16. Оценка финансовой устойчивости организации.
Финансовую устойчивость предприятия можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле финансовая устойчивость включает ликвидность баланса, платежеспособность, рентабельность предприятия, определение потенциального банкротства. В узком смысле слова фин. устойчивость - одна из характеристик соответствия структуры источников финансирования в структуре активов. В отличие от платежеспособности, которая оценивает оборотные активы и краткосрочные обязательства предприятия, финансовая устойчивость определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов.
Финансовая устойчивость — это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат. Сущность финансовой устойчивости состоит в обеспечении запасов и затрат источниками их формирования.
Оценка уровня финансовой устойчивости предприятия осуществляется с использованием обширной системы показателей. С помощью абсолютных показателей определяется тип финансовой устойчивости. Выделяют следующие типы финансовой устойчивости:
Абсолютная финансовая устойчивость встречается крайне редко и является крайним типов финансовой устойчивости. При этом типе финансовой устойчивости материальные оборотные средства формируются за счет собственных оборотных средств: МЗ≤ СК-ВА
Нормальная финансовая устойчивость предприятия гарантирует его платежеспособность. При данном типе финансовой устойчивости материальные запасы формируются за счет чистых мобильных активов (собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов): МЗ≤ СК - ВА + ДКЗ
Неустойчивое финансовое состояние характеризуется нарушением платежеспособности. При этом типе финансовой устойчивости материальные запасы формируются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов: МЗ≤ СК - ВА + ДКЗ + ККЗ
Кризисное финансовое состояние характеризуется ситуацией, когда предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность и не имеет возможности погасить эту задолженность. При данном виде финансовой устойчивости материальные запасы превышают величину источников их формирования: МЗ > СК - ВА + ДКЗ + ККЗ Для анализа финансовой устойчивости используются также относительные показатели. Они характеризуют степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.
Коэффициент финансовой независимости (автономии) - рассчитывается как отношение собственных источников к итогу баланса и показывает, какая часть имущества организации сформирована за счет собственных средств. СК/Aктив ≈ 0,4 – 0,6.
Коэффициент финансирования - рассчитывается как отношение собственных источников к заемным и показывает размер собственных средств, приходящихся на единицу заемных источников. Нормальное значение от 0,7 и более, оптимальное СК/ЗК≈1,5
Коэффициент капитализации (финансовой активности, финансового риска, плечо финансового рычага) – рассчитывается как соотношение заемных и собственных средств и показывает размер заемных средств, приходящихся на единицу собственных. Нормальное значение ЗК/СК< 1,5.
Коэффициент финансовой устойчивости – показывает, какая часть имущества организации сформирована за счет устойчивых источников. Нормативное значение (СК+ДКЗ)/Актив > 0,6.
Коэффициент маневренности равен отношению собственных оборотных средств фирмы к общей
величине собственных средств и показывает, какая часть собственных средств предприятия находиться в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. СОК/СК ≈0,5.
6. Коэффициент привлечения долгосрочных займов - рассчитывается как отношение величины долгосрочных обязательств к собственным средствам и показывает долю долгосрочных займов и кредитов, обеспечивающих развитие предприятия в источниках, приравненных к собственным. ДКЗ/(СК+ДКЗ) ≈ 0,4.
В широком смысле слова: оценка платежеспособности позволяет определить, достаточно ли у предприятия средств для покрытия задолженности, требующей немедленного погашения. Признаками платежеспособности является наличие в достаточном объеме средств на счетах предприятия и отсутствие просроченной задолженности. Ликвидность предприятия отражает способность в любой момент совершать необходимые расходы. Определение ликвидности и платежеспособности сводится к группировки обязательств по срокам платежей в пассиве и соответствующих платежных средств в активе, имеющихся в наличии, а также которые должны поступить в определенные сроки. Сопоставление выявленных платежных средств с предстоящими платежами по срокам, позволяет определить степень платежеспособности предприятия.
К |
|
| Ден. ср в а КФВ | , 0,2 К |
|
| Ден. ср в а КФВ ДЗ | , 0,7 0,8 К |
| ТА |
| |
| |
|
| |
| |
| , 2 |
| |||
| абсол.л икв ти |
| Краткоср.задол ть |
| срочной.л икв ти |
| Краткоср.задол ть |
| тек.л икв ти | Краткоср.задол ть |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С помощью расчета перечисленных показателей можно определить возможность потенциального банкротства. Несоответствие коэф-та текущей ликвидности или обеспеченности собственными оборотными средствами (маневренности) установленным нормативам позволяет сделать вывод о неудовлетворительной структуре баланса.
Показатели оборачиваемости характеризуют длительность нахождения средств в обороте, насколько быстро вложенные средства совершают свой оборот. К ним относятся коэффициенты оборачиваемости МПЗ, оборотных активов (ОА), НЗП, ГП, ДЗ, КЗ, продолжительность оборота оборотных средств, характеризующая время, необходимое для превращения средств, вложенных в оборотные средства в деньги. (Т- количество дней в периоде).
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОА |
| Т |
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| р |
| ; К |
|
| С / С | ; К |
| |
| р |
| ; К |
|
| С / С |
|
|
| ; |
| |||||||||
К | |
|
|
| |
|
|
|
| | Продолж ть | |
|
|
| Т | |
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| обортиДЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| обортиГП |
|
|
|
|
|
|
|
|
| обортиКЗ |
|
|
|
| оборота |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| обор тиОА | ОА |
|
| ГП |
|
|
| ДЗ |
|
| КЗ | ОА |
| ВР |
| К обортиОА |
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели рентабельности дают комплексную оценку эффективности использования активов и показывают, сколько рублей прибыли получает предприятие за определенный период времени на рубль средств, вложенных в активы.
РОА | П от реал изции | 100% | ; Р | | П от реал изции | 100% | ; РСК |
| ЧП | ; |
| ||||||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| 100% |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| А |
|
| продаж | В |
|
|
|
| СК |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Финансы 17. Содержание и цели финансового планирования коммерческой организации. Система финансовых планов (бюджетов).
В условиях фин. и хоз. самостоятельности предприятие само разрабатывает свои планы, руководствуясь единственной целью – достижение высокой эффективности деят-ти. Фин. план – основа организации фин. отношений на предприятии, формирования и использования ден. доходов и фондов ден. средств. Объект фин. планирования – фин. деят-ть предприятия. Конкретные задачи фин. планирования опр-ся фин. политикой руководства предприятия. Фин. план обычно составляется на год с разбивкой по месяцам, поэтому он служит основой текущего финансового контроля на предприятии. Т.о. финансовый план необходим руководству предприятия для принятия правильных управленческих решений.
Цели фин. планирования - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств (цель ФП – сбалансировать ден.потоки предпр). Этапы фин.планирования:
анализ фин. ситуации и проблем;
прогнозирование будущих фин. условий;
постановка фин. задач;
выбора оптимального варианта составления фин. плана;
корректировка, увязка и конкретизация фин. плана;
выполнения фин. плана;
анализа и контроля выполнения плана.
Задачи ФП:• определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;
•увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;
выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;
определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Методы ФП: расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, эк-мат моделирование.
Расчетно-аналитический метод - на основе анализа достигнутой величины фин. показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Применяется в случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Одним из наиболее распространенных методов данной группы является метод процента от реализации. Он основан на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции.
Нормативный метод планирования используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок, тарифов в государственные внебюджетные фонды, нормативов потребности в оборотном капитале и др.
Балансовый метод заключается в построении баланса имеющихся в наличии фин. ресурсов и потребности в их использовании. Балансовая увязка по фин. ресурсам: Он + П = Р + Ок,
где Он - остаток средств на начало планируемого периода; П - поступления средств в планируемом периоде; Р - расходы в планируемом периоде; Ок - остаток средств на конец планового периода.
Данный метод применяется при планировании распределения полученных финансовых ресурсов.
Метод оптимизации плановых решений - разработка нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора наиболее оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора оптимального решения: минимум затрат; максимум прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.
Методы экономико-математического моделирования используются при прогнозировании фин.
показателей на срок не менее чем 5 лет. Эти методы позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими; построить экономико-математическую модель.
Процесс бюджетирования является составной частью фин. планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию фин. ресурсов. Бюджеты обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основе взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.
Бюджет - это фин., количественное выражение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планов.
Цели составления бюджетов:
разработка концепции ведения бизнеса;
планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
оптимизация затрат и прибыли предприятия;
координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
•коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
• мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
•контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
• выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация ден. потоков.
Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупку сырья и материалов, производство и т.д.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.
Бюджетный период охватывает краткосрочный аспект планирования - год, квартал, месяц.
Выделяют финансовые и операционные бюджеты. Операционные: Б продаж, Б запасов ГП, Б производства, Б прямых затрат на материалы, Б прямых затрат на ОТ, Б коммерческих расходов, Б
управленческих расходов (в колич.выражении определяются поставленные цели предприятия). В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж. Поэтому бюджетирование необходимо начинать с составления бюджета продаж, отражающего планируемый объем продаж в натуральном и стоимостном выражении (прогноз выручки от продаж). После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении, можно определить количество единиц продукции, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Для этого формируется бюджет производства. Объем производства (за год) = Объем продаж (за год) + Остатки готовой продукции на конец года – Остатки готовой продукции на начало года. Определяют, какое количество продукции должно производить предприятие, чтобы обеспечить запланированный объем продаж. Бюджет прямых затрат на материалы предназначен для определения затрат сырья, материалов, необходимых для производства готовой продукции, чья стоимость целиком относится на объем продаж и изменяется прямо пропорционально объему производства. Объем закупок сырья и материалов = Производственные потребности + Запас материалов на конец периода – Запас материалов на начало периода. В бюджете коммерческих расходов детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции.
Финансовые бюджеты: Б доходов и расходов, Б движения ДС, Балансовый б-т.
Основной смысл бюджета доходов и расходов - показать руководителям компании эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период. Бюджет движения денежных средств – это план движения ДС на расчетных, валютных и других счетах и в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и списания ДС в результате хозяйственной деятельности. Главная задача бюджета – проверить синхронность поступлений и расходования денежных средств и тем самым подтвердить будущую ликвидность. Этот план дает характеристику платежеспособности предприятия. БДДС
– это подробный план ожидаемых поступлений и выплат ДС за определенный период, основная цель его составления – определение моментов времени, к которые у предприятия будет недостаток или избыток ДС, для того чтобы разумно избежать или смягчить кризисные явления и рационально использовать временно свободные ДС.
Балансовый бюджет – прогноз того, какими средствами финансирования обладает предприятие и как используются данные средства; прогноз соотношения источников финансирования и вложений ДС. Это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) предприятия в соответствии с фактически сложившейся структурой имущества и обязательств и ее изменением в процессе реализации других бюджетов. Его назначение – показать, как изменится стоимость предприятия в результате занятий данным видом хозяйственной деятельности предприятия в течение бюджетного периода.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 4. Финансовая политика рф на современном этапе
- 6.Управление финансами. Органы управления финансами в рф, их задачи и функции
- 9.Базовые концепции финансового менеджмента.
- 10.Классификация расходов коммерческих организаций и финансовые методы управления ими.
- 3. По степени однородности.
- Вопрос 12. Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 13. Взаимосвязь выручки от продаж, расходов и прибыли от реализации продукции (cvp-анализ)
- 16. Оценка финансовой устойчивости организации.
- 18. Финансы некоммерческих организаций( учить по тетради)
- 22.Бюджетный процесс и основы функционирования бюджетов
- Бюджетный процесс на федеральном уровне
- Вторая стадия – рассмотрение федерального бюджета.
- Бюджетное планирование в рф на федеральном уровне и в субъектах Федерации. Бюджетное планирование в рф, развитие бюджетирования, ориентированного на результат.
- 1999 - 2001 Годах
- 25. Государственные внебюджетные фонды рф, их функции и роль.
- Социальные риски, соответствующие им формы социального страхования и выплаты.
- 28. Страховой рынок: сущность, структура, участники.( совместить с тетрадью)
- 31. Государственный надзор за страховой деятельностью: задачи и функции
- 32. Финансовое обеспечение инвестиционной политики региона (на примере Самарской области)
- 6 Причин инвестировать в Самарскую область:
- 33. Казначейская система исполнения бюджетов
- 34. Содержание инвестиционной деятельности
- Вопрос 36. Инвестиционные проекты, содержание, виды и методы их оценки.
- 4.Индекс рентабельности (pi).
- 38. Страхование временной нетрудоспособности в рф
- 39. Финансовый баланс доходов и расходов региона, его содержание и значение.