logo
Finansovoe_pravo_Romanov

Формы и виды финансового контроля

Форма финансового контроля – это способ выражения и организации контрольных действий. Выделяются в доктрине ФП три основные формы финансового контроля:

  1. Предварительный ФК. Осуществляется в ходе обсуждения (рассмотрения), а также утверждения проектов законов (решений) о бюджете, а также иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

  2. Текущий ФК. Осуществляется на стадии исполнения закона (решения) о бюджете. Данные вопросы рассматриваются на заседаниях комиссий, комитетов соответствующих законодательных (представительных) органов власти.

  3. Последующий ФК. Реализуется на стадии рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Эти формы финансового контроля устанавливаются статьей 265 бюджетного кодекса.

Данные формы финансового контроля охватывают все стадии финансовой деятельности. При этом статья 265 применяется в отношениях, связанных с бюджетом и иными бюджетными правоотношениями.

По мнение некоторых авторов это не формы, а виды финансового контроля. Но статья 265 закрепляет формы финансового контроля.

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов финансового контроля:

  1. Контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами власти. Данный вид контроля реализуется в виде парламентских слушаний заседаний и комиссий законодательных (представительны) органов власти. Основанием парламентских слушаний является депутатский вопрос с целью получения информации об использовании финансовых ресурсов.

  2. Контроль, осуществляемы президентом РФ. Не напрямую, а при помощи администрации. Выражается в деятельности контрольного управления президента РФ.

  3. Контроль, осуществляемы органами исполнительной власти общей компетенции (правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местная администрация).

  4. Контроль органов исполнительной власти специальной компетенции. РОСФИННАДЗОР (контроль за использованием средств федерального бюджета), федеральное казначейство РФ, служба государственного финансового контроля Иркутской области.

  5. Контроль, осуществляемый специальными органами, образованными законодательной (представительной) власти (счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольно-счетная палата Иркутской области, контрольно-счетные органы муниципальных образований).

  6. Аудиторский финансовый контроль.

  7. Общественный финансовый контроль. Соответствующее население осуществляет финансовый контроль за использованием соответствующих региональных либо местных финансов. В этом виде могут участвовать соответствующие общественные объединения, организации и иные формы объединения граждан.

  8. Внутренний (внутриведоственный) финансовый контроль. Внутри соответствующего органа власти имеется соответствующее подразделение, осуществляющее финансовый контроль.

По степени обязательности (императивности):

  1. Обязательный. Осуществляется в силу прямого предписания соответствующего федерального закона. Ежегодно контролируются: ЦБ РФ, акционерные общества, государственные корпорации, агентства по страхованию вкладов, внешэкономбанк, унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды.

  2. Добровольный (инициативный). Проводится в зависимости от желания субъекта, осуществляющего финансовую деятельность. Сейчас все коммерчесские организации, ИП могут проводить ФК в отношении себя в виде соответствующих аудиторских проверок.

От уровня осуществления ФК:

  1. На уровне РФ. Объект – федеральные финансы.

  2. На территории соответствующего субъекта РФ. Объект контроля – финансы субъекта РФ.

  3. На уровне муниципального образования.

  4. На локальном уровне. Проводится в кредитных организациях, а также ИП.