Тема 31. Финансовая система сша
История развития. Первые частные акционерные банки «TheBankofNewYork», «TheBankofBoston» в США были основаны в 1784 г. В 1791 г. возник «FirstBankoftheUnitedStates», который открыл филиалы во всех важных портовых городах.
Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта (NationalBankingAct). В соответствии с ним было основано Ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду с этим появлялись и частные банки, принадлежавшие отдельным лицам, на создание которых требовалось разрешение либо федеральных органов, либо органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки.
Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществлявшихся ими операций, т. е. фактически выступали как универсальные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены.
В 1901 г. банки Нью-Йорка основали ассоциацию клиринговых домов по британскому образцу, к которой принадлежали 60 национальных банков и банков штатов (частные банкирские дома не входили в этот круг).
В результате банковского кризиса в период 1907-1913 гг. была создана Федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений американская система центральных банков.
До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего месторасположения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена (McFaddenAct) в 1927 г. (изменен в 1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, вверг многие байки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозитных вкладов и «бегство от банков», в результате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков. Однако согласие Конгресса США на нее получено не было.
В 1933 г. был издан Акт Гласса - Стигала (Glass-SteagallAct). Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отношении регулирования резервных позиций банков и запрета на определенные виды кредитов. Кроме тощ было введено страхование вкладов. Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо щелки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превратились в инвестиционные; крупные банки, такие, какJ.P.Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой.
Сегментированный характер финансовой системы США был усилен Законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), согласно которому небанковским компаниям было запрещено владеть банками.
Органы регулирования и надзора за деятельностью банков и других финансовых институтов. Финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в ре гулировании деятельности банков играют три органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов.
Контролер денежного обращения — лицо, назначаемое Президентом США и ответственное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем ревизий.
ФРС США — уникальная система центральных банков, число которых составляет 121. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышленных и деловых центрах США. Основы кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам Государственного казначейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, контроле за процессами создания депозитов и кредитования депозитных учреждений [Долан и др., с. 192]. ФРБ контролируют и инспектируют деятельность банков — членов ФРС, банковских холдингов, филиалов и иностранных представительств банков в США. Они предоставляют коммерческим банкам кредиты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывают целый ряд финансовых услуг, в частности выпуск в обращение и прием наличных денег, переводы денежных средств и др.
ФРС функционирует как независимый от федерального правительства США орган, подотчетный только Конгрессу США.
Банки — члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в Государственное казначейство США, поскольку коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками — членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС банки штатов.
В период с 50—80-х годов XXв. многие банки вышли из-под юрисдикции ФРС, поскольку последняя предъявляла весьма жесткие требования к своим членам, особенно в сфере установления резервных норм, а также установления потолка депозитных и ссудных ставок процента. Для устранения этого положения в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением. Основные положения этого Закона предусматривали введение единых норм резервирования для коммерческих банков, взаимно-сберегательных банков, сберегательных и ссудных ассоциаций и других кредитных организаций, а также смягчение или снятие резервных требований (например, по срочным счетам).
Современная структура банковской системы США. В настоящее время в США имеются различные виды учреждений банковского сектора. Приведем их краткую характеристику.
Рис. Структура банковской системы США (кредитные институты)
Коммерческие банки. Группа коммерческих банков наиболее многочисленная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. Речь идет, в принципе, о депозитных банках, источниками ресурсов которых являются в основном депозитные вклады (срочные и до востребования). Коммерческие банки осуществляют краткосрочное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги (управление имуществом). Кроме того, разрешается выполнять сделки с ценными бумагами, но за счет клиентов и по их поручениям, что отражает тенденцию к размыванию границ отдельных видов финансовых институтов. Наблюдается также тенденция к увеличению долгосрочных кредитов.
Среди коммерческих банков различают два типа институтов: во-первых, банки с многочисленными филиалами и отделениями (BranchBanks) и банки, которые либо вообще не имеют филиальной сети, либо она развита слабо (UnitBanks). Операции, которые осуществляют эти банки, однотипны, а различия заключаются лишь в организационной структуре, функциях менеджеров1.
Инвестиционные банки. Деятельность этих банков в США распро страняется на три сферы: (а) торговля обращающимися ценными бу-liiiiмагами всех видов в качестве брокеров и дилеров; (б) эмиссионная функция в качестве андеррайтеров для лиц, которые ищут источники капитала2; (в) консультации по вопросам слияний, поглощений, выгодных вложений капитала и т. д.
Если следовать данному в п. 23.1 определению банка, инвестиционный банк, строго говоря, банком не является, ибо он не выполняет родовые банковские функции, прежде всего, принятие вкладов и кредитование. Это подчеркивается и тем, что контроль деятельности инвестиционных банков США осуществляется Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (SecuritiesandExchangeCommission,SEC), а не Советом ФРС.
Инвестиционные банки обслуживают либо исключительно мелких вкладчиков капитала, либо институциональных, а в некоторых случаях—и тех, и других. С правовой точки зрения встречаются инвестиционные банки с неограниченной и ограниченной ответственностью членов. Инвестиционные банки стремятся к присутствию на всех наиболее популярных финансовых торговых площадках мира, в основном для удовлетворения запросов институциональных инвесторов.
Сберегательные институты. Ссудосберегательные ассоциации получают разрешение на осуществление своей деятельности либо на федеральном уровне, либо на уровне штата. В первом случае они организованы на кооперативных началах, во втором — возможна и акционерная форма. В основном их пассивы представлены сберегательными и срочными вкладами. Активные сделки ограничиваются предоставлением ипотечных кредитов.
Взаимно-сберегательные банки характеризуются шестью основными признаками: (1) разрешение на создание осуществляется на уровне штатов; (2) кооперативный характер; (3) специализация на сберегательной форме вкладов и финансировании сделок с недвижимостью; (4) относительно широкие возможности для вложения капитала; (5) являются должниками по отношению к вкладчикам капитала (в отличие от ссудосберегательных ассоциаций, которые принадлежат вкладчикам); (6) географическая концентрация (в основном на Северо-Западе США).
Кредитные союзы (товарищества) могут создаваться как на федеральном уровне, так и уровне штата. В 80-х годахXXв. наблюдался бум создания кредитных союзов, которые так расширили свои операции, что во многих сферах (например, по сделкам с чеками, кредитными картами, предоставлению потребительских и ипотечных кредитов) они составляют серьезную конкуренцию коммерческим банкам.
Некоторые подвижки в сторону универсализации финансовой системы США начались в конце 80-х годов XXв. В частности, в январе 1989 г. ФРС предоставила банкам право давать гарантии по выпускам ценных бумаг дочерних компаний банковских холдингов. Ряд финансовых институтов США пытается периодически обходить ограничения, устанавливаемые для банков. Так, в 70-х годахXXв. возникли так называемые банки с ограниченными услугами (limited-servicebank), называемые также «небанковскими банками». В отличие от коммерческих банков, они имели право выполнять лишь одну из двух ключевых банковских операций — либо принимать депозиты, либо выдавать ссуды. Создание таких организаций преследовало цель уйти из-под жесткой опеки ФРС и других контролирующих органов.
Отдельный вид учреждений банковского сектора составляют заграничные банки —банки других государств, действующие на территории США.
- 1 Раздел «общая теория и история финансов»
- Тема 1. Финансы как экономическая категория
- Тема 2. Финансовая система
- Тема 3. Финансовые рынки
- Тема 4. История финансов
- 2 Раздел «государственные финансы»
- Тема 5. Управление финансами и финансовый механизм
- Тема 6. Финансовое планирование на макро-уровне
- Тема 7. Финансовая политика
- Тема 8. Финансовый контроль
- Тема 9. Бюджет как центральное звено системы государственных финансов
- Тема 10. Бюджетная система украины
- Тема 11. Государственный кредит. Государственный долг и управление им
- Тема 12. Внебюджетные фонды и их роль на современном этапе
- Тема 13. Налоговая система украины
- Тема 14. Валютная система украины и валютный контроль
- Тема 15. Роль финансов в социально-экономическом развитии украины
- 3 Раздел «местные финансы»
- Тема 16. Финансы органов местного самоуправления
- Тема 17. Местные бюджеты
- Тема 18. Межбюджетные отношения в украине
- Тема 19. Местные займы и их особенности
- 4 Раздел «основы финансов предприятий»
- Тема 20. Финансы предприятий и их роль в обеспечении экономического роста
- Тема 21. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм
- Тема 22. Финансовые ресурсы предприятия и особенности их использования
- Тема 23. Финансовые потоки на предприятии
- Тема 24. Финансовые риски: методы оценки и основы управления
- Тема 25. Банкротство и его роль в современной экономике
- Тема 26. Механизм финансового оздоровления предприятий в украине
- 5 Раздел «финансы населения»
- Тема 27. Финансы населения как экономическая категория
- Тема 28. Бюджет домохозяйств
- Тема 29. Проблемы финансов населения в украине
- Раздел 6 «международные финансы»
- Тема 30. Международные финансы и их роль в развитии рыночной экономики украины
- Тема 31. Финансовая система сша
- Тема 32. Финансовая система японии
- Тема 33. Финансовая система франции
- Тема 35. Финансовая система великобритании
- Тема 36. Проблемы и перспективы развития финансовой системы украины на современном этапе