Тема 11. Коммерческие банки: понятие и основы функционирования
1. Понятие коммерческого банка, его функции.
Существуют 2 точки зрения на вопрос о возникновении банков. Согласно
одной из позиций, первые банки возникли в условиях мануфактурной стадии
производства и появились прежде всего в отдельных итальянских городах (Ге-
нуя, Венеция) в XIV-XV веках. По мнению других ученых, банки существовали
в античном и феодальном хозяйстве как посредники в осуществлении плате-
жей. Еще 2300 лет до н.э. у холдеев были торговые компании, которые наряду с
выполнением своих непосредственных функций выдавали также ссуды.
Современный коммерческий банк является сложным социально-
экономическим объектом, поэтому его следует рассматривать в качестве систе-
мы. Деятельности коммерческого банка характерна двойственность. С одной
48
стороны банк является самостоятельным коммерческим предприятием, кото-
рое, как и любое другое предприятие, ориентировано на получении прибыли. С
другой стороны, коммерческий банк является ключевым элементом кредитной
системы общества, выполняющего важнейшие социально-экономические функ-
ции, т.е. является социальным институтом.
Функции коммерческого банка определяются его двойственной природой.
Главная функция коммерческого банка – содействие движению финансовых
ресурсов в экономике. Эта функция имеет два основных аспекта:
если деньги выступают в качестве средства обращения и платежа, то
банк, выполняя роль института денежной системы, способствует организа-
ции платежей и денежного обращения в обществе;
если деньги выступают в качестве товара (ссудный капитал), то банк, яв-
ляясь институтом кредитной системы, аккумулирует временно свободные
денежные средства одних экономических субъектов и ссужает их другим.
В обоих случаях банк выступает в качестве посредника в движении финан-
совых ресурсов (в первом случае от плательщика к получателю платежа, во
втором, от кредитора к заемщику), поэтому в экономической литературе ком-
мерческие банки рассматриваются в качестве финансовых посредников.
2. Принципы и цели деятельности коммерческого банка.
Основными принципами деятельности коммерческого банка являются:
самостоятельный выбор своих клиентов, вкладчиков и заемщиков;
свободное распоряжение собственными и привлеченными ресурсами и
доходами в рамках установленных законодательством;
кредитование заемщиков в пределах фактически располагаемых банком
ресурсов;
ответственность за результаты своей деятельности перед клиентами и
собственниками;
самостоятельное определение условий совершения банковских опера-
ций;
стремление к получению прибыли;
уклонение от риска;
предпочтение более ликвидных операций менее ликвидным;
соблюдение законодательных норм и правил деятельности коммерче-
ского банка.
Система целей коммерческого банка и как любого другого института оп-
ределяется частными целями его участников. Целью первого уровня всех уча-
стников является развитие банка. К числу целей второго уровня можно отнести:
увеличение объема операций;
увеличение собственного капитала;
увеличение нормы прибыли;
обеспечение ликвидности банка;
уменьшение риска;
обеспечение сохранности вкладов; 49
выплата приемлемых процентов;
взимание приемлемых процентов;
обеспечение эффективного расчетно-кассового обслуживания;
выполнение обязательств перед государством;
соблюдение норм законодательства и других правил и др.
3. Управленческая и организационная структуры коммерческого
банка.
Организационная и управленческая структуры коммерческого банка рег-
ламентируются Уставом, в котором содержатся положения об органах управле-
ния банка, их структуре, порядке образования и функциях. Наиболее типичной
организационно-правовой формой банка является акционерная. Высшим орга-
ном управления коммерческого банка является общее собрание акционеров.
Для общего руководства работой банка собрание акционеров формирует
Совет банка, состоящий, как правило, из учредителей банка. Совет банка опре-
деляет стратегические вопросы деятельности банка (направления деловой ак-
тивности, контроль за работой правления банка и др.).
Из числа членов Совета банка выбирается Президент банка, на которого
возлагается руководство Правлением банка.
Президент и Правление банка:
- осуществляют политику банка по кредитной, инвестиционной, валютной
и другой видам деятельности;
- координируют деятельность банка и его взаимосвязи в бизнесе;
- решают вопросы формирования кадров и др.
Организационное устройство банка определяется выполняемыми коммер-
ческим банком функциями, их величиной, территориальной структурой банка,
рыночной средой, в которой функционирует банк и, конечно же, экономиче-
ской целесообразностью.
В общей организационной структуре банка следует выделить 2 типа отде-
лов:
- отделы, выполняющие линейные функции (заняты операционной рабо-
той, т.е. приемом вкладов, выдачей ссуд, покупкой и продажей ценных бумаг и
пр.);
- отделы, выполняющие штабные функции (занимаются обслуживанием
линейных отделов, т.е. формируют планы, осуществляют набор и подготовку
кадров, ведут учет операций, обеспечивают правовое обслуживание операций,
занимаются рекламой и продвижением продуктов и т.д.)
Отделы, выполняющие линейные функции могут быть выделены по бан-
ковским продуктам или группам потребителей.
В зависимости от степени централизации организационные структуры мо-
гут быть централизованными и децентрализованными. В современных услови-
ях наблюдается тенденция к построению децентрализованных организацион-
ных структур.
50
4. Пассивные операции коммерческого банка.
Пассивные операции коммерческого банка – это операции по формиро-
ванию капитала банка, а также операции по привлечению финансовых ресур-
сов, необходимых для проведения кредитных и других активных операций. Ре-
зультатом пассивных операций является формирование собственного и привле-
ченного капитала.
К собственным средствам коммерческого банка относят:
- акционерный капитал (уставной фонд) создается путем выпуска ак-
ций;
- резервный капитал образуется за счет ежегодных отчислений от при-
были и предназначается для покрытия непредвиденных убытков по
операциям банка. Размер резервного капитала определяется собрани-
ем акционеров. Минимальный размер резервного фонда устанавлива-
ется законодательством;
- нераспределенную прибыль – это прибыль оставшаяся после выплаты
дивидендов и отчислений в резервный фонд.
Собственный капитал коммерческого банка выполняет 2 функции:
- является основанием для учреждения банка как института;
- обеспечивает покрытие задолженности банка перед вкладчиками,
обеспечивая функционирование банка.
В структуре пассивов баланса доля собственного капитала незначительна и
обычно составляет 5-10%. Вместе с тем собственный капитал должен быть дос-
таточным для выполнения банком взятых на себя обязательств, защиты интере-
сов вкладчиков, предупреждения банкротства банка.
С 1988 года применяется показатель достаточности капитала, который рас-
считывается посредством соотнесения собственного капитала с активами,
взвешенными по степени риска. Таким образом, является ли капитал банка дос-
таточным или нет, зависит от качества его активов, качества управления, поли-
тики в области деятельности и суммы рисков, которые несет банк.
Основную часть пассива занимает привлеченный капитал. К привлечен-
ным средствам коммерческого банка относятся депозиты (вклады), получен-
ные кредиты, средства мобилизованные посредством эмиссии долговых ценных
бумаг банка (облигации, векселя).
Главным источником привлеченных средств являются депозиты. По эко-
номическому содержанию все депозиты можно разделить на следующие груп-
пы:
- депозиты до востребования;
- срочные депозиты;
- сберегательные вклады.
Депозиты до востребования (трансакционные депозиты) представлены
различными счетами, с которых их владельцы могут получать наличные деньги
по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов
(расчетные счета предприятий, чековые счета физических лиц, корреспондент-
ские счета банков). 90% вкладов до востребования приходиться на физических
лиц, однако 70% средств на этих вкладах принадлежит юридическим лицам. 51
Срочные депозиты – это денежные средства, внесенные вкладчиком на оп-
ределенный срок. Разновидностью срочных депозитов являются депозитные
сертификаты – письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств,
удостоверяющий право вкладчика или его правопреемника на получение по ис-
течении установленного срока вложенной суммы и начисленных на нее про-
центов.
Сберегательные вклады – вклады, не имеющие фиксированного срока с
начислением установленных процентов.
Широкое использование в банковской практике получили недепозитные
источники формирования привлеченного капитала. Недепозитные источники
формирования банковских ресурсов получили название управляемых пассивов,
так как основная роль в их формировании в отличии от депозитов принадлежит
коммерческому банку. К ним относятся:
- получение займов на межбанковском рынке;
- учет векселей и получение ссуд у центрального банка;
- выпуск банковских векселей (банки выпускают только простые
векселя);
- выпуск облигаций и нот.
5. Активные операции коммерческого банка. Качество активов и
управление активами коммерческого банка.
Активные операции коммерческих банков означают использование от
своего имени собственных и привлеченных средств для получения соответст-
вующего дохода.
Активы коммерческого банка можно разделить на 4 категории:
кассовая наличность и приравненные к ней средства (самые ликвидные
неприносящие дохода активы, которые немедленно могут быть использо-
ваны для выплаты изымаемых вкладов);
ссуды (самые доходные и рискованные активы, главный источник при-
были коммерческого банка);
инвестиции в ценные бумаги (приносящие доход активы, являющиеся по
мере приближения сроков погашения факторами поддержания ликвидно-
сти коммерческого банка);
здания и оборудование (активы обеспечивающие функционирование бан-
ка).
Применительно к каждому банку структура активных операций различна и
определяется политикой коммерческого банка, его склонностью к риску,
стремлению получить доход. Основное место в активных операциях банка за-
нимают кредитные. Их доля колеблется от 19,90% до 83,25%. Второе место
среди банковских активов занимают инвестиции в ценные бумаги (от 2,15 до
23,87%). На третьем месте - кассовые активы (от 0,2 до 12,94%).
Качество активов определяется их ликвидностью, объемом рисковых акти-
вов, удельным весом критических и неполноценных активов, объемом активов,
приносящих доход.
С этой целью все активы банка разбиваются на группы по степени ликвид-
52
ности в зависимости от срока погашения. Активы банка делятся на высоколик-
видные активы (т.е. активы, которые обеспечивают мгновенную ликвидность);
ликвидные активы, активы долгосрочной ликвидности.
Устанавливая рациональную структуру активов, банк должен выполнять
нормативы мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности.
Норматив мгновенной ликвидности рассчитывается как отношение суммы
высоколиквидных активов банка к сумме его обязательств по счетам до востре-
бования.
Норматив текущей ликвидности представляет собой отношение суммы
ликвидных активов кредитной организации к сумме ее обязательств по счетам
до востребования и на срок до 30 дней.
Норматив долгосрочной ликвидности определяется как отношение выдан-
ных банком кредитов сроком погашения свыше года к капиталу кредитной ор-
ганизации и обязательствам свыше года.
Для оценки состояния качества активов кредитных организаций по риску
используется Инструкция ЦБ РФ, классифицирующие активы по степени риска
(их возможной утраты). Обобщающими показателями качества активов высту-
пают следующие коэффициенты.
Коэффициент эффективности использования активов. Он рассчитывается
как отношение средних остатков по активным счетам, приносящим доход, к
средним остаткам по всем активным счетам. Этот коэффициент показывает, ка-
кая часть активов приносит доход.
Коэффициент использования депозитной базы для кредитов. Рас-
считывается как отношение средней задолженности по кредитам к средним ос-
таткам по депозитным счетам.
Одной из главных задач в системе управления коммерческого банка явля-
ется обеспечение рациональной структуры активов по ликвидности, доходу и
риску. Это достигается посредством управления активами. В мировой практике
сложилось 2 подхода к управлению банковскими активами:
Общий фонд средств. При использовании данного метода распределение
совокупной суммы банковских ресурсов между различными видами активов
производится независимо от источника образования ресурсов. Для осуществле-
ния конкретной активной операции не имеет значения источник поступления
средств.
Другой метод управления активами получил название “банки внутри бан-
ков”. При использовании данного метода формирование активов осуществляет-
ся в зависимости не только от общего фонда банковских ресурсов, но структу-
ры привлеченных ресурсов. Размещение средств производится с учетом лик-
видности, срочности и стоимости привлеченных ресурсов. Так срочные депози-
ты направляются главным образом на формирование портфеля ссуд и инвести-
ций, вклады до востребования на формирование кассовых активов и частично в
инвестиции, а собственный капитал на формирование имущества банка. 53
- Раздел 1. Теория денег
- Тема 1. Деньги: происхождение, виды, функции и роль
- Тема 2. Денежное обращение
- Тема 3. Денежная система
- Тема 4. Современная инфляция, ее механизм
- Тема 7. Теории денег
- Раздел 2. Теория кредита
- Тема 6. Рынок ссудных капиталов
- Тема 7. Сущность, формы и функции кредита. Теории кредита
- Тема 8. Процент за кредит: сущность и методы расчета
- Раздел 3. Банки и банковские операции
- Тема 9. Кредитная система: понятие и структура
- Тема 10. Центральный банк
- Тема 11. Коммерческие банки: понятие и основы функционирования
- Тема 12. Кредитные операции коммерческого банка
- Тема 13. Инвестиционная деятельность и финансовые услуг
- Раздел 4. Международные кредитные отношения
- Тема 14. Международный кредит