Тема 5. Управление финансами и финансовый механизм
Управление - это целеустремленная деятельность, связанная с влиянием управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенных целей и результатов.
Управление присущее всем сферам человеческой деятельности, в том числе экономической и финансовой.
Управление финансами - это составная часть управления экономикой. Его осуществляет специальный финансовый аппарат с помощью специфических приемов и методов.
Объектами управления выступают финансовые отношения, в том числе и те, что связаны с формированием и использованием фондов денежных средств. Важнейшие объекты управления - это финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы домохозяйств, общегосударственные финансы.
Субъектами управления выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов, в т.о. финансовых, а также финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.
Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, образует финансовый аппарат.
Управленческая деятельность включает следующие функциональные элементы:
планирование, в ходе которого каждый субъект ведения хозяйства оценивает свое финансовое состояние, выявляет резервы увеличения финансовых ресурсов и направления их эффективного использования;
оперативное управление как комплекс мероприятий, которые проводятся на основе оперативного анализа конкретной финансовой ситуации. Цель оперативного управления - достичь максимального эффекта при минимальных затратах путем
своевременного изменения финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами;
контроль, который пронизывает все стадии управленческой деятельности и в то же время имеет большое самостоятельное значение. В процессе контроля сравниваются фактические результаты с запланированными и оказываются резервы.
Различают стратегическое и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Президент. Стратегическое управление - это управление финансами на перспективу, и выражается оно в установлении объемов финансовых ресурсов на перспективу для реализации целевых программ, связанных с воодушевлением экономики Украины, проведением ее структурной перестройки, конверсии оборонных отраслей, укрепления агропромышленного комплекса, решения социальных проблем и тому подобное.
Оперативное управление финансами осуществляют Министерство финансов Украины; дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций; финансовые службы министерств, предприятий и организаций.
В современных условиях остро стоит проблема поиска альтернативных методов управления и влияния на субъекты ведения хозяйства, которые отвечали бы рыночной экономике.
Распределение функций в управлении финансами между государственными органами является следующим.
Верховная Рада Украины как высший орган законодательной власти принимает законы, в т.о. по финансовым вопросам, утверждает Государственный бюджет Украины и осуществляет контроль за его выполнением в лице Счетной палаты, определяет принципы внутренней и внешней политики в сфере финансов.
Президент Украины как глава государства создает в пределах средств, предусмотренных Государственным бюджетом для осуществления своих полномочий, консультативни, совещательные и другие вспомогательные органы и службы, подписывает законы, принятые Верховной Радой, имеет право вето относительно этих законов со следующим возвращением их Верховной Раде на повторное рассмотрение.
Кабинет Министров Украины как высший орган исполнительной власти обеспечивает проведение финансовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки, культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; организует разработку проекта закона о Государственном бюджете и обеспечивает его выполнение.
Министерство финансов Украины как центральный орган исполнительной власти, подведомственный Кабинету Министров:
реализует государственную финансовую политику;
составляет проект Государственного бюджета;
организует выполнение Государственного бюджета;
контролирует выполнение Государственного бюджета и составляет
отчет о его выполнении;
обеспечивает защиту финансовых интересов государства, осуществляет
контроль за соблюдением финансового законодательства;
проводит методическую работу по вопросам финансового и бюджетного планирования;
осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
разрабатывает предложения по усовершенствовании налоговой политики;
осуществляет контроль за выпуском и обращением ценных бумаг,
принимает участие в работе руководящих органов фондовых бирж;
изучает валютно-финансовые проблемы в сфере международного
экономического сотрудничества;
готовит и подает к Кабинету Министров предложения относительно вступления Украины в международные финансовые организации но членства в них и тому подобное.
До 1996 года в составе Министерства финансов находилась Государственная налоговая служба Украины. Но позже она была отделена от Министерства финансов (что было аргументировано целью усиления контроля за исправлением налогов) и приобрела статус отдельного министерства.
Главными заданиями Государственной налоговой администрации являются:
осуществление контроля за сдерживанием налогового законодательства, правильностью вычисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и собраний;
разработка предложений относительно совершенствования налогового законодательства, принятия нормативных актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;
формирование и ведение Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и единственного банка данных о плательщиках - юридических лицах;
проведение разъяснительной работы среди налогоплательщиков по вопросам налогообложения;
предупреждение и раскрытие преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения.
При Министерстве финансов Украины действуют Государственная контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство.
Главными заданиями Государственной контрольно-ревизионной службы являются:
осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней;
осуществление контроля за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в этих учреждениях;
разработка предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и предотвращения им в последующем.
Государственное казначейство Украины было создано в 1995 году с целью эффективного управления средствами Государственного бюджета. Основными заданиями казначейства являются:
организация выполнения Государственного бюджета и осуществления
контроля за этим процессом;
финансирование расходов Государственного бюджета;
ведение учета кассового выполнения Государственного бюджета,
составление отчета о выполнении Государственного бюджета;
осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом и тому подобное.
Органы местного самоуправления в сфере финансов имеют такие полномочия:
самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют местные бюджеты;
используют свободные бюджетные средства, дополнительно выявленные в процессе выполнения местных бюджетов;
имеют право устанавливать размеры ставок местных налогов и собраний, перечень которых утверждается Верховной Радой Украины;
имеют полномочие в отрасли ценообразования;
имеют право осуществлять местные ссуды, выпускать ценные бумаги и организовывать денежно-вещевые лотереи;
могут выступать гарантами под предоставление кредитов предприятиям и учреждениям, что принадлежат к коммунальной собственности и тому подобное.
Для влияния на процессы общественного воссоздания государство использует определенный хозяйственный механизм, состав и структура которого определяются уровнем развития экономики, отношениями собственности, историческими и национальными особенностями. Важной составляющей хозяйственного механизма является финансовый механизм.
Финансовый механизм - это совокупность конкретных финансовых форм, методов и рычагов, с помощью которых обеспечивается процесс общественного воссоздания, то есть осуществляются распределительные и перерозподильчи отношения, образуются доходы субъектов ведения хозяйства и фонды денежных средств.
Процесс распределения и перераспределения произведенного в обществе валового внутреннего продукта начинается, в первую очередь, из применения такого финансового метода как финансовое планирование.
Финансовое планирование — это деятельность по составлении планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом. В финансовом планировании важным есть применение принципов научного обґрунтування показателей плана и обеспечения их стабильности, а также использования прогрессивных норм и нормативов с привлечением электронно-вычислительной техники.
При выполнении финансовых планов возникает потребность в оперативном управлении как деятельности, связанной с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, преодоления недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечения достижения запланированных результатов. Во время составления и выполнения финансовых планов, а также по окончании определенных периодов проводитсяфинансовый контроль, направленный на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, а также целевого расходования средств из соответствующих фондов.
Финансовое обеспечение - это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование.
Основными элементами финансового обеспечения субъектов хозяйственной деятельности являются:
самофинансирование (возмещение расходов на основную
деятельность и ее развитие за счет собственных источников);
кредитование;
бюджетное финансирование (предоставление средств из бюджета на безвозвратных основах);
аренда (передача имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату);
инвестирование (вложение средств в те или другие объекты с целью получения прибыли или социального эффекта).
В финансовых рычагах важное место занимают финансовые санкции как особенные формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность субъектов ведения хозяйства за выполнение взятых обязательств. В условиях рынка роль финансовых санкций значительно растет. Наиболее распространенными среди них есть штрафы и пени.
Штраф — это мера материального влияния на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил. Применяется, как правило, в твердой денежной сумме.
Пеня применяется при несвоевременном выполнении денежных обязательств и насчитывается за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается в процентах от суммы просроченного платежа.
Для нормального функционирования финансового механизма необходимым является его соответствующее нормативно-правовое обеспечение, которое представлено, прежде всего, Конституцией Украины, многочисленными законами, а также подзаконными нормативно-правовыми актами. Законы принимаются Верховной Радой Украины, являются обязательными к выполнению и имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам. Большое значение в регламентации финансовых отношений имеют такие законы: "О собственности", "О системе налогообложения", Бюджетном кодексе Украины и тому подобное.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются компетентными государственными органами на основании действующих законов. К таким документам принадлежат: Указы Президента Украины, Декреты, Постановления Кабинета Министров, инструкции, приказы министерств, международные договоры, заключенные и ратифицированные Верховной Радой Украины и тому подобное.
В современных условиях реформирования экономики Украины происходит совершенствование финансового механизма. Важнейшими проблемами, которые решаются при этом, есть такие:
создание предпосылок для развития и становления рыночных отношений в Украине;
обеспечение рациональных пропорций распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
- 1 Раздел «общая теория и история финансов»
- Тема 1. Финансы как экономическая категория
- Тема 2. Финансовая система
- Тема 3. Финансовые рынки
- Тема 4. История финансов
- 2 Раздел «государственные финансы»
- Тема 5. Управление финансами и финансовый механизм
- Тема 6. Финансовое планирование на макро-уровне
- Тема 7. Финансовая политика
- Тема 8. Финансовый контроль
- Тема 9. Бюджет как центральное звено системы государственных финансов
- Тема 10. Бюджетная система украины
- Тема 11. Государственный кредит. Государственный долг и управление им
- Тема 12. Внебюджетные фонды и их роль на современном этапе
- Тема 13. Налоговая система украины
- Тема 14. Валютная система украины и валютный контроль
- Тема 15. Роль финансов в социально-экономическом развитии украины
- 3 Раздел «местные финансы»
- Тема 16. Финансы органов местного самоуправления
- Тема 17. Местные бюджеты
- Тема 18. Межбюджетные отношения в украине
- Тема 19. Местные займы и их особенности
- 4 Раздел «основы финансов предприятий»
- Тема 20. Финансы предприятий и их роль в обеспечении экономического роста
- Тема 21. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм
- Тема 22. Финансовые ресурсы предприятия и особенности их использования
- Тема 23. Финансовые потоки на предприятии
- Тема 24. Финансовые риски: методы оценки и основы управления
- Тема 25. Банкротство и его роль в современной экономике
- Тема 26. Механизм финансового оздоровления предприятий в украине
- 5 Раздел «финансы населения»
- Тема 27. Финансы населения как экономическая категория
- Тема 28. Бюджет домохозяйств
- Тема 29. Проблемы финансов населения в украине
- Раздел 6 «международные финансы»
- Тема 30. Международные финансы и их роль в развитии рыночной экономики украины
- Тема 31. Финансовая система сша
- Тема 32. Финансовая система японии
- Тема 33. Финансовая система франции
- Тема 35. Финансовая система великобритании
- Тема 36. Проблемы и перспективы развития финансовой системы украины на современном этапе