13. Международные финансово-кредитные организации, их деятельность в современных условиях
С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной в период Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вуде (США) состоялась представительная международная валютно-финансовая конференция.
Одним из главных итогов ее стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а банк - стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц.
Их общей целью являлось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире.
Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность в марте 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб квартира расположена в Нью-Йорке.
Руководящим органом МВФ является совет управляющих, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно.
Исполнительным органом является директорат, включающий 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку.
Капитал МВФ складывается из взносов участников в соответствии с установленными квотами, размер которых зависит от экономического участия страны в международной торговле.
Сегодня Фонд объединяет около 196 стран, а капитал составляет примерно 128 млрд. долларов. Наибольшим числом голосов обладают США и страны Европейского Союза. За последние годы возросла доля квот и, следовательно, голосов развивающихся стран - экспортеров нефти.
Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85 % голосов участников.
Основными функциями МВФ являются:
1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
2) поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;
3) предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал функционировать с 1946 г. в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа. МБРР обладает акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долларов, а число его учредителей превышает 180 стран. Каждая из них имеет свою долю акций и голос в руководящих органах.
Крупнейшим акционером являются США, в число крупнейших акционеров входит Российская Федерация.
Высший руководящий орган Банка – совет управляющих, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками, возглавляется президентом, советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.
Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует и еженедельно проводит заседания. Президент Банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек - по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран.
Председатель выносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет и др.
Основными функциями МБРР являются:
1) инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений - от здравоохранения, образования и охраны окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;
2) аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
3) постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;
4) посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
Банк устойчиво получает прибыль, хотя это не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.
В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:
1) выделение ресурсов только для эффективных капиталовложений;
2) принятие инвестиционных решений исходя из степени вероятности возврата ресурсов;
3) предоставление кредитов только под гарантии правительств стран-заемщиков;
4) неинвестирование капиталов, средств;
5) отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;
6) направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.
Всемирный банк (ВБ) был учрежден в 1945 г. В последующие годы были созданы три подразделения (филиала): Международная финансовая корпорация (МФК) - в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) - в 1960г., Многостороннее агентство по гарантированным инвестициям (МАГИ) - в 1988 г.
МБРР и его подразделения образуют группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). МБРР часто называют также Всемирным банком. Банк учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в качестве не зависимого от ООН подразделения. Его членами согласно уставу являются только страны, вступившие в МВФ (в настоящее время их 180).
МФК образован с целью прямого кредитования высокоэффективных проектов частных предприятий без получения правительственных гарантий, а также для привлечения финансирования из других источников. Его специфика заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Становление и развитие финансов
- 2. Финансы как экономическая категория
- 3. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений
- 4. Финансовая система рф. Финансово-кредитный механизм
- 5. Финансовая политика. Факторы её определяющие
- 6. Система управления финансами, её функциональные элементы
- 7. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
- 8. Сущность, функции и виды денег
- 9. Денежный оборот организации и регулирование
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы антиинфляционного воздействия
- 11. Валютная политика и валютная система государства
- 12. Валютный курс, его сущность, виды, методы регулирования
- 13. Международные финансово-кредитные организации, их деятельность в современных условиях
- 14.Сущность, виды и функции кредита как экономической категории
- 15.Современный кредитный рынок: состояние, проблемы функционирования, перспективы
- 16. Роль Центрального банка в экономике и денежно-кредитном регулировании
- 17. Коммерческие банки, их виды, операции и регулирование деятельности
- 18. Страховой рынок: опыт, проблемы, перспективы
- 19. Тарифная политика страховщиков: принципы, особенности построения тарифов по рисковым видам страхования и страхованию жизни
- 20. Формирование страховых резервов: классификация, методы расчета
- 21.Становление и развитие бюджетного федерализма в России
- 22. Бюджетная классификация Российской федерации
- 23.Методы бюджетного регулирования, пути их развития
- 24. Распределение доходов по звеньям бюджетной системы, их характеристика
- 25. Расходные обязательства бюджетов Бюджетной системы рф
- 26. Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения
- 27. Характеристика современной налоговой системы России, ее реформирование
- 28. Налог на прибыль организаций
- 29. Единый социальный налог
- 30. Налог на имущество организаций: плательщики, методика исчисления
- 31. Инвестиционный налоговый кредит: порядок предоставления, условия возврата
- 32. Налог на добавленную стоимость: сущность и элементы
- 33. Специальный режим налогообложения в виде уплаты енвд
- 33. Акцизы, порядок исчисления и уплаты в бюджет
- 34. Транспортный налог
- 35. Налог на доходы физических лиц
- 36. Налог на имущество с физических лиц
- 37. Земельный налог: плательщики и особенности исчисления
- 38. Местные налоги и сборы
- 39. Налоговый кодекс рф в системе в системе налоговых взаимоотношений
- 40. Упрощенная система налогообложения
- 41. Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 42. Сущность и классификация ценных бумаг
- 43. Функциональная структура рынка ценных бумаг
- 44. Организация деятельности фондовой биржи
- 45. Корпоративные ценные бумаги: виды, определение численных параметров
- 46. Виды государственных ценных бумаг, их роль в денежно-кредитной политике
- 47. Сущность инвестиций и их экономическое значение
- 48. Государственная инвестиционная политика и механизм инвестиционного рынка
- 49. Сфера капитального строительства
- 50. Источники финансирования капитальных вложений
- 51. Инвестиционный проект: понятие, содержание и фазы развития
- 52. Методы оценки инвестиционных проектов
- 53. Финансовые инвестиции
- 54. Формирование и управление инвестиционным портфелем
- 55. Финансирование инновационной деятельности
- 56. Проблемы оценки предпринимательских рисков и обеспечение надежности инвестиционного процесса
- 57. Организация проектного финансирования. Риски проектного финансирования
- 58. Сущность и функции цен
- 59. Элементы системы цен и их взаимосвязь
- 60. Виды цен
- 61. Государственное регулирование цен в рф