logo

4. Финансовая политика рф на современном этапе

Финансовая политика - государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

  2. Создание адекватного финансового механизма.

  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой.

Задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Финансовая  политика  страны  является  важной  составляющей  экономической  политики.  Для  того,  чтобы  экономика  развивалась  эффективно,  необходимо  поддерживать  сбалансированность  финансовой  политики.  От  того  насколько  грамотно  будет  построена  финансовая  политика  зависят  темпы  развития  как  определенных  отраслей,  таких  как  промышленность,  сельское  хозяйство,  связь,  транспорт,  так  и  экономики  в  целом.

Финансовая  политика  государства  включает  в  себя  бюджетно-налоговую  политику,  а  также  инвестиционную  политику,  социальную  политику.  В  составе  финансовой  политики  основополагающая  роль  отводится  бюджетной  политике,  которая  оказывает  влияние  на  формирование  финансовой  базы  для  развития  государства. 

В  основу  бюджетной  политики  на  2015  г.  и  на  плановый  период  2016—2017  гг.  положены  стратегические  цели  развития  страны,  которые  сформулированы  в  указах  Президента  Российской  Федерации  от  7  мая  2012  г. (о мероприятиях по реализации государственной социальной политики),  Концепции  долгосрочного  социально-экономического  развития  России  на  период  до  2020  г.,  Основных  направлениях  деятельности  Правительства  РФ  на  период  до  2018  года.

Статья Бюджетного кодекса, по которой президент был обязан направлять бюджетное послание не позднее марта, утратила силу. В 2014 году Путин не обращался с посланием к парламенту. По закону президент должен представлять документ в марте, оглашался он обычно в мае–июне. Но в этом году Государственная дума ушла на каникулы, а Минфин подготовил проект федерального бюджета на 2015–2017 годы, не дождавшись документа, который определяет бюджетную политику страны на следующий год, писал РБК в июле.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что основными характеристиками бюджета в 2015 будут доходы в 15 трлн 082 млрд руб., в 2016 году – 15 трлн 795,5 млрд руб., в 2017 году – 16 трлн 547,8 млрд руб.

Цели и задачи бюджетной политики на 2015 - 2017 годы

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса

2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании

3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета

4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами

5. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг

6. Оптимизация расходов на оплату труда

7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры

8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений

9. Повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами

Расходы в 2015 году составят 15 трлн 513,1 млрд руб., в 2016 году – 16 трлн 271,8 млрд руб., в 2017 году – 17 трлн 088,7 млрд руб.

Дефицит бюджета в 2015 году составит 430,7 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2016 году – 476,3 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2017 году – 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП). Проект федерального бюджета был одобрен на заседании правительства РФ 18 сентября 2014 года. Документ был основан на предположении, что украинский кризис будет урегулирован, а санкции Запада в отношении России – отменены. Макроэкономический прогноз, на котором проект бюджета был основан, исходил из более высоких темпов мирового экономического роста. При этом правительство предложило экономить на росте зарплат, пенсиях и некоторых инвестиционных расходах. В федеральном бюджете отражено, что инвестиционный рост в 2015 году будет сохраняться в основном за счет госинвестиций. Глава МЭР Алексей Улюкаев на заседании правительства сообщил, что Минэкономразвития посчитало возможным повысить ожидания роста инвестиций. «Для 2015 года это прежде всего государственные капвложения, а также капвложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие». Учтены и все утвержденные проекты, которые будут финансироваться за счет ФНБ – такие как реконструкция БАМа, Транссиба и строительство ЦКАД» – отметил он. «Решения по инвестированию средств ФНБ не будут выходить за 60% планку размещения средств», – уточнил министр финансов Антон Силуанов. Он сообщил и то, что финансовой помощи компаниям «Роснефть» и НОВАТЭК в бюджете не предусмотрено. «Этот вопрос будет рассматриваться в процессе обсуждения заявки на получение ресурсов из ФНБ» – сказал Силуанов. В бюджете заложен и антикризисный резерв — 190 млрд руб., которые предлагается потратить в случае резкого ухудшения ситуации. «Плюс ресурсы, которые мы сейчас готовы предоставить за счет заемных средств из ФНБ, — это и будут те средства, которые мы готовы направить на поддержку предприятий, банковского сектора в нынешних условиях», – сообщил Силуанов. Минфин прогнозирует, что из-за низких цен на нефть бюджет в 2015 году может недополучить около 1 трлн руб. Около половины этой суммы планируется покрыть из Резервного фонда. В  связи  с  поставленными  задачами  бюджетной  политики  следует  признать,  что  бюджетная  политика  не  может  функционировать  отдельно  от  налоговой  политики.  В  2013—2015  гг.  цели  Правительства  Российской  Федерации  в  области  налоговой  политики  придерживаются  того,  чтобы  создать  эффективную  и  стабильную  налоговую  систему,  которая  будет  способствовать  бюджетной  стабильности  в  среднесрочной  перспективе.  Основными  приоритетами  налоговой  политики  является  поддержка  инвестиций,  а  также  стимулирование  деятельности  в  области  инноваций.  Также  нужно  сохранить  размер  налоговой  нагрузки  по  разным  секторам  экономики,  где  был  достигнут  ее  оптимальный  уровень,  принимая  в  учет  те  требования  устойчивости  бюджетной  системы  России,  которые  были  ранее  указаны.

Эксперты  считают,  что  падение  курса  рубля,  связано  больше  с  внутренними  причинами,  нежели  с  внешними.  В  первую  очередь  это  вызвано  тем,  что  ЦБ  России  активно  отзывал  лицензии  у  частных  банков  —  в  2013  году  данный  вид  процедур  был  произведен  по  отношению  к  20  кредитно-финансовым  организациям.  По  оценкам  Минфина,  шоковый  эффект  от  санкций  составил  2  %  ВВП.  Прогнозы  на  будущее  так  же  неутешительны: в  2015  году  Россию  могут  ждать  отрицательные  показатели  роста  ВВП.  Также  на  падение  национальной  валюты  РФ  оказывает  влияние  существующее  положение  российской  экономики  в  целом.  Санкции  со  стороны  Запада  вызвали  ограничение  возможности  отечественных  организаций  и  банков  осуществлять  займы  на  международных  рынках,  то  есть  сократилось  предложение  на  долларовом  рынке.  Спрос  на  доллар  в  сентябре  был  особенно  высок,  потому  что  в  это  время  российские  компании  должны  были  выплатить  валютные  кредиты.  Следовательно,  возникла  ситуация  нехватки  доллара,  а  значит,  что  валюта  удорожает. 

Однако  санкции,  которые  касаются  не  только  определенных  компаний  или  лиц,  но  и  экономики  России  целом,  способны  в  большей  степени  ослабить  эту  экономику.  Они  просто  драматически  ограничат  доступ  страны  к  западным  рынкам  капиталов  и  новым  западным  технологиям,  двум  вещам,  в  которых  Россия  нуждается  больше  всего,  чтобы  обеспечить  рост  собственной  экономики.

Таким  образом,  падение  курса  рубля,  повышение  цен  по  товары  и  услуги,  рост  инфляции,  нерациональные  методы  воздействия  ЦБ  на  экономику  приводит  к  еще  большему  спаду,  чем  зарубежные  санкции.  Хотя  они,  в  свою  очередь,  ограничивают  российскую  экономику  в  зарубежных  инновациях  и  технологиях,  но  и  есть  плюсы  санкций  —  отечественные  производители  налаживают  и  улучшают  производство  продукции,  увеличивают  производственные  мощности.  Они  дали  «толчок»  к  тому,  чтобы  развивались  российской  отрасли  как  промышленности,  так  и  другие  сектора  экономики. 

На  текущем  этапе  развития  происходит  процесс  по  изучению  и  корректировке  направлений  финансовой  политики  является  одной  из  главных  задач,  которые  осуществляются  в  России.  И  для  того  чтобы  более  точно  отражать  сложившуюся  ситуацию  в  стране  необходимо  осуществить  прогноз  ближайших  событий  и  сформулировать  комплекс  мероприятий,  которые  будут  направлены  на  среднесрочную  перспективу. 

Современная  финансовая  политика  России  направлена  на  формирование  финансовой  базы  для  перехода  от  экспортно-сырьевой  модели  к  инновационному,  социально  ориентированному  типу  развития  экономики,  создание  необходимых  предпосылок  для  подержания  высоких  темпов  экономического  роста  в  долгосрочном  периоде,  повышения  уровня  благосостояния  населения  и  экономической  стабильности.

Финансы 5. Финансовый контроль: содержание, виды, формы и методы.(можно учить по тетради)

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль это практическое использование контрольной функции финансов.

Финансовый контроль представляет собой осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность гос. и негос. органов, наделенных соответствующими полномочиями в целях установления законности, достоверности и эффективности фин. операций, выявления резервов роста финансовых ресурсов всех эк.суб-в.

Фин.контроль охватывает всегда те отношения, которые связаны с формированием и использованием ден. средств.

Сферой действий фин.контроля явл-ся процесс формирования и использования фин.ресурсов. Предметом явл-ся фин. показатели. Объектом явл-ся различные стороны хоз.деятельности предприятий, гос-ва и др. участников фин. процессов (доходы, расходы, налог. платежи и т.д.).

Задачи, решаемые в ходе ФК:

*соблюдение действующего законодательства по фин.отн-ниям, *проверка правильности выполнения фин.операций, расчетов, ведение бух. учета, составление

отчетности, *проверка полноты выполнения фин.обязательств перед всеми участниками тех отн-ний, кот. возникают у

контрагентов, *обеспечение сбалансированности фин. и матер. рес-сов, оценка эфф-сти их исп-ния,

*обеспечение сбалансир-сти между потребностью в фин.рес-сах и размерами денеж.доходов.

Основные принципы ФК:

-превентивный характер (недопущение нарушений), -действенность (недопущение повторных выявленных нарушений)

+ -независимость (необходимость фин.самостоятельности контрольных органов) -объективность (соблюдение действующего законодательства)

-гласность (связь со СМИ)

-компетентность (высок.проф.уровень работы контролеров).

Значение ФК:

*необходим для более эффективного управления фин.ресурсами, *с помощью него успешно реализуется фин.политика.

*особ. значение в условиях рынка – сужается сфера гос.фин.контроля за негос.сектором экономики и одновременно расширяется потребность в проведении внутр.к-ля.

Классификация ФК.

1) по субъекту осуществления:

*государственный (общегосударственный/ведомственный): Президент, Правительство, Счетная палата. *негосударственный:

-внутрихозяйственный (службы предприятия) -независимый (аудит)

2) по формам (или времени) проведения:

*предварительный, *текущий, *последующий

3) по методам проведения:

*проверка, *обследование, *анализ, *наблюдение, *надзор, *ревизия

4) по полноте охвата:

*комплексный/тематический (по терр-рии), *полный/частичный(по документам), *фронтальный/выборочный(по времени)

5) по характеру материалов:

*документальный, *фактический(инвентаризация, экспертная оценка)

6) по регламенту осуществления:

*обязательный/инициативный, *внешний/внутренний.

Главная задача гос.контроля - содействие успешной реализации фин.политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения фин.зак-ва, фин.дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Контроль за негос.сферой: *по правильности исчисления и уплаты налогов, *применения нал.льгот, *правильности ведения учета и отчетности. За федеральной собственностью: *за использование фед.ден.ср-в, *за разработкой, утверждением и исполнением бюджетов, за деят-ю гос.предприятий.

Внутренний контроль осуществляется непосредственно фин.службами организации. Объектом явл-ся производственная, хозяйственная деятельность. Этот к-ль направлен на оценку эф-ти и целесообразности использования собственный и заемных ресурсов, анализируется фпктические показатели с плановыми, к-ль за ликвид-ю, плат-ю.

Независимый фин.к-ль направлен на проверку достоверности бух.фин.отчетности и ее соответствии нормативным актам. (установление достоверности отч-ти)

Предварительный осуществляется до совершения операций (самими организациями). Текущий в момент совершения ден.операций (хоз.субъектами).

Последующий оценка результатов финансовой деятельности эк.суб-в, сопоставление фин.данных с результатами, к-ль за эф-м использование ср-в (спец.органами и самими организациями). Вскрывает недостатки предыдущих.

Методы ФК Поверка проводится по отдельным вопросам фин.деятельности на основе отчетной документации и

расходных документов. В случае выявления нарушения фин.дисципллины намечаются меры по устранению их негативных последствий. (самый массовый метод)

Обследование изучение отдельных аспектов функционирования предприятий с целью определения их фин.состояния и возможных направлений развития.

Анализ финансового состояния оценка результатов фин.деят-ти хоз.суб-та, эфф-ти использования его капитала.

Наблюдение постоянный к-ль за использованием фин.ресурсов субъекта к-ля и его фин.состоянием. (со стороны кред.учреждения)

Надзор проведение контрольных мероприятий за субъектами хозяйствования, чей вид деятельности лицензируется. Требуется соблюдение установленных нормативов, иначе штрафы, отзыв лицензии.

Ревизия наиболее полный метод контроля. Позволяет оценить фактическое положение дел и полное обследование фин-хоз.деятельности субъектов.

Комплексный –хар-ся взаимосвязанным изучением эк., юр.сторон деят-ти организации.

Тематический по определенному кругу вопросов/тем, путем ознакомления с отдельными сторонами хоз-й и фин.деятельности.

Фронтальный за весь период сущ-я организации. Выборочный охватывает опред.период времени.

Полный изучение всех документов и необходимый мат.ценностей. При частичном проверяется определенная часть.

Инициативный по решению руководства(привлечение внеш.контролеров).

Обязательный подлежат: банки, страх.организации, проф.участники РЦБ, ОАО, внебюдж.фонды, предприятия с иностр.капиталом(в силу закона).

Органы гос.фин.контроля:

Законода

Исполнит.органы власти (Прав-во)

Президент РФ

ЦБРФ

т.органы

власти

Счетная

МИНФИН

Главное

(К-ль за

палата

В его ведении:

контрольное

КБ)

1

Фед.налог.служба

управление

2

Фед.служба

фин-

администрации

бюджетного.надзора

Президента

3

Фед.служба по фин.мониторингу

4. Фед.служба страх.надзора

5

Фед.казначейство

+ в подчинении Прав-ва:

Фед.служба

по

фин.рынкам,

Фед.служба по антимонопол.политике,

Фед.тамож.служба

Счетная палата подчинена Фед.Собранию постоянно действующий, независимый от правительства орган. Глав.функция – контроль за фед.собственностью и фед.средствами.

Осн.задачи: *организация контроля за использование средств фед.бюджета, за исполнением фед.бюджета и внебюдж.фондов, *оценка эф-ти и целесообразности расходования гос.ср-в, *фин.экспертиза принятия фед.законов для бюджета, *к-ль за поступлением и движением средств на счетах в банках, *к-ль за поступлением в фед.бюджет доходов от гос.собственности (продажи и управления ей), *к-ль за сост-ем гос.долга.

Осн.формы к-ля – тематические ревизии и проверки. Мин-ва функции методического характера. Фед.службы контрольные функции.

Фед.налог.служба к-ль за своевременным, полным, правильным внесением платежей в бюджет, предоставлением деклараций, норм ККМ, валютными операциями.

Фед.тамож.служба при перемещении товаров через границу РФ.

Фед.служба фин-бюджетного.надзора – *к-ль за бюдж.средствами на гос.предприятиях и коммерческих структурах, которые получает средства из бюджета и внеб.фондов, *проверяет исполнение смет и соблюдение дисциплины мес.администрациями, *с ЦБ проводит операции по обслуживанию гос.долга.

Фед.казначейство - *исполнение фед.бюджета и к-ль за целевым и эф-м использованием гос.средств, *распределение регулирующих налогов, *к-ль за доходной и расходной частями бюджета, за состоянием гос.внешнего долга. (доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с зак-вом РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с зак-вом РФ)

Фед.служба по страх. надзору - *лицензирование страх. деятельности, *осуществляет контроль и надзор за: соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, установление нормативов, к-ль за платежеспособностью.

Фед.служба по фин.мониторингу - *сбор, обработка и анализ информации, документов об операциях с ден.средствами или иным имуществом, подлежащих к-лю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, создание единой информационной системы и базы по проведению к-ля в этой сфере, заключение международных договоров.

Фед.служба по фин. рынкам - *гос.регистрация выпуска ц\б и отчетов об итогах выпуска, *раскрытие информации на РЦБ, * контроль и надзор в отн-нии эмитентов, професс.участников РЦБ, негос.пенс.фондов, акц.инвест.фондов.