58. Сущность и функции цен
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.
Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (административно-командное).
Функция цены является внешним проявлением внутреннего содержания цены. К функциям цены относят только то, что является характерным для всех видов цены без исключения. В современной экономической науке принято выделять шесть функций цены:
1) учетная;
2) стимулирующая;
3) распределительная;
4) функция балансирования спроса и предложения;
5) функция цены как критерия рационального размещения производства;
6) измерительная и соизмерительная функция.
Учетная функция цены определяется сущностью ее как денежного выражения стоимости. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар.
Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Таким образом, цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов.
Сущность стимулирующей функции цены заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать или же, наоборот, противостоять объемам и техническому уровню производства и потребления тех или иных товаров.
Распределительная функция цены связана с отклонением цены товара от его стоимости в рамках действия рыночных факторов. На основании объективно возникающей цены происходит перераспределение дохода между различными экономическими субъектами. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.
Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении.
Функция цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой. Под воздействием законов рынка предприятия самостоятельно принимают решение о перемещении капиталов в те сектора экономики, где за счет более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль на единицу вложенных средств.
Измерительная и соизмерительная функция цены. Цена отражает различные издержки изготовителя. Зная цену рабочей силы, а также сумму денег, которую покупатель должен уплатить, а продавец - получить за проданный товар, можно вычислить величину денежных платежей за продаваемые товары. В этом состоит измерительная функция цены.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Становление и развитие финансов
- 2. Финансы как экономическая категория
- 3. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений
- 4. Финансовая система рф. Финансово-кредитный механизм
- 5. Финансовая политика. Факторы её определяющие
- 6. Система управления финансами, её функциональные элементы
- 7. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
- 8. Сущность, функции и виды денег
- 9. Денежный оборот организации и регулирование
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы антиинфляционного воздействия
- 11. Валютная политика и валютная система государства
- 12. Валютный курс, его сущность, виды, методы регулирования
- 13. Международные финансово-кредитные организации, их деятельность в современных условиях
- 14.Сущность, виды и функции кредита как экономической категории
- 15.Современный кредитный рынок: состояние, проблемы функционирования, перспективы
- 16. Роль Центрального банка в экономике и денежно-кредитном регулировании
- 17. Коммерческие банки, их виды, операции и регулирование деятельности
- 18. Страховой рынок: опыт, проблемы, перспективы
- 19. Тарифная политика страховщиков: принципы, особенности построения тарифов по рисковым видам страхования и страхованию жизни
- 20. Формирование страховых резервов: классификация, методы расчета
- 21.Становление и развитие бюджетного федерализма в России
- 22. Бюджетная классификация Российской федерации
- 23.Методы бюджетного регулирования, пути их развития
- 24. Распределение доходов по звеньям бюджетной системы, их характеристика
- 25. Расходные обязательства бюджетов Бюджетной системы рф
- 26. Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения
- 27. Характеристика современной налоговой системы России, ее реформирование
- 28. Налог на прибыль организаций
- 29. Единый социальный налог
- 30. Налог на имущество организаций: плательщики, методика исчисления
- 31. Инвестиционный налоговый кредит: порядок предоставления, условия возврата
- 32. Налог на добавленную стоимость: сущность и элементы
- 33. Специальный режим налогообложения в виде уплаты енвд
- 33. Акцизы, порядок исчисления и уплаты в бюджет
- 34. Транспортный налог
- 35. Налог на доходы физических лиц
- 36. Налог на имущество с физических лиц
- 37. Земельный налог: плательщики и особенности исчисления
- 38. Местные налоги и сборы
- 39. Налоговый кодекс рф в системе в системе налоговых взаимоотношений
- 40. Упрощенная система налогообложения
- 41. Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 42. Сущность и классификация ценных бумаг
- 43. Функциональная структура рынка ценных бумаг
- 44. Организация деятельности фондовой биржи
- 45. Корпоративные ценные бумаги: виды, определение численных параметров
- 46. Виды государственных ценных бумаг, их роль в денежно-кредитной политике
- 47. Сущность инвестиций и их экономическое значение
- 48. Государственная инвестиционная политика и механизм инвестиционного рынка
- 49. Сфера капитального строительства
- 50. Источники финансирования капитальных вложений
- 51. Инвестиционный проект: понятие, содержание и фазы развития
- 52. Методы оценки инвестиционных проектов
- 53. Финансовые инвестиции
- 54. Формирование и управление инвестиционным портфелем
- 55. Финансирование инновационной деятельности
- 56. Проблемы оценки предпринимательских рисков и обеспечение надежности инвестиционного процесса
- 57. Организация проектного финансирования. Риски проектного финансирования
- 58. Сущность и функции цен
- 59. Элементы системы цен и их взаимосвязь
- 60. Виды цен
- 61. Государственное регулирование цен в рф