logo
Finansovoe_pravo_Romanov

Система и источника бюджетного права

Система БП представляет собой внутреннюю структуру организации норм бюджетного права.

3 основные группы элементов:

  1. Общая часть бюджетного права: принципы бюджетной деятельности, понятия в бюджетном праве (доходы, расходы, плановый период и т.д.), нормы о видах бюджетов (ст.10, 11, 12 и др.), бюджетное устройство государства (нормы, определяющие строение бюджетной системы государства), правовое положение субъектов, которые реализуют бюджетную деятельность, нормы о предмете бюджетного права.

  2. Совокупность материально-правовых норм, которые определяют порядок осуществления бюджетной деятельности: нормы о видах, формах государственного долга и государственного кредита, нормы о видах доходов и расходов бюджетов разных уровней, нормы о порядке осуществления государственных и муниципальных заимствований.

  3. Совокупность процессуальных норм бюджетного права: данные процессуальные нормы связаны с осуществлением бюджетного процесса. Нормы по составлению проекта бюджета, нормы по рассмотрению и утверждению проекта бюджета (нормы, определяющие порядок рассмотрения проекта бюджета, нормы о внесении изменений в проект бюджета, голосование по проекту бюджета). Стадия исполнения бюджета (нормы о порядке использования средств соответствующего бюджета, нормы о порядке осуществление контроля за использованием бюджета, нормы о получении доходов и совершении расходов за счет соответствующего бюджета). Стадия составления отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета (нормы определяют порядок составления отчетности органами исполнительной власти и предоставление данного отчета для его рассмотрения и утверждения соответствующим законодательным (представительным) органом власти). Данные нормы обеспечивают реализацию принципа разделения властей, а также принципа сдержек и противовесов. Процессуальные нормы, которые образуют эту группу, направлены на регулирование бюджетной деятельности, при этом бюджетный процесс воспринимается как правовой институт, образующий особенную часть бюджетного права.

Источники бюджетного права:

  1. Конституция РФ. Она закрепляет предметы ведения по поводу осуществления бюджетной деятельности. Общие принципы осуществления бюджетной деятельности находится в ведении только РФ. Закрепляет, что федеральный бюджет, а также федеральные денежные фонды находятся в собственности государства. Закрепляет гарантии бюджетной деятельности муниципальных образований. Ст.132: право и обязанность ОМСУ самостоятельно формировать и исполнять муниципальный бюджет. Каждое ППО имеет право на судебную защиту. Нормы, касающиеся бюджетного устройства (принцип бюджетного федерализма. Бюджетные полномочия разделяются между тремя уровнями власти. Конституция распределяет полномочия между разными органами публичной власти.

  2. Бюджетный кодекс – один из первых документов, который был направлен на создание ведущего элемента финансовой системы РФ – бюджетной системы. БК от 31 июля 1994 года №145-ФЗ. БК – ведущий ФЗ, закрепляющий общие принципы и порядок осуществления бюджетной деятельности. Определяет полномочия участников бюджетного процесса, ответственность за нарушения. Создает правовые основы для осуществления бюджетного процесса. Основы для принятия специальных законов субъектов РФ, а также муниципальных правовых актов, которые связаны с бюджетным процессов.

  3. ФЗ «О федеральном бюджете». Определяет расходные обязательства РФ на финансовый год и плановый период.

  4. Соответствующие акты президента РФ. Усовершенствование финансового контроля.

  5. Акты правительства РФ. Постановления и распоряжения. Определяют и детализируют бюджетные полномочия федеральных органов исполнительной власти (минфина). Порядок взаимодействия, заимствований.????

  6. Закон субъекта РФ «О бюджете». Закрепляет порядок формирования и распределения бюджета, т.е. закрепляет финансовые показатели деятелньости.

  7. Акты органов государственной власти субъектов РФ. Соответствующие акты органов исполнительной власти субъекта РФ.

  8. Муниципальные правовые акты. Устав муниципального образования. Решения о бюджете принимается представительным органом МСУ. Расходные обязательства соответствующего муниципального образования. Акты главы муниципального образования, местной администрации и иные муниципальные акты.

3 уровня: федеральный, региональный, местный.

Дополнительно выделяют бюджетные сметы (своеобразные финансовые планы соответствующего получателя бюджетных средств). + локальные акты. Эту структуру можно расширять долго.