logo
ДБК новая методичка 111

Тема 12. Кредитные операции коммерческого банка

1. Классификация банковского кредита.

Основной формой современного кредита является банковский кредит.

Предоставление банком денежных средств заемщикам осуществляется в

следующем порядке:

 юридическим лицам - только в безналичном порядке путем зачисления

денежных средств на расчетный или корреспондентский счет / субсчет клиента

- заемщика, т.е. банковский счет клиента;

 физическим лицам - в безналичном порядке путем зачисления денежных

средств на банковский счет клиента - заемщика физического лица, либо налич-

ными денежными средствами через кассу банка.

Предоставление банком денежных средств заемщикам-клиентам осущест-

вляется следующими способами:

 разовым зачислением денежных средств на банковские счета либо выда-

чей наличных денег заемщику - физическому лицу (предоставляются целе-

вые кредиты);

 открытием кредитной линии (овердрафт), т.е. заключением кредитного

договора, на основании которого клиент - заемщик приобретает право на по-

лучение и использование в течение обусловленного срока денежных

средств, при соблюдении одного из следующих условий:

а) общая сумма предоставленных клиенту - заемщику денежных средств

не превышает максимального размера (лимита), - "лимит выдачи", огово-

ренного в кредитном договоре;

б) в период действия кредитного договора размер единовременной за-

долженности клиента - заемщика не превышает установленного лимита -

"лимит задолженности".

 кредитованием банком банковского счета клиента - заемщика (при недос-

таточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных

документов с банковского счета клиента - заемщика, если условиями дого-

вора банковского счета предусмотрено проведение указанной операции.

В мировой практике известен еще один способ предоставления кредитов –

по контокорренту.

Контокоррентный кредит – это кредитование юридических лиц на основе

кредитной линии по единому счету, соединяющему в себе ссудный и расчетный

счета заемщика. При отсутствии денежных средств у клиента оплата его рас-

четных документов производится банком за счет собственных средств, проис-

ходит заимствование средств. Средства, поступившие на контокоррентный

счет, зачисляются в погашение полученной ссуды.

2. Организация предоставления банковского кредита.

Организация кредитования включает в себя работу банка по предоставле-

нию и погашению кредита, которую можно условно разбить на следующие эта-

пы:

54

 рассмотрение ходатайства;

 определение кредитоспособности и обеспеченности кредита;

 заключение кредитного соглашения;

 выдача кредита;

 контроль за исполнением кредитного соглашения;

 погашение кредита.

Первым этапом работы банка является рассмотрение ходатайства клиента.

По мере получения требуемых документов банк приступает к их анализу. Как

правило, заемщик анализируется по следующим направлениям:

- дееспособность заемщика (правомочность получения ссуды);

- репутация заемщика (выясняются возможности и желание заемщика вер-

нуть ссуды);

- наличие капитала (определяется степень обеспеченности кредита имею-

щимися у заемщика активами);

- состояние конъюнктуры (анализируется внешняя среда функционирова-

ния заемщика и состояние его контрагентов);

- обеспечение кредита (гарантии погашения ссуды).

В зарубежной практике анализ заемщика по данным направлениям полу-

чил название “правило “5 си”.

Следующим этапом в работе банка с заемщиком является определение его

кредитоспособности.

3. Определение кредитоспособности заемщика.

Кредитоспособность представляет собой оценку банком заемщика с

точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему креди-

та. Она определяет вероятность своевременного возврата кредита и пога-

шения процентов по нему.

Источниками информации для изучения кредитоспособности заемщика яв-

ляются:

- официальные отчеты, предоставленные предприятием;

- собственная база данных;

- данные от других банков;

- инспекции на месте и пр.

Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели

ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками

средств. Основной информацией для осуществления анализа финансового со-

стояния являются:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках.

Для проведения анализа кредитоспособности используется система раз-

личных финансовых коэффициентов. Коэффициенты ликвидности показывают

возможность заемщика рассчитаться по своим обязательствам, а также то, какая

часть задолженности предприятия подлежит возврату и может быть погашена в

срок. Коэффициенты финансовой устойчивости (коэффициент автономии) ха-55

рактеризуют состояние собственного и заемного капитала. Чем выше доля за-

емного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже уровень кредитоспо-

собности предприятия.

4. Формы обеспечения возвратности кредита.

Под формой обеспечения возвратности кредита следует понимать

конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформ-

ление права кредитора на его использование, организацию контроля банка

за достаточностью и приемлемостью данного источника.

Таким образом, в банковской практике источники погашения ссуд подраз-

деляются на первичные и вторичные.

Первичным источником является выручка от реализации продукции, ока-

зания услуг или доход, поступающий физическому лицу. К дополнительным

(вторичным) гарантиям возврата кредита относятся:

- залог;

- уступка требований и прав;

- гарантии и поручительства.

1. Залог является одной из самых распространенных форм обеспечения

возвратности кредита. Залог оформляется договором о залоге, подписанным

сторонами кредитной сделки и подтверждающим право кредитора при неис-

полнении платежного обязательства заемщиком получить преимущественное

удовлетворение претензий из стоимости заложенного имущества.

Залог должен отвечать 2 критериям:

- приемлемости (критерии качества);

- достаточности (критерий количества).

2. В современной практике кредитования в качестве формы обеспечения

возвратности кредита применяется уступка (цессия) требований и передача

прав собственности.

 Цессия – уступка заемщиком (цедент) требования к третьему лицу (де-

биторская задолженность) банку в качестве обеспечения возврата кредита.

Договор цессии предусматривает переход к банку права получения денеж-

ных средств по уступленному требованию. При превышении суммы, посту-

пившей по уступленному требованию, над суммой кредита и начисленными

процентами разница между ними возвращается цеденту.

 Передача прав собственности осуществляется на движимое имущество

(автомобили, товары, материалы и пр.). Имущество остается в пользовании за-

емщика, он несет ответственность за сохранность имущества, но не имеет права

самостоятельно распоряжаться им.

3. При использовании в качестве обеспечения возврата кредита гарантий и

поручительств имущественную ответственность за заемщика принимает на се-

бя третье лицо.

 Гарантии предоставляются в виде специального документа (гарантийно-

го письма) или авалирования векселя.

 Поручительство оформляется письменным договором между банком и

поручителем.

56

5. Кредитный договор и организация контроля за его соблюдением.

Кредитный договор – это письменное соглашение между коммерческим

банком и заемщиком, по которому коммерческий банк обязуется предоставить

кредит на согласованную сумму, определенный срок и за установленную плату,

а заемщик обязуется использовать кредит в соответствии с его назначением и

возвратить выданную банком ссуду, а также выполнить все условия договора.

Типичной является следующая структура кредитного договора: преамбула,

предмет и сумма договора, порядок выдачи и погашения кредита, плата за кре-

дит, способы обеспечения возвратности кредита, права и обязанности сторон,

ответственность сторон, дополнительные условия договора, разрешение спо-

ров, срок действия кредитного договора, юридические адреса сторон, подписи.

В целях организации контроля за исполнением кредитного договора ком-

мерческий банк и заемщик поддерживают тесный контакт на протяжении всего

срока ссуды.

Банк осуществляет регулярный мониторинг финансового состояния заем-

щика. При необходимости проводятся проверки на месте денежных и расчет-

ных документов, бухгалтерии, отчетных документации.

Вся информация, получаемая банком, систематизируется в кредитном деле

заемщика.