Тема 18. Межбюджетные отношения в украине
В отношениях нашего государства и местного самоуправления первое выступает более сильной и организованной социальной структурой и фактически самоуправление остается как будто подчиненной стороной, а не равным партнером. В государстве хорошо организована власть, силовые структуры (армия, правоохранительные органы), профессиональный управленческий аппарат, государственный бюджет, столетиями наработанные формы и методы деятельности по управлению социальными процессами, единая и нераздельная территория, на которую распространяется власть государства и т.п.
Тем не менее, отношения государства и местного самоуправления – это не движение в одном направлением. Практика свидетельствует о том, что местное самоуправление стремится активнее воздействовать на государство, способствуя институализации новых ценностей и норм, например, введением запретов и ограничений экологического характера. Создание в 2002 году Конгресса местной и региональной власти Украины, позволяет органам местного самоуправления разного уровня влиять на деятельность законодательной и исполнительной власти. Можно считать, что таким путем местное самоуправление выполняет свою основную функцию: защиту интересов местного населения, прав и свобод членов территориальных общин. Усилия и государства и местного самоуправления должны быть направлены на обеспечение прав и свобод граждан. Это главное в деятельности, как государства, так и местного самоуправления. От уровня реализации конституционных прав и свобод зависит благополучие общества, развитие государства и территориальных общин. Создание условий для обеспечения прав и свобод человека – главное задание государства и местного самоуправления.
Для правильного понимания его значения необходимо обязательно сознать тот факт, что задания ежедневного управления населением решаются, прежде всего, на местном, а не на государственном уровне. В то же время наравне с заданиями местного уровня органы местного самоуправления могут также решать вопросы государственного уровня. Государству иногда выгоднее использовать административные возможности и местные преимущества территориальных громад.
Правда, делегировав, свои полномочия органам местного самоуправления, государство обязано обеспечить материально и финансово выполнение этих полномочий. К сожалению, на практике часто про это забывают.
Государственная власть согласно принципу государственного суверенитету распространяется на всей территории государства, следовательно, в таких административно-территориальных единицах, как город, село, поселок государство также осуществляет свою власть. Однако в этих территориальных единицах агентов государственной власти нет, а есть только органы местного самоуправления. Выходом с этой ситуации является наделение органов местного самоуправления полномочиями (функциями) государственной власти. То есть с одной стороны органы местного самоуправления решают вопросы местного, а с другой стороны – государственного значения. Из этого следует, что местное самоуправление вынуждено адаптироваться и до нестабильной государственной муниципальной политики, и до непосредственных потребностей и интересов населения, соответствующих административно-территориальных единиц, а также до своей недостаточно развитой материальной базы.
Главным вопросом в отношениях государства и местного самоуправления, их органов является отсутствие четкого разделения компетенции и полномочий по вопросам управления соответствующих территорий.
Государство и местное самоуправление являются диалектическим единством противоположностей, и рассматривать их вне зависимости одно от другого можно только теоретично. Самостоятельность самоуправления совсем не означает его полную независимость. Самоуправление имеет одно существенное ограничение, границу в своей деятельности – деятельность населения по самостоятельной организации своей жизни должна соответствовать закону, т.е. находиться в рамках правового поля государства. Иначе, какая тогда необходимость в государстве, если самоуправление само определяет направление своей деятельности, но и способы управления общественной жизни, т.е. является замкнутой системой управления, государством «местного масштаба».
Заканчивая анализ соотношения государства и местного самоуправления, можно сделать такие выводы:
Государство и местное самоуправление составляют неразрывное единство и, несмотря на расхождение в средствах и формах деятельности их органов, имеют те же самую цель и задание – гарантирование прав и свобод человека, обеспечение прогрессивного развития общества на основе принципов демократии и гуманизма.
Политико-правовые элементы отношений государства и местного самоуправления создают особенный правовой режим, который дает местной власти самостоятельность и иерархическую независимость, как от органов государства, так и от органов самоуправления высшего уровня, что как раз характеризует децентрализацию государственной власти.
Проведение политической реформы в Украине не должно ограничиваться только рамками центральной городской власти, а содержать в себе вопросы модернизации местного самоуправления. Переход к парламентско-президентской формы требует другой формы организации власти на местах, ее отношений с государственной властью.
- 1 Раздел «общая теория и история финансов»
- Тема 1. Финансы как экономическая категория
- Тема 2. Финансовая система
- Тема 3. Финансовые рынки
- Тема 4. История финансов
- 2 Раздел «государственные финансы»
- Тема 5. Управление финансами и финансовый механизм
- Тема 6. Финансовое планирование на макро-уровне
- Тема 7. Финансовая политика
- Тема 8. Финансовый контроль
- Тема 9. Бюджет как центральное звено системы государственных финансов
- Тема 10. Бюджетная система украины
- Тема 11. Государственный кредит. Государственный долг и управление им
- Тема 12. Внебюджетные фонды и их роль на современном этапе
- Тема 13. Налоговая система украины
- Тема 14. Валютная система украины и валютный контроль
- Тема 15. Роль финансов в социально-экономическом развитии украины
- 3 Раздел «местные финансы»
- Тема 16. Финансы органов местного самоуправления
- Тема 17. Местные бюджеты
- Тема 18. Межбюджетные отношения в украине
- Тема 19. Местные займы и их особенности
- 4 Раздел «основы финансов предприятий»
- Тема 20. Финансы предприятий и их роль в обеспечении экономического роста
- Тема 21. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм
- Тема 22. Финансовые ресурсы предприятия и особенности их использования
- Тема 23. Финансовые потоки на предприятии
- Тема 24. Финансовые риски: методы оценки и основы управления
- Тема 25. Банкротство и его роль в современной экономике
- Тема 26. Механизм финансового оздоровления предприятий в украине
- 5 Раздел «финансы населения»
- Тема 27. Финансы населения как экономическая категория
- Тема 28. Бюджет домохозяйств
- Тема 29. Проблемы финансов населения в украине
- Раздел 6 «международные финансы»
- Тема 30. Международные финансы и их роль в развитии рыночной экономики украины
- Тема 31. Финансовая система сша
- Тема 32. Финансовая система японии
- Тема 33. Финансовая система франции
- Тема 35. Финансовая система великобритании
- Тема 36. Проблемы и перспективы развития финансовой системы украины на современном этапе