20. Формирование страховых резервов: классификация, методы расчета
Страховые резервы - отражают величину не используемых на данный момент обязательств страховщика по заключенным им со страхователями договора страхования.
Резервы страховых организаций в соответствии с требованиями страхового законодательства разделяются на:
-резервы по страхованию жизни;
-резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни (рисковые виды страхования).
Страховые резервы имеют особый правовой и экономический статус в обороте средств по предоставлению страховой защиты.
Согласно нормативным актам, в обязательном порядке страховщики формируют резерв:
-незаработанной премии;
-заявленных, но неурегулированных убытков;
-произошедших, но незаявленных убытков.
К числу страховых резервов, формируемых при наличии определенных финансовых условий, в частности при угрозе убыточности отдельных видов страхования, относится стабилизационный резерв.
Резерв незаработанной премии - это часть начисленной страховой премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода (незаработанная премия), предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах.
Для расчета величины незаработанной премии (резерва незаработанной премии) используются следующие методы:
-«pro rata temporis» (пропорционально сроку - метод пропорционально сроку договора);
-«одной двадцать четвертой» («1/24» - паушальный);
-«одной восьмой» («1/8» - паушальный)
-«36%».
Методом «pro rata temporis» незаработанная премия определяется по каждому договору как произведение базовой страховой премии по договору на отношение не истекшего на отчетную дату срока действия договора (в днях) ко всему сроку действия договора (в днях).
Метод «1/24», в отличие от метода «pro rata temporis», строится на усреднении: расчет незаработанной премии производится не по каждому договору в отдельности и относительно оставшихся дней до отчетной даты, а по группам договоров и относительно неистекших периодов.
Незаработанная премия по методу «1/24» определяется так же, как при использовании метода «pro rata temporis», но с периодом дискрета не в один день, а в 15 дней (в половинах месяцев).
Метод «1/8» аналогичен методу «1/24» и отличается лишь следующим допущением: предполагается, что все договоры, заключенные в течение одного квартала, заключены в середине квартала. Договоры страхования (сострахования) распределяются по подгруппам относительно даты начала их действия.
Метод «36%» используется при очень большом количестве договоров. Считается, что договор заключен в середине года (1 июня), т.е. резерв должен равняться 1/2 брутто премии.
БП = 72% НП + 28% нагрузки. Половина нетто ставки равна - 36% БП, поэтому резерв будет равен 36% от поступивших за год взносов.
Резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ) является оценкой не исполненных или исполненных не полностью на отчетную дату обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых ему заявлено в установленном законом или договором порядке в отчетном или предшествующих периодах.
В качестве базы расчета РЗУ по всем учетным группам договоров страхования (сострахования) принимается размер неурегулированных на отчетную дату обязательств страховщика, подлежащих оплате в связи с:
-страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику;
-досрочным прекращением (изменением условий) договоров в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Для расчета РЗУ величина неурегулированных на отчетную дату обязательств страховщика увеличивается на сумму расходов по урегулированию убытков в размере 3% от ее величины.
Резерв произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) является оценкой обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая расходы по урегулированию убытков, возникших в связи со страховыми случаями, происшедшими в отчетном или предшествующих ему периодах, о факте наступления которых страховщику не заявлено в отчетном или предшествующих ему периодах в установленном законом или договором порядке.
Стабилизационный резерв формируется по соответствующим видам страхования в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением.
Коэффициент состоявшихся убытков рассчитывается как отношение суммы произведенных в отчетном периоде страховых выплат по страховым случаям, произошедшим в этом периоде, резерва заявленных, но неурегулированных убытков и резерва произошедших, но незаявленных убытков, рассчитанных по убыткам, произошедшим в этом отчетном периоде, к величине заработанной страховой премии за этот же период.
Расчет страховых резервов производится отдельно по каждой учетной группе договоров. Совокупная величина каждого резерва определяется путем суммирования резервов, рассчитанных по всем учетным группам договоров.
Страховщики самостоятельно разрабатывают и утверждают Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни.
Математические резервы представляют собой разность между текущей стоимостью обязательств страховщика (предстоящие страховые выплаты по действующим договорам) и текущей стоимостью обязательств страхователя (страховые взносы, которые должны в будущем уплатить страхователи по действующим договорам страхования).
Метод Спрага - рассчитывается резерв премий (резерв формируемый в начале страховой деятельности за счет малого количества страховых случаев) исходя из возраста застрахованного, т.е. в первые год, два резерв премий не формируется, а потом возраст застрахованного увеличивается на год, два.
Резервы по страхованию жизни отличаются от технических резервов - резерв по страхованию жизни формируемый в начале страховой деятельности за счет малого количества страховых случаев.
Резервы ОМС - 1 Запасной резерв. - Служит для покрытия превышения расходов на оплату мед услуг над средствами ФОМУ
Источники:
а) поступления от ТФОМС.
б) доходы от инвестирования.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Становление и развитие финансов
- 2. Финансы как экономическая категория
- 3. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений
- 4. Финансовая система рф. Финансово-кредитный механизм
- 5. Финансовая политика. Факторы её определяющие
- 6. Система управления финансами, её функциональные элементы
- 7. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
- 8. Сущность, функции и виды денег
- 9. Денежный оборот организации и регулирование
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы антиинфляционного воздействия
- 11. Валютная политика и валютная система государства
- 12. Валютный курс, его сущность, виды, методы регулирования
- 13. Международные финансово-кредитные организации, их деятельность в современных условиях
- 14.Сущность, виды и функции кредита как экономической категории
- 15.Современный кредитный рынок: состояние, проблемы функционирования, перспективы
- 16. Роль Центрального банка в экономике и денежно-кредитном регулировании
- 17. Коммерческие банки, их виды, операции и регулирование деятельности
- 18. Страховой рынок: опыт, проблемы, перспективы
- 19. Тарифная политика страховщиков: принципы, особенности построения тарифов по рисковым видам страхования и страхованию жизни
- 20. Формирование страховых резервов: классификация, методы расчета
- 21.Становление и развитие бюджетного федерализма в России
- 22. Бюджетная классификация Российской федерации
- 23.Методы бюджетного регулирования, пути их развития
- 24. Распределение доходов по звеньям бюджетной системы, их характеристика
- 25. Расходные обязательства бюджетов Бюджетной системы рф
- 26. Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения
- 27. Характеристика современной налоговой системы России, ее реформирование
- 28. Налог на прибыль организаций
- 29. Единый социальный налог
- 30. Налог на имущество организаций: плательщики, методика исчисления
- 31. Инвестиционный налоговый кредит: порядок предоставления, условия возврата
- 32. Налог на добавленную стоимость: сущность и элементы
- 33. Специальный режим налогообложения в виде уплаты енвд
- 33. Акцизы, порядок исчисления и уплаты в бюджет
- 34. Транспортный налог
- 35. Налог на доходы физических лиц
- 36. Налог на имущество с физических лиц
- 37. Земельный налог: плательщики и особенности исчисления
- 38. Местные налоги и сборы
- 39. Налоговый кодекс рф в системе в системе налоговых взаимоотношений
- 40. Упрощенная система налогообложения
- 41. Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 42. Сущность и классификация ценных бумаг
- 43. Функциональная структура рынка ценных бумаг
- 44. Организация деятельности фондовой биржи
- 45. Корпоративные ценные бумаги: виды, определение численных параметров
- 46. Виды государственных ценных бумаг, их роль в денежно-кредитной политике
- 47. Сущность инвестиций и их экономическое значение
- 48. Государственная инвестиционная политика и механизм инвестиционного рынка
- 49. Сфера капитального строительства
- 50. Источники финансирования капитальных вложений
- 51. Инвестиционный проект: понятие, содержание и фазы развития
- 52. Методы оценки инвестиционных проектов
- 53. Финансовые инвестиции
- 54. Формирование и управление инвестиционным портфелем
- 55. Финансирование инновационной деятельности
- 56. Проблемы оценки предпринимательских рисков и обеспечение надежности инвестиционного процесса
- 57. Организация проектного финансирования. Риски проектного финансирования
- 58. Сущность и функции цен
- 59. Элементы системы цен и их взаимосвязь
- 60. Виды цен
- 61. Государственное регулирование цен в рф