logo
Finansovoe_pravo_Romanov

Правовое регулирование бюджетного процесса рф Понятие, принципы и значение бюджетного процесса

Бюджетный процесс представляет собой совокупность определенных правовых норм, которые подчеркивают наличие государственной либо муниципальной власти, а также позволяет обеспечивать реализацию государством и муниципальными образованиями своих функций и задач.

Бюджетный процесс представляет собой наиболее часто изменяющийся правовой институт, поскольку за последние десять лет (с момента вступления в силу БК РФ) нормы, определяющие основы бюджетного процесса многократно вносились соответствующие изменения. 2007 год – 26 апреля №63-ФЗ изменения, которые касались коренных преобразований бюджетного процесса.

Это выражается:

  1. Уточнены сроки окончания стадий бюджетного процесса.

  2. Удлинился бюджетный процесс в связи с продлением его сроков.

  3. Уточнение полномочий частников бюджетного процесса.

  4. Сейчас бюджетный процесс ориентирован на максимальное обеспечение эффективности бюджетных средств.

Бюджетный процесс – деятельность уполномоченных органов власти и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, а также рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии с данным определением можно выделить 4 стадии.

БК закрепляет, что бюджетный процесс имеет основной целью принятие и исполнение соответствующего бюджета, а также утверждения специальной отчетности об исполнении соответствующего бюджета.

В финансово-правовой литературе стадии бюджетного процесса называются бюджетный цикл. Но это сугубо теоретическое понятие. В совокупности бюджетный цикл может длиться (растягиваться, продолжаться) в течение трех лет. При этом он охватывает все юридически значимые действия, которые совершаются в рамках бюджетного процесса. Н-р, составление и направление бюджетного послания бюджетного послания президентом РФ Федеральному Собранию; получение соответствующих доходов; утверждение отчета об исполнении федерального бюджета Федеральным Собранием в форме ФЗ.

Специфика:

Состоит из четырех основных стадий. Но выделяются разные подходы к определению стадий бюджетного процесса. Тютина предлагает выделять не 4, а 5 стадий. Это вызвано тем, что в 2007 году в связи с изменениями в БК, появилась новая процедура – внешняя проверка исполнения бюджета. И ее можно рассматривать как четвертую стадию. А рассмотрение и утверждение отчета – пятая стадия. Есть ли смыл выделять пятую стадию?