-в, выявл-ся причины отклон-ия фактич. пок-лей от планов.
Процесс УФ непрерывный, для к-ого необходимо финансовое право (-это сов-сть юридич. норм, регулирующих отношения, возникающ. в процессе образования, распределения и использ-я ден. доходов и накоплений у хоз. субъектов, органов власти, необходим. для реализации возложен. на них функций).
На каж. из стадий УФ, осущ-ется учет и анализ пок-лей того или иного периода t.
Осн. методами УФ явл.: -статистич.; -использование математич. моделей для обосн-ния тех или иных эк. процессов. Рацион-но построенная сист. УФ позвол. достичь высоких рез-тов в фин. сфере.
Органы управления финансами (ОУФ):
Сущ-т разл. уровни управления финансами:
I. Фед. уровень.
Стратегическое упр-е: осущ-ется высшими законод. органами вл.: Фед. собрание, аппарат През-нта и Прав-ва, определяют стратегию развития, соответ. законы, разрабатывают ФП. Ф-ии Президента – осущ-т общие вопроросы по реализации ФП, подпис-ет и издает приказы и распоряж-ия, подпис-ет з-ны, осущ-ет контрол. ф-ции и выступает с ежегод. посланием к Фед. Собранию. Ф-ции Парл-нта – принятие фин. зак-ва, назначение Председателя Счет. палаты. Ф-ции Прав-ва – единствен. центр упр-я ф-сами, осущ-ет ф-ции фед. органов испол. власти по прав. рег-нию в соответ-щих сферах деятельности. Федеральное собрание рассматривает законы и утверждает бюджеты. Со стороны законодательных органов власти происходит утверждение представителей Счетной Палаты (6 чел.) Исполнительные органы – Правительство.
Оперативное управление: Мин.Фин., Глава МинФина + члены правительства Правительство осуществляет разработку планов. Прямое управление финансовыми потоками
осуществляет МинФин. Осн. задачи МинФина:
разраб-ка и реал-ция стр-гии, направлений гос. фин. пол-ки, вкл. бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу и сферу гос. долга + пол-ку в сфере аудитор. деятельности, в банковс. сфере, бух. учета и отчетности, добычи, произ-ва и переработки драгоцен. металлов и камней, таможен. платежей, определения таможен. стоим-сти товаров и транспортн. средств
составление проекта и исполнение Фед. б-та
обеспечение уст-сти гос. финансов.
осущ-ние мероприятий по регулированию фин. рынка.
Основные ф-ии МинФина:
1)разработка проектов-законов по вопросам развития бюджетн. системы, основ бюджетн. процесса, разграничения полномочий между всеми ветвями власти по управлению финансами. 2) разработка проектов-законов в области налогообложения, а также форм-документов учета и отчетности, связан. с их реализ-ей. 3) разработка проекта-закона о федер. бюджете, составление отчетности об исполнении федер. бюджета. 4) осущ-т координацию бюджетн. и ден.-кредитн. политики. 5) управление гос. долгом, выпуск цен. бумаг от имени РФ. 6) ведет книгу учета гос. долгов, регистрирует эмиссию цен. бумаг субъектов РФ и муниципальн. образований. 7) утверждает прейскуранты цен на драгоцен. металлы, закупаем. в гос. фонд.
составе Мин.Ф. выделяют: Департамен бюджетн. политики, Департамент бюдж. политики в отраслях экономики, Департамент межбюдж. отношений, Департамент международн. отношений гос.долга и гос. финанс. активов, Департамент регулир-я гос. финанс. контроля, аудита деят-сти, бух.учета и отчетности.
Кроме этого, МинФин координирует деятельность фед. служб: 1)ФНС; 2)ФС страхового надзора; 3)Фед Казначейство; 4)ФС фин. бюджетного надзора.
наст. время ФС по фин. мониторингу, ФС по фин. рынкам, Фед антимонопольная служба, Фед таможенная служба напрямую подчиняются Правительству.
Службы осущ-т контроль, исполнение принятых документов осуществляют агентства. Фед. агентства – осущ-ют ф-ции по оказ-ию гос. услуг (Фед. агент. по гос. резервам, Фед. агент. по кадастр. недвиж-сти, Фед. агент. по упр-ю фед. имущ-вом)
Основные ф-ии ФНС:
1)контроль за правил. исчисл-ем, своевременным и полным внесением обяз-х налоговых платежей в б-ты всех ур, в том числе, при пересечении тов. ч/з границу, 2)лицензирование некоторых видов деят-ти, проведение лотерей, контроль за оборотами алкогольной продукции.
Основные ф-ии ФССН:
Разраб-т осн. требования к участникам страхового рынка, разраб-т нормативы и их соблюдение страх-ыми компаниями, лицензирование страх-ых орг-ий, контроль за платежеспособностью страх-ых орг-ий.
Функции Казначейства: возлагается на него исполнение фед бюджета, контроль за целевым испол-ем гос ср-в, распределение регул-ых доходов или поступлений по налогам м/у бюджетами различных уровней, осущ-т контроль за осуществлением дох. и расх. частями бюджетов, доводит до распределитей и получателей ср-в Фед Бюджета лимиты бюджетных обяз-в и финансир-я.
Ф-ии ФС ФБН: осущ-т контроль за использованием бюджетных ср-в в коммерч. орг-ях, некоммерч. орг-ях при получении ср-в из ФедБюджета и б-тов гос ВБФ, проверяет исполнение смет местными администраторами, осущ-т фин. контроль совместно с ЦБ по фин отношениям с иностранными гос-вами.
II. На региональном уровне: аналогичные органы упр-я осущ-т органы законод. власти субъектов федерации и органы исполнительной власти субъектов.
III. На микроуровне:
На ур. хоз. субъектов общее (стратегическое) упр-е возложено на дирекцию, а оператив. упр-е на фин.службу.
Разрабатывает стратегические планы упр-я финансами, фин. отношения с контрагентами, определение наиболее эф-ых вложений, осущ-т оценку фин. рисков и упр-е ими за счет хеджирования, либо передачи страх. компаниям этого риска, упр-е налогообложением, факторинговыми операциями и др. направлениями деят-ти, к-ые должны обеспечить рост ст-ти компании.
Фин.дирекция – опред-е V-ов и состава ист-ков фин-ия, эф-ть вложения ср-в, текущее и перспективное упр-е фин. деят-тью и стратегические вопросы (долгоср. фин. план-ние, нов. сферы влож-ия кап-ла, слияние или поглощ-ие компаний, круп. инвестиц. влож-ия).
Фин. управляющий (казначей) и главбух (контролер) находятся в подчинении фин. дирекции. Фин. упр-щий – фин. аализ и план-ние, опред-е текущ. потребностей в фин.рес-сах, упр-е денеж.потоками на предприятии и денеж. наличностью, заключает договора, взаимоот-ния с покуп-лями и банками, разработка форм расчетов.
Главбух – орг-ция синтетич. и аналит. учета, ведение управл. учета, предоставление нужной информации, контроль за использованием рес-сов и аудит, правильность составления отч-сти, упр-е затратами.
НеКомОрг большое внимание на упр-е финансами оказ-т орг-прав форма и вид деят-ти. Если осн. источники фин-ния форм-тся за счет осущ-я деят-ти на платной основе, то процесс упр-я финансами аналогичен упр-ю финансами коммерческих орг-ий.
Деят-ть бюджетных орг-ий строго регламентирована, испол-е фин. ресурсов осущ-тся на основе сметы, к-ую распорядителям ср-в необх. согласовывать в Казначействе и утвердить у глав. распорядителей.
наст. вр. все доходы, в т.ч. доходы от осущ. деят-ти на платной основе подлежат зачислению в бюджет соотв-его уровня, т.е. права руководитей бюджетных учреждений строго регламентированы.
Финансы 7. Содержание финансов организаций (ФО) и принципы их функционирования. Роль финансов в деятельности организации.
Основу фин.системы сост-ют ФО. ФО - это относительно самост. сфера системы финансов гос-ва, охватывающая широкий круг фин. отношений, связанных с формир-ем и использ-ем капитала, доходов, ден.фондов в процессе кругооб. средств предприятия. Именно в этой сфере фин-ов формируется основная часть дох., кот. в последующем по различным каналам перераспределяются в народно-хоз. комплексе и служат основным источником эк. роста и соц. развития общества.
Фин.отношения ком.орг. – группа ден.отношений, возник. у ком.орг. с ее партнерами. По своему эк. сод-ю всю совокупность фин.отношений м/сгруппировать по след. направлениям:
между отдельн. орг-ями, связанные с произ-вом и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Эта группа отношений является основной, от нее зависит финансовый результат деятельности предприятия. К ним относятся фин. отношения м/ду:
- поставщиками сырья, матер. и т.п. при покупке тов. со скидкой, в лизинг. - с покупателями гот. продукции - со строит. организациями - с трансп. организациями
- с рекламн. компаниями - плата за разработку и проведение рекламной компании - с аудиторскими фирмами, для огр-ий, кот. являются объектом обязательного аудита или же проводят его
добров-но. Аудитор осущ-ет проверку фин-хоз. деятельности на основании заключаемого договора за определ. плату.
- с юр. фирмами - с дилерами. Дилеры приобретают у компании договоры на предост-е услуг со скидкой и перепродают их
абонентам по ценам, установленным компанией. Помимо этого, дилеры м/принимать оплату услуг и перечислять эти средства компании. В свою очередь, компания платит дилерам комиссионные.
внутри предпр-я:
между учредителями в момент создания орг-и, связанные с формированием собств. капитала и в его составе УК. Конкретные способы образования УК зависят от орг-правовой формы хозяйствования. В свою оч. УК является первонач. источником формирования производствен. фондов, приобретения НМА.
с работниками предприятия по начислению з/п
с филиалами, цехами, бригадами. Эта гр. отношений влияет на орг-ю и ритмичность произ-ва.
между орг. и фин. системой гос-ва - при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюдж. целевых фондов, предоставлении налог. льгот., при получении гос.субсидий.
с другими рыночными институтами:
- с банковской системой - плата за ведение операций по р/с, за куплю-продажу валюты, зачисление % по остатку средств на счете, по депозитным счетам и т.д., при получении и погашении кредитов.
со страх. организациями по страх-ю имущества, отдельн. категорий работников предприятия, коммерч. и фин. рисков
отношения с фондовыми биржами по операциям с фин. активами
с различными инвестиционными институтами (фондами и компаниями) по приватизации и размещению инвестиций и др.
Принципы организации финансов ком.орг.:
Принцип мат. Заинтересованности. Объективная необх-ть этого принципа обеспечивается осн. целью предпринимат. деят-ти: получение Пр. и ее максимизация в долгоср. периоде. Заинтерес-ть в результатах деят-ти проявляется не только ее участниками, но и гос-вом в целом. На ур. отдельных работников орг-ии реализация этого принципа м/б обеспечена высоким ур. ОТ. Д/предприятия дан. принцип м/б реализован в результате проведения гос-вом оптимальной налог. полит., способной обеспечить фин. ресурсами не только потребности гос-ва, но и не снижать стимулы к предпринимат. деят-ти, экономически обоснованной Ам политики, созданием эк. условий д/развития произ-ва. Сама ком.орг. м/способствовать реализации дан. принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении Пр. на накопл-е и потребл-е, соб.капитала. Интересы гос-ва м/б соблюдены рентабельной деят-ю организаций, ростом произ-ва
соблюдением налог. дисциплины.
Принцип хоз. самос-ти. Его реализация обеспечивается тем, что хоз. субъекты самост-но определяют орг-прав. форму образования, сферу эк. деят-ти, источники фин-ия, направления вложения средств в целях извлечения Пр. и приращения капитала, повышения благосост-я владельцев. Организации самост-но разрабатывают ценовую политику. Рынок стимулирует их к поиску новых сфер приложения капитала. Однако о полной хоз. самост-ти говорить нельзя, так как гос-во регламентирует отдельные стороны их деят-ти. Гос-во определяет и Ам политику. Законод-но определяется необх-ть формирования и размер резерва для АО.
Принцип самофинансирования и самоокупаемости. Самофин-е означает полную самоокупаемость затрат на произ-во и реализ-ю продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие произ-ва за счет собств. ден.средств и, при необходимости, банковских и коммерч. кредитов.
Принцип эк. и фин. ответственности означает наличие определен. системы ответ-ти за ведение и результаты фин-хоз. деят-ти, сохранность соб.капитала. Фин. методы реализации этого принципа различны и регламентируются закон-вом. Организации, нарушающие договорные обяз-ва, расчетную дисциплину, сроки возврата получен. кредитов, налоговое закон-во и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентаб. организациям, не способным отвечать по своим обяз-вам, м/б применена процедура банкротства. Руководители орг-ий несут админ. ответственность за нарушение налог. закон-ва в соответствии с НК РФ. К отдельн. работникам организаций применяются система штрафов, лишение премий, увольнение с работы.
В кач. Подчиненного пр-па выделяют создание инвест-ой привлекательности.
На орг-ю финансов организаций оказывают влияние 3 осн. фактора: орг-правовая форма хозяйствования, сфера деят-ти и отраслевая принадлежность.
Орг-правовая форма определяет сод-е фин.отношений и оказывает влияние на орг-ю финансов. Специфика фин.отношений возникает уже в процессе формир-я УК. Формир-е имущества ком.орг.
основано на принципах корпоративности. Имущество гос., муниц. предприятий формируется на базе гос. и муниц. средств.
Участники полного тов-ва создают УК за счет вкладов участников и по существу он является складочным капиталом. К моменту регистрации полного тов-ва его участники должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал. Ост. часть д/б внесена участником в оговоренные в учред. документе сроки. При невыполнении этого правила участник обязан уплатить товариществу 10% годовых с суммы невнесенной части вклада и возместить понесенные убытки. Участник полного тов-ва имеет право с согласия остальных его участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть др. участнику тов-ва или третьему лицу. Гл. признак этой формы организации предпринимат. деят-ти - неограниченная
солидарная ответственность участников по обяз-вам тов-ва, т.е. при недостаточности имущ-ва тов-ва для погашения требований кредиторов взыскание м/б обращено на личное имущ-во полных товарищей.
Тов-во на вере отличается от полного тем, что в нем наряду с полн. товарищами имеются 1 или неск. участников-вкладчиков (коммандитистов), кот. несут риск убытков, связанных с деят-ю, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вкладчиками м/выступать ФиЮЛ. Управление деят-ю тов-ва на вере осущ-ся только полн. товарищами. Участники-вкладчики не принимают участия в предпринимат. деят-ти и по существу являются инвесторами. В учред. договоре тов-ва на вере оговариваются условия о величине и составе складочного капитала, а также размер и порядок изменения долей кажд. из полных товарищей в складочном капитале, состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязат-в. Порядок формир-я аналогичен порядку формир-я в полном тов-ве.
ООО - это учрежденное 1 или неск. лицами общество, УК кот. разделен на доли определенных учред. документами размеров. Мин. размер УК в соответствии с закон-вом установлен в размере 100 МРОТ на день регистрации общества и на момент регистрации д/б оплачено не менее его половины. Ост. часть д/б оплачена
течение первого года деят-ти общества. При нарушении этого порядка общество должно либо уменьшить свой УК и зарегистрировать это уменьшение в установлен. порядке, либо прекратить свою деят-ть путем ликвидации. Участник общества вправе продать свою долю В УК одному или нескольким участникам общества либо третьему лицу, если это оговорено в уставе. Участники общества не отвечают по его обяз-вам и несут риск убытков, связанных с его деят-ю, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Аналогично формируется уставный капитал ОДО, кот. по сути явл-ся разновидностью ООО. Различие в том, что участники ОДО принимают на себя ответственность по обяз-вам общества не только в размере вкладов, внесенных в УК, но и др. своим имущ-вом в одинак. для всех кратном размере к стоимости их вкладов, что фиксируется в учред. документах. Очевидно, что в этом случае интересы кредиторов защищены в большей степени.
Акционерным признается общество, УК кот. разделен на определ. число акций, при этом акционеры не отвечают по обяз-вам общества и несут риск убытков, связанных с его деят-ю, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО м/б создано 1 лицом или состоять из 1 лица в случае приобретения им всех акций, однако в кач. такого участника не м/выступать другое хоз. общество, состоящее из1 лица. Число учредителей ОАО не ограничено; число учредителей ЗАО не м/превышать 50; если этот лимит превышен, закрытое общество д/б преобразовано в течение года в открытое.
АО образуют УК исходя из номинальной стоимости акций общества. Мин. размер УК ОАО установлен
размере 1000 МРОТ на день регистрации общества. УК форм-ся путем размещения простых и привилег. акций, причем доля привилег. акций в общем объеме УК не должна превышать 25%. Открытая подписка на акции ОАО не допускается до полной оплаты УК. При учреждении АО все его акции д/б распределены. По окончании 2 и кажд. последующего фин. года, в случае если стоимость чистых активов окажется меньше УК, АО обязано объявить и зарегистрировать уменьшение своего УК. Если стоимость указанных активов становится меньше определенного законом мин. УК, общество подлежит ликвидации. ОАО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и осуществлять их свободную продажу на фондовом рынке. Акции ЗАО распространяются только среди его учредителей. УК ЗАО не м/б менее 100 МРОТ, установленных на момент его регистрации.
обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом, но не менее 5 % от его УК. Резервный фонд форм-ся путем обязат. ежегодн. отчислений до достижения им размера, установлен. уставом. Размер ежегодн. отчислений предусматривается уставом, но не м/б менее 5 % от ЧПр. Резервный фонд предназн. для покрытия убытков, а также для погашения облиг. и выкупа акций в случае отсутствия иных средств.
Производствен. кооператив (ПК) - это добровольн. объединение граждан д/совместной производствен. или иной хоз. деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имуществен. паевых взносов. ПК м/создавать неделимые фонды за счет определен. части имущества, если это оговорено в его уставе. К моменту регистрации кооператива каждый его член обязан внести не менее 10% своего паевого взноса, ост. часть - в течение года с момента регистрации. По своим обяз-вам ПК отвечает всем своим имущ-вом; при недостатке средств члены ПК несут доп. ответственность в размерах и порядке, предусмотренных закон-вом и уставом ПК.
Принципиально иной порядок формирования унитарных (гос. и муницип.) предпр. (УП). Они м/создаваться на праве хоз. ведения и на праве оперативн. управления. Первые создаются по решению уполномоченного гос. или муницип. органа и соответственно имущество находится в гос. или муницип. собственности. Управляет УП руководитель, назначенный собственником, либо его уполномоченный.
Уставный фонд м/формироваться за счет денег, а также ц/б, др. вещей, имущ. прав и иных прав, имеющих ден.оценку. Размер уставного фонда гос.предприятия д/составлять не менее чем 5000 МРОТ,
установленных на дату гос. регистрации; муниц. предприятия - не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд д/б полностью оплачен к моменту регистрации. УП, основанные на праве оперативн. управления создаются по решению правительства РФ. Его имущество находится в гос. собственности. Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника. Такое предпр-е несет ответственность по своим обяз-вам только наход-ся в его распоряжении ден.средствами; при недостатке средств гос-во несет субсидиарную ответственность по обяз-вам предпр-я.
В зависимости от орг-правовой формы хоз-вания по-разному решаются вопросы формирования затрат на произ-во и реализацию продукции, валового дохода, Пр. и др. доходов. Имеются и особенности в налогооблож. и порядке образования и использования имущ-ва. Пр. ком.орг., остающаяся после ее распределения в общеустановленном порядке, распределяется между участниками. Пр. УП после уплаты налога на Пр. и др. обязат. платежей целиком остается в распоряжении предприятия и используется на производственное и соц. развитие.
На содержание фин.отношений и организацию фин.работы хоз. субъектов существенно влияют их сфера деят-ти, кот. определяет длит-ть произв-го цикла, структуру фин.ресурсов и др., и отраслевая принадлежность, т.е. факторы, связанные с орг. и технологич. особ-ми. Организации м/осуществлять деят-ть
пром-ти, с/х, торговле, строит-ве, на трансп. и т.д. Основные принципы организации финансов для них едины, поскольку едина природа товарного произ-ва и финансов как эк. категории. Вместе с тем отраслевая специфика влияет на состав и структуру производствен. фондов, длит-ть производствен. цикла, серийность произ-ва, особ-ти кругооб. средств, источники фин-ия простого и расширенного воспроиз-ва, состав и структуру фин.ресурсов, формирование фин.резервов.
Фин.ресурсы.
Фин.ресурсы предприятия - это все источники ден.средств, аккумулируемые д/формирования необх/ активов в целях осущ-я деятельности как за счет собствен. доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
Источники фин.ресурсов возникают в момент создания орг-ии и в проц. ее функц-ия. В 1 случ. – это УК, во 2 – в осн. доходы от деят-ти: выручка от осн.деят-ти; доход от инвест. и фин. деятельности (выпуск долгоср.облигаций, долгоср.займов, ком. и банк. кредит); ср-ва, поступающие в порядке перераспред-я (страх.возмещения, поступл-я от вертикальных интегрированных структур).
Виды фин.ресурсов: Пр. от всех видов деят-ти, ден.накопления (резервн. и добавочн. капитал, Пр. прошлых лет, Ам); ден.поступления (бюдж.средства, средства от выпуска ц/б, целевые поступления, полученные штрафы, страх.возмещение).
Направления использования подразд-ся в зав-ти от орг-прав. форм:
осущ-е осн. деят-ти (кап.вложения, НИОКР, расширение об.капитала),
выполнение фин.обязательств (по уплате налогов и др.),
вложения в др. фин.активы (приобретение ц/б, создание дочерних предпр., участие в УК др. орг-ий).
Функции финансов организаций
ФО как эк. категория проявляет свою сущность посредством определ. функций. Общепризнанным является выделение функций, присущих в целом фин. отношениям: распределительной и контрольной.
Распределит. функция проявляет себя в процессе формир-я первонач. капитала, кот. образуется за счет вкладов учредителей, распределения ВВП в стоимостном выражении. Эта функция проявляет себя также в процессе обеспечения оптимальности в сочетании интересов субъекта хозяйствования, гос-ва и его контрагентов.
Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления стоимостного учета затрат на произ-во и реализ-ю продукции, выполнения работ, оказания услуг в процессе формир-я доходов предприятия.
Функции финансов предприятий непосредственно связаны с формир-ем и использ-ем фин.ресурсов предприятий. Это связано с получением ден.средств и осущ-ем ден.затрат, кот. и реализуются в ден.потоках, отражающих все ден.хозяйство предприятия в стоимостной форме:
регулирования ден. потоков предприятия;
формирования фин. ресурсов;
использования фин. ресурсов.
Функция регулирования ден.потоков предприятия отражает специфику общественного назначения финансов предприятий, присущей только данной категории и связанной с процессом форм-я и использ-я фин.ресурсов, кот. опосредствован соответствующими ден.потоками.
Формирование и использование фин.ресурсов предопределено условиями регулир-я ден.потоков, кот. и проявляются в данной функции, присущей только финансам предприятий, кот. и создают общественные условия д/осущ-я этого процесса.
Реализация этих 3 функций в процессе управления финансами предприятий естественно сопров-ся и осуществлением контроля как одной из функций любого управленч. процесса. Определяющим принципом реализации этой функции является оперативное отслеживание степени рац-ти распределения и эф-ти использования имеющихся фин. ресурсов на всех стадиях воспроизв-го процесса с целью своевременного информир-я о имеющих место нарушениях в кругооб. средств предприятия и принятия соответствующих мер по их устранению. Учитывая тот факт, что доходы организации формируются в условиях его тесного взаимод-я с различными ФиЮЛ и гос-вом, фин. контроль за деят-ю субъекта осуществляют все заинтересованные в распределении вновь созданной стоимости лица.
Контрольная функция финансов предприятия реализуется посредством внешн. и внутрифирмен. контроля. Внешний фин. контроль осуществляется гос. органами в лице налоговых, казначейства, Счетной палаты. Отдельные виды фин. контроля выполняются ЦБ РФ, ком. банками, аудиторами, собственниками. Внутрифирмен. контроль осуществляется контрольно-аналитическими службами предприятия, бухгалтерией, внутренними аудиторами с целью повышения эф-ти работы.
Роль фин. в кругооб. осн. и об.капитала.
Капитал м/определить как стоимость, принос. добав. ст-ть.
Осн.капитал напр. на приобретение конкретных мат.объектов, относ-ся к ОС и осн.капиталу. Осн.капитал в момент приобр-я совпадает со стоим-ю ср-в и предметов труда. Его оборот вкл. 3 стадии: 1. приобретение осн.фондов (ОФ); 2. их эксплуатация, т.е. использование стоимости. Часть изношен. средств
б/приобретать форму Ам, др. часть – остат.стоимости; 3. Ам – ресурсы, за счет кот. должно произойти восстан-е изношен.части.
Роль фин. в кругооб. осн.капитала:
первонач. приобретение,
метод начисл-я Ам позволяетвлиять на ден.накопления,
влияние на формир-е Пр.,
воспроиз-во ОФ за счет фин.ресурсов (простое и расширен.). Кроме Ам источником воспр-ва изношен.части ОФ явл-ся Пр., возможно лизинговое поступление ОФ, а также за счет долгоср. кредитов и займов.
НМА также обесп-ют деят-ть орг-ии, но не в форме ср-в труда, а как патенты, гудвилы и др.
Для обесп-я деят-ти орг-ии необх. вложение ср-в и в об.активы - ден.средства, кот. инвестированы. Они попеременно пройдут все стадии произв-го цикла и превратятся в нов.деньги. Мат.веществ. воплощение об.капитала – текущ.активы. Тек.активы потребл-ся в ходе 1 произв-го цикла и переносят свою стоим-ть на товар. Кругооб. капитала обесп-ет непрер-ть произв-ой и сбытовой деят-ти.
Фин.аспект кругооб. об.капитала:
1. осущ-ся за счет финн.ресурсов. Источником м/б собств. и заемн. фин.ресурсы.
2. важно иметь его оптим.объем, т.к. при недостатке возник проблемы с платежесп-ю и рентаб., а излишек д/б инвестирован, т.е. приобретает форму фин.ресурсов.
Эф-ть использования об.каитала хар-ся след. пок-лями:
пок-ли платежеспос-ти и ликвидности,
наличие чист.об.капитала (= ТекА – ТекП) характ-ет спос-ть предпр-я покрывать кр.ср. обязат-ва,
СОК = СК – внеоб.А,
коэф-ти оборач-ти (сколько об. совершил капитал за период),
рентаб. об.средств = Пр./Ср.велич.об.кап.
Финансы№8.
Финансовый менеджмент: цели, задачи, функции.
Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры. Предпринимательская структура - это юридическая форма коммерческого образования, занимающаяся предпринимательством, т.е. получающая прибыль от результатов своей деятельности.
Понятие предпринимательской структуры подразумевает, что это самоокупаемая или самофинансируемая система, следовательно предпринимательская структура не может длительное время быть низкорентабельной или убыточной.
Управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между предприятиями, финансово-банковской системой, государством, осуществляется с помощью финансового менеджмента. Основными задачами финансового менеджмента, решаемыми финансовыми службами предприятий, в современных условиях являются диагностика, финансовое планирование и прогнозирование движения денежных потоков предприятий на определенный период, мобилизация внутренних и внешних источников финансовых ресурсов в оборот предприятия, активная работа на финансовом рынке. Финансовый менеджмент (ФМ) – система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов и организации оборота денежных средств предприятия.
Сущность ФМ рассматривается с 2-х позиций:
1) как процесс принятия финансовых решений, здесь ставится 2 задачи:
-где взять денежные средства, чтобы обеспечить функционирование предприятия; -куда их вложить, чтобы получить максимальную прибыль.
2) как система управления: Схема управления финансами предприятия→конечная цель→задачи→критерии. Независимо от того, какие задачи ставятся на определенном этапе деятельности предприятия, главная цель ФМ: повышение экономического благосостояния собственника.
Объект управления ФМ – это движение денежных ресурсов, капитала.
Субъект управления ФМ – определенная группа людей, занимающихся процессом управления.
В ФМ принято статьи, которые относятся к инвестиционным решениям называть активами, а статьи по выбору источников финансирования – пассивами.
-
А
П
(механизм производственного левириджа)
(механизм финансового левириджа)
(рассмотрено по степени снижения
(рассмотрено по степени снижения
ликвидности)
срочности)
1. Текущие активы
1.
Кредиторская задолженность
1.1
Ден. сред-ва и кратк. фин. влож.
2.
Кр/ср кредиты и займы.
1.2
Дебит. задолженность до 1 года.
3.
Д/ср кредиты и займы
1.3
Деб. задолженность > 1 года.
4.
Собственный капитала предприятия.
2. Внеоборотные активы
(нужно осуществить контроль, чтобы
ФМ должен обеспечить ↓
предприятие не вышло за рамки
финансовой устойчивости).
производственного риска
Система ФМ как целостная система управления финансовыми потоками используют следующие методы управления:
-анализ -планирование -контроль Цели ФМ:
обеспечение финансовой деятельности предприятия (достижение определенной ликвидности) во избежание банкротства
обеспечение ↑ рыночной стоимости предприятия
максимизация прибыли (основная цель)
↑ рентабельности собственного капитала
Основной целью ФМ для предприятий является: получение максимальной прибыли с приемлемым уровнем рентабельности (т.к для рос. предприятий основным источником инвестиционной деятельности должны стать собственные источники), а также обеспечение безперебойного движения денежных потоков.
Осн. цель - ↑ благосостояния акционеров через прибыли на одну акцию. Принципы ФМ:
Интегрир-ть с общ-й сист. управ-я пр-ем;
Комплекс-й хар-ер формир-я упр-их реш-й;
Высок. динамизм управл-я;
Максимиз-я Пр. п-я при мин. риске;
Обесп-е финн.равновес-я.
Цель во многом зависит от макро- и микроэкономической ситуации и ее в конечном итоге формирует собственник предприятия.
Задачи ФМ:
обеспечение оптимальной структуры капитала предприятия и его фин. устойчивости.
достижение прозрачности финансового состояния предприятия
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия
создание эффективного механизма управления фин. ресурсами предприятия
использование рыночных механизмов к привлечению фин. ресурсов.
ФМ как искусство применения решений: искусство выражается в умении применять концепции ФМ к каждой конкретной ситуации, т.к. у каждого предприятия свои проблемы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 4. Финансовая политика рф на современном этапе
- 6.Управление финансами. Органы управления финансами в рф, их задачи и функции
- 9.Базовые концепции финансового менеджмента.
- 10.Классификация расходов коммерческих организаций и финансовые методы управления ими.
- 3. По степени однородности.
- Вопрос 12. Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 13. Взаимосвязь выручки от продаж, расходов и прибыли от реализации продукции (cvp-анализ)
- 16. Оценка финансовой устойчивости организации.
- 18. Финансы некоммерческих организаций( учить по тетради)
- 22.Бюджетный процесс и основы функционирования бюджетов
- Бюджетный процесс на федеральном уровне
- Вторая стадия – рассмотрение федерального бюджета.
- Бюджетное планирование в рф на федеральном уровне и в субъектах Федерации. Бюджетное планирование в рф, развитие бюджетирования, ориентированного на результат.
- 1999 - 2001 Годах
- 25. Государственные внебюджетные фонды рф, их функции и роль.
- Социальные риски, соответствующие им формы социального страхования и выплаты.
- 28. Страховой рынок: сущность, структура, участники.( совместить с тетрадью)
- 31. Государственный надзор за страховой деятельностью: задачи и функции
- 32. Финансовое обеспечение инвестиционной политики региона (на примере Самарской области)
- 6 Причин инвестировать в Самарскую область:
- 33. Казначейская система исполнения бюджетов
- 34. Содержание инвестиционной деятельности
- Вопрос 36. Инвестиционные проекты, содержание, виды и методы их оценки.
- 4.Индекс рентабельности (pi).
- 38. Страхование временной нетрудоспособности в рф
- 39. Финансовый баланс доходов и расходов региона, его содержание и значение.