logo
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / КОНСПЕКТ / КОНСПЕКТ

Тема 14. Валютная система украины и валютный контроль

Валюта — денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара. Понятие "валюта" применяется » трех значениях:

1) денежная единица определенной страны (доллар США, рубль Российской Федерации, японская иена, венгерский форинт и т. д.) и тот или иной ее тип (золотая, серебряная, бумажная);

2) денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международных расчетах, иностранная валюта;

3) международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (ЭКЮ, СДР). [11,95]

Экономические, политические, культурные и другие формы связей между отдельными странами порождают денежные отношения меж­ду ними, связанные с оплатой получаемых товаров и услуг. Эти от­ношения между странами и составляют содержание валютных отно­шений.

Государственно-правовая форма организации международных ва­лютных (денежных) отношений государств представляет собой валют­ную систему.

Валютная система — это механизм, связывающий отдельные на­циональные экономические системы в единое мировое хозяйство.

Она призвана создать благоприятные условия для развития эконо­мического сотрудничества между странами. Национальные валют­ные системы регулируются путем сочетания интересов различных го­сударств, их группировок и компромиссов между ними.

Главная задача валютной системы — эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других ви­дов деятельности в отношениях между отдельными странами и созда­ние благоприятных условий для развития производства и междуна­родного разделения труда.

Валютная система является одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наобо­рот, ограничению интенсивности международных экономических от­ношений. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или блокируется этот процесс, расширяется или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, "перемещаются" экономические трудности (например, безработица, инфляция и др.) из одних стран в другие. Развитие международных экономических отношений в значи­тельной степени предопределено характером этой валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. [5, 97]

Характерной чертой валютной системы является то, что она по­стоянно меняется и развивается. Общая причина этих изменений - углубление развития товарного производства и постепенные изменения в его механизмах, усиление социальной ориентации такого производ­ства, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмеша­тельства в экономику с целью оказания давления на формирование адекватных форм валютных отношений и денежных средств в наци­ональной и международной областях.

Этот процесс не отличается плавностью и гармонией, он противо­речив, пробивает себе путь посредством постоянно возникающих единичных и общих валютных кризисов, ведущих постепенно к заме­не одной валютной системы на другую, их эволюции, что отражает­ся как на национальной, так и на международной сфере.

Поскольку валютная система, как изложено ранее, — это государ­ственно-правовая форма организации валютных отношений, то ее принято подразделять на национальную, международную (регио­нальную) и мировую.

Национальная валютная система – это государственно-правовая форма организации валютных отношении одного государства с дру­гими, а также с международными экономическими и политическими структурами. Она юридически определяется национальным законо­дательством с учетом норм международного права. Ее назначение состоит в обеспечении бесперебойных расчетно-платежпых отноше­ний всех экономических субъектов страны с внешним миром, накоп­лении золото-валютных резервов и их использовании в интересах общества, регулировании сотрудничества страны с мировым эконо­мическим сообществом.

Основными элементами национальной валютной системы являются:

Основными элементами международной валютной системы могут быть:

Мировая валютная система — это специально разработанная го­сударствами и закрепленная международными договорами форма организации валютных отношений между всеми или значительной частью стран мира. Включает ряд отдельных элементов, каждый из которых юридически определяется соответствующими международными договорами:

статус международных валютно-кредитных организаций и т. д.

Принципы и организационные основы современной мировой ва­лютной системы были определены Ямайским соглашением стран-членов Международного валютного фонда (1976 г.).

Наибольшей эффективности валютные системы достигают при условии правильной согласованности национальных, международ­ных (региональных) и мировых систем, когда они действуют как еди­ный механизм. Поэтому страны-члены СЭВ и субъекты бывшего СССР, которые длительное время пытались создать свою специфи­ческую международную валютную систему, в современных условиях пытаются войти в мировую валютную систему, в частности в ее между­народные структуры, и соответственно скорректировать свои нацио­нальные валютные системы.

В современных условиях значение сферы международных валютно-финансовых отношений в мировой экономике и политике возрас­тает, что естественным образом связано с растущей интернационали­зацией производства и обращения. Это, в свою очередь, определяет усиление государственного и межгосударственного вмешательства в сферу международных валютно-финансовых отношений. В связи с этим возникает понятие валютной политики, которая выражается в осуществлении государственными и межгосударственными органами определенной совокупности мер в сфере международных валютных отношений, имеющих целью проведение в жизнь принятых правитель­ствами политических и экономических программных установок.

В валютной политике выделяют два аспекта. Одним из них явля­ется повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного и золотого рынков. [5,99] Текущая валютная политика на национальном уровне осуществляется Мини­стерством финансов, Центральным банком, органами валютного контроля, а на международном уровне координируется специализированными межгосударственными организациями. Основными формами такой политики служат:

Другой аспект валютной политики — это осуществление долгосроч­ных структурных изменений в международном валютном механизме, что реализуется участием стран в межгосударственных договорах и соглашениях.

В зависимости от макроэкономической стратегии государ­ства различают экспансионистскую и рестрикционную политику.

Экспансионистская («расширяющаяся») политика направ­лена на увеличение совокупного спроса, что может принимать форму увеличения государственных расходов, сокращения на­логов или комбинации того и другого. Для увеличения госу­дарственных расходов правительство может приступить к реа­лизации инфраструктурных проектов, например, строительство автомобильных и железных дорог; природозащитные меропри­ятия; осуществление проектов, связанных с образованием или здравоохранением. Это классическое «кейнсианское» стимули­рование деловой активности путем бюджетного «влияния», при­званное увеличить совокупный спрос и непосредственно влия­ющее на занятость.

Рестрикционная (ограничивающая) политика, напротив, заключается в сокращении государственных расходов и, соот­ветственно, сокращении совокупного спроса.

Экспансионистский подход вызывает ухудшение бюджетно­го баланса, т.е. увеличение бюджетного дефицита или умень­шение бюджетного избытка. Рестрикционный подход способ­ствует улучшению бюджетного баланса, т.е. увеличению бюд­жетного избытка или уменьшению бюджетного дефицита.

Наиболее распространенным инструментом влияния на ва­лютные рынки со стороны государства являются валютные ин­тервенции - действия финансовых властей государства, заклю­чающиеся в скупке или дополнительной продаже валюты с це­лью повышения или понижения (соответственно) ее обменного курса.

Анализируя эффективность валютных интервенций, следу­ет иметь в виду, что в результате развития международных рынков капитала финансовым властям отдельно взятой стра­ны стало очень трудно поддерживать стабильность обменно­го курса своей валюты посредством одних только интервен­ций. Потенциальные размеры перемещаемых ныне капиталов существенно превосходят валютные резервы большинства стран, и у последних не оказывается достаточных финансовых резервов, чтобы путем продаж и закупок своих валют управлять валютным рынком.

Для пояснения вышеуказанного предположим, что власти отдельной страны пытаются повысить обменный курс (или ус­тановить процентную ставку ниже равновесного рыночного значения при существующем обменном курсе). И то и другое приведет к оттоку капитала из страны. Финансовые власти в качестве контрмеры против оттока капитала должны будут ску­пать значительную часть продаваемой национальной валюты, и маловероятно, что у них хватит валютных резервов, чтобы делать это продолжительное время. Из этого не следует, что власти не способны существенно влиять на обменные курсы сво­их валют. Однако для этого они должны проводить адекват­ную внутреннюю макроэкономическую политику, чтобы валют­ный рынок «признал» устанавливаемый обменный курс обосно­ванным.

Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо оста­новиться на особенностях денежной и фискальной политики в режимах фиксированных и свободно плавающих обменных кур­сов. Важным условием здесь является достаточно высокая мо­бильность капитала. В этом случае финансовые власти могут иметь в качестве цели денежной политики либо контроль над предложением денег (процентной ставкой), либо контроль над обменным курсом, но не то и другое одновременно. В условиях высокой мобильности международного капитала финансовые власти страны с открытой экономикой оказываются перед ди­леммой: либо проводить независимую внутреннюю денежную политику, либо контролировать обменный курс и проводить внутреннюю денежную политику, пользующуюся доверием уча­стников валютного рынка. И в том и в другом случае важна роль совокупного спроса и платежного баланса в стране. В свя­зи с этим уместно напомнить о характере взаимосвязи между сче­тами текущих операций и капитала и обменными курсами, бо­лее подробно рассмотренными в предыдущем разделе.

Счет текущих операций определяется в основном соотношением между внутренним совокупным спросом и мировым спросом, соотношением между внутренними и мировыми ценами, а также обменным курсом. При фиксированном обменном курсе рост внутренних совокупных расходов государства и по­вышение внутренних цен (при неизменных мировых ценах и мировом доходе) приведут к дефициту счета текущих операций. Если власти не проводят интервенций на валютном рынке с це­лью поддержания своей валюты, дефицит счета текущих опера­ций вызовет падение курса. Через некоторое время под влияни­ем удешевления валюты начнется восстановление баланса сче­та текущих операций.

Счет капитала подвержен краткосрочным колебаниям под влиянием различий в процентных ставках и изменений ожидае­мых обменных курсов. Повышение внутренних процентных ста­вок может вызвать приток капитала, так как иностранные инве­сторы постараются воспользоваться благоприятными возмож­ностями, открывающимися перед ними на внутреннем финансо­вом рынке. Если же процентная ставка остается неизменной, но инвесторы, ожидая удешевления национальной валюты в бли­жайшем будущем, пожелают конвертировать свои фонды в бо­лее надежную валюту, это вызовет краткосрочный отток капи­тала. Таким образом, только ожидания изменений экономичес­кой политики приводят к изменениям текущего обменного кур­са.

Вышеописанное свидетельствует о том, что действия финан­совых властей должны быть различны в зависимости от того, каковы концептуальные установки в отношении поддержания обменных курсов (фиксированные или гибкие) национальной валюты.

Важнейшим элементом любой валютной системы является сово­купность валютных ограничений, таких, как:

Кроме того, валютные ограничения, являясь одним из инструмен­тов валютной политики, выполняют свою функцию через лицензиро­вание, дифференциацию счетов, временной и количественный кон­троль.

Большинство валютных операций в Украине под­лежат лицензированию. Лицензию на осуществление расчетов полу­чают участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Лицен­зию на покупку-продажу иностранной валюты должны иметь валют­ные биржи. Лицензию на работу с наличной иностранной валютой могут получить только уполномоченные банки. [3, 298]

Юридические лица-резиденты могут приобретать и продавать ино­странную валюту при соблюдении установленных правил. Для кон­троля обоснованности, полноты и своевременности проведения опера­ций покупки и продажи иностранной валюты юридическим лицам-ре­зидентам открываются следующие счета:

Транзитные счета (обычный и специальный) являются счетами для учета совершаемых резидентом операций покупки, обратной и обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке. Эти счета открываются уполномоченным банком без участия рези­дента. В связи с этим для открытия данных счетов представление документа из налогового органа не требуется.

Проценты можно начислять только по остаткам на текущих сче­тах с зачислением па текущий счет, в той валюте, в которой он от­крыт. Проценты по остаткам на транзитных валютных счетах и спе­циальных транзитных валютных счетах не начисляются.

Средства на транзитном и специальном транзитном счетах не мо­гут находиться более семи дней. Экспортер может в течение семи дней разбивать экспортную выручку на части, т. е. осуществлять продажу по частям, однако вся сделка должна быть завершена в те­чение именно этого периода.

За гривни иностранная валюта может быть приобрете­на юридическими лицами-резидентами в следующих целях:

Часть поступлений в иностранной валюте от нерезидентов на счета организаций и физических лиц подлежит обязательной прода­же. Ее размер с августа 2001 г. составляет 50% суммы валютной вы­ручки. Оставшаяся часть экспортной валютной выручки зачисляется на текущий валютный счет юридического лица-резидента и может использоваться на любые цели в соответствии с законодательством; в том числе она может быть продана за рубли на внутреннем валют­ном рынке. Обязательная и обратная продажа иностранной валюты уполномоченными банками согласно регулятивам Банка Украины осу­ществляется исключительно на Единой торговой сессии межбанков­ских валютных бирж (ЕТС). Предельно возможное отклонение валютного курса на ЕТС по сравнению с предыдущими торгами составляет 15%.

Таким образом, валютные ограничения являются, с одной сторо­ны, элементом валютной системы, а с другой — инструментом ва­лютной политики. Они связаны с введением различных видов огра­ничений на проведение валютных операций. [14, 465]

К валютным операциям относятся:

Валютные операции делятся на текущие и связанные с движени­ем капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

К валютным операциям, связанным с движением капитала, отно­сятся:

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ог­раничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом. Банком Украины. При этом такой вид операций, как предоставление и получе­ние резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту, определяется Правительством по согласованию с Центральным банком Украины.

На протяжении всего периода деятельности Банка Украины этот порядок постоянно видоизменялся. С выходом .Закона «О валют­ном регулировании и валютном контроле» Банк Украины подтвердил принятые ранее Госбанком СССР нормы о валютных операциях, связанных с движением капитала. Все расчеты в иностранной ва­люте между резидентами и нерезидентами — юридическими лицами, не относящиеся к текущим валютным операциям, допускаются только с разрешения Банка Украины. Для некоторых видов расчетов между юридическими лицами-резидентами устанавливается свобод­ный порядок их проведения. Эти случаи связаны с посреднически­ми операциями во внешнеэкономической деятельности, представля­ют собой оплату услуг транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предоставляемых при экспорте и импорте товаров, а также расчеты при получении и погашении коммерческого или бан­ковского кредита. В иных ситуациях требуется разрешение Банка Украины. [7, 602]

Так, изначально Банком Украины был установлен наиболее жест­кий режим проведения валютных операций, связанных с движением капитала. За рядом исключений на каждую операцию резиденту не­обходимо было иметь разрешение Банка Украины.

Далее, Банк Украины регламентирует порядок реализации гражда­нам на территории Украины товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Устанавливается, что прием иностранной ва­люты может осуществляться организациями, получившими статус уполномоченных предприятий. Такой статус присваивается путем выдачи лицензий территориальными учреждениями Банка Украины. Использование иностранной валюты ограничивается определением перечня товаров (работ, услуг), которые могут быть реализованы за иностранную валюту.

Не требуется разрешение Банка Украины на зачисления иностран­ной валюты, поступающей от нерезидента, в оплату доли в уставном капитале этого резидента, а также по договору простого товарищест­ва (договору о совместной деятельности). В последнем случае воз­врат средств, ранее поступивших от нерезидента в оплату уставного капитала по договору простого товарищества (о совместной деятель­ности), осуществляется в рублях на счет нерезидента в уполномо­ченном банке. Подчеркнем, что данное разрешение (указание) не за­висит от организационно-правовой формы предприятия и касается только первичного размещения акций (долей), т. с. создания пли увеличения уставного капитала.

Последними решениями были сняты барьеры для операций, по­ложительно влияющих на платежный баланс страны.