logo
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / КОНСПЕКТ / КОНСПЕКТ

Тема 26. Механизм финансового оздоровления предприятий в украине

Самым действенным средством предупреждения банкротства предприятия является финансовая санация.

Термин «санация» происходит от латинского «sanare» — оздоровление, выздоровление. Экономический словарь толкует это понятие как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий, определяя, что санация может происходить слиянием предприятия, которое находится на грани банкротства, с более мощной компанией; выпуском новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; увеличением банковских кредитов и предоставлением правительственных субсидий; превращением краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной куплей государством акций предприятия, что находится на грани банкротства.

Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранения причин их возникновения, возобновления или сохранения ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращения всех видов задолженности, улучшения структуры оборотного капитала и формирования фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера.

По формальным признакам различают два вида санации:

а) санация без привлечения на предприятие дополнительных финансовых ресурсов;

б) санация с привлечением нового финансового капитала.

В первом случае санация может быть в таких формах:

- уменьшение номинального капитала предприятия;

- конверсия собственности в долг;

- конверсия долга в собственность;

- пролонгация сроков уплаты задолженности;

- добровольное уменьшение задолженности;

- самофинансирование.

Во втором случае возможны такие формы:

- альтернативная санация;

- уменьшение номинального капитала с последующим его увеличением (двухстепенная санация);

- безвозвратная финансовая помощь владельцев;

- безвозвратная финансовая помощь персонала;

- эмиссия облигаций конверсионной ссуды;

- получение дополнительных ссуд.

Во многих литературных источниках рассматривают также автономную санацию, осуществляемую с использованием собственных средств предприятия и капитала его владельцев, и внешнюю санацию, что происходит за счет средств кредиторов и государства. Отдельный вид санации предприятий — это санация при государственной финансовой поддержке. Государство может финансировать санационные мероприятия на поворотной или безвозвратной основе. Иногда она может прибегнуть к непрямым методам содействия санации субъектов ведения хозяйства: налоговые льготы, создания особенных условий предпринимательской деятельности и т.п.

Классическая модель санации предприятия включает в себя:

- анализ причин возникновения кризисной ситуации;

- срочные меры для оздоровления;

- постановку общей цели санации;

- формирование стратегии санации;

- разработку санационных мероприятий;

- разработку программу санации;

- проект санации;

- реализацию мероприятий;

- контроль, надзор, анализ эффективности проводимых мероприятий.

Основное задание финансовой деятельности предприятий заключается в мобилизации капитала для финансирования их операционной и инвестиционной деятельности. При определении конкретных путей мобилизации финансового капитала следует выучить порядок определения потребности в средствах, формы финансирования, правила, которыми следует руководствоваться, формируя активы и пассивы, а также методы оптимизации размера и структуры капитала.

Формы финансирования субъектов ведения хозяйства классифицируются по источникам поступления капитала и за правовым статусом инвесторов. По источникам мобилизации финансовых ресурсов различают внешнее и внутреннее финансирование; за правовым статусом инвесторов — собственный и заемный капитал.

Прежде чем осуществлять мероприятия по привлечению финансовых ресурсов, необходимых для санации предприятия, следует определить потребность в капитале. Потребность в капитале — это выражена в денежном эквиваленте потребность предприятия в денежных и материальных средствах, необходимых для выполнения поставленных целей и обеспечения финансового равновесия.

Чтобы определить потребность в капитале, совокупные расходы предприятия целесообразно размежевать на две группы:

1) расходы, связанные с подготовкой и организацией производства (капитальные расходы);

2) расходы, связанные с ведением и обслуживанием производства (текущие расходы).

Определение потребности в капитале, необходимом для возобновления платежеспособности предприятия, является первоочередным заданием финансового менеджмента на предприятии, которое находится в кризисе. В случае возникновения в предприятия дефицита оборотных средств возможны перебои в его снабжении, в процессах производства и сбыта, возникают просроченные платежи и неоправданная задолженность. В конечном итоге это приводит к финансовому кризису. С целью возобновления платежеспособности перед предприятием встает неотложная необходимость пополнения фондов обращения, в частности таких их элементов, как средства в кассе и на текущих счетах в банковских учреждениях.

От правильности определения объема капитала, необходимого для возобновления платежеспособности и выполнения текущих обязательств, зависит последующая жизнедеятельность предприятия, поскольку несостоятельность погасить задолженность в установленный срок является основанием для нарушения против предприятия дела о банкротстве.

Потребность в инвестиционном капитале определяется на основании бюджета капиталовложений, в котором отбита производственная программа (ассортимент товаров, работ, услуг, которые планируется производить), а также отмечена, какое именно производственное оборудование, техническую документацию, технологию, «ноу-хау» и у кого, на каких условиях и в какой срок следует приобрести, сумму расходов на приобретение. В целом на объемы потребности в инвестиционном капитале влияют такие факторы:

• производственная программа;

• стоимость машин и оборудования, которые запланированы приобрести;

• стоимость модернизации существующих основных фондов;

• размер предприятия;

• правовая форма организации бизнеса;

• вид деятельности (отрасль);

• место расположение предприятия;

• срок окупаемости инвестиций.

Определение потребности в оборотном капитале для финансирования производственного процесса является намного более сложной проблемой, чем расчет потребности в инвестиционном капитале, поскольку наличие и структура оборотных средств предприятия зависит от периода, на протяжении которого капитал, авансированный в производство определенного продукта, опять поступит на предприятие в составе выручки от реализации.

Потребность в оборотном капитале, необходимом для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности, определяется за отдельными видами оборотных активов:

• готовой продукцией;

• запасами сырья, материалов и полуфабрикатов;

• незавершенным производством;

• затратами будущих периодов.

В литературе по вопросам финансовой санации различают два вида реакции предприятий на финансовый кризис.

1. Защитная стратегия, которая предусматривает резкое сокращение расходов, закрытие и распродажа отдельных подразделов предприятия, сокращение и распродажа оборудования, освобождения персонала, сокращения отдельных частей рыночного сегмента, уменьшения отпускных цен и (или) объемов реализации продукции.

2. Наступательная стратегия предусматривает активные действия: модернизацию оборудования, внедрения новых технологий и эффективного маркетинга, повышение цен, поиск новых рынков сбыта продукции, разработку и реализацию прогрессивной стратегической концепции контролинга и управления.

В зависимости от избранной стратегии предприятие добирает тот или другой каталог внутрихозяйственных санационных мероприятий, то есть тех, которые берут свое начало на предприятии и не связанные с финансовым участием третьих сторон (владельцев, кредиторов, государства). Используя внутренние финансовые резервы, предприятие может не только преодолеть внутренние причины кризиса, но и в значительной мере уменьшить зависимость эффективности санации от привлечения внешних финансовых источников.

Однако на предприятиях, которые находятся в финансовом кризисе, полностью исчерпываются такие классические источники самофинансирования, как прибыль и амортизация.

Мобилизация внутренних резервов финансовой стабилизации предприятия направлена в первую очередь на повышение (или возобновление) его платежеспособности и ликвидности. Этого можно достичь увеличением объемов входных денежных потоков (например, за счет увеличения выручки от реализации, продажи части основных фондов, рефинансирования дебиторской задолженности) или в результате сокращения исходных денежных потоков (уменьшения расходов, которые относятся на себестоимость продукции или покрываются за счет прибыли, что остается в распоряжении предприятия).

Увеличение входных денежных потоков

Чтобы выполнять срочные платежные обязательства, каждому предприятию нужно иметь в своем распоряжении достаточный объем ликвидных средств. Если их недостает, предприятие считается неплатежеспособным. Возобновить платежеспособность можно, увеличив входные денежные потоки. Входные денежные потоки предприятия классифицируют таким образом:

1) выручка от реализации основной продукции;

2) поступление в виде других операционных доходов;

3) доходы от инвестиционной деятельности;

4) средства, привлеченные результаты эмиссии корпоративных прав;

5) средства, привлеченные на условиях ссуды;

6) государственные дотации и субсидии.

Размер выручки от реализации зависит от двух основных факторов:

•объема реализованной продукции;

• цены единицы продукции.

Чтобы увеличить объемы реализации, следует максимально активизировать сбытовую (маркетинговую) политику предприятия. Стимулировать сбыт можно как предоставлением скидок покупателям, так и умеренным увеличением цен; как применением массированной рекламы, так и ее прекращением. Не существует единственных для всех предприятий рецептов относительно увеличения объемов реализации. Успех в этом деле зависит от множества факторов. Тип санационных мероприятий в этой сфере зависит от конкретного предприятия и избранной им стратегии маркетинга. В стратегическом плане менеджмент предприятия должен принять решение по трем основным вопросам.

1. Какая номенклатура продукции и по каким ценам будет предлагаться?

2. Какого объема реализации за отдельными периодами предприятие намеревается достичь?

3. Какой частью рынка необходимо завладеть?

Ответы на поставленные вопросы зависят от предпринимательской философии субъекта ведения хозяйства, а также от того, как направлена его деятельность — на удовлетворение определенных потребностей потребителей, на обеспечение занятости населения или на максимизацию прибыльности.

Все мероприятия по увеличению выручки должны базироваться на системе краткосрочных прогнозов объемов сбыта с учетом динамики цен и соответствующих им объемов реализации.

Понятно, что главным инструментом маркетинга является ценообразование. Решение об изменениях цен следует принимать на основании углубленного анализа последствий этих изменений.

Реструктуризация активов

Эта группа санационных мероприятий связана с изменением структуры и состава активов баланса (достаточно часто эти изменения сопровождаются также изменениями в составе и структуре пассивов). В рамках реструктуризации активов выделяют такие виды санационных мероприятий:

1. Мобилизация скрытых резервов. Скрытые резервы — это часть капитала предприятия, что никак не отбита в его балансе. Размер скрытых резервов на активной стороне баланса равняется разнице между балансовой стоимостью отдельных имущественных объектов предприятия и их реальной (более высокой) стоимостью. Скрытые резервы мобилизируются следующими мероприятиями:

- реализацией отдельных объектов основных и оборотных средств, которые непосредственно не связаны с процессом производства и реализации продукции;

- индексацией балансовой стоимости имущественных объектов, которые нельзя реализовать без нарушения нормального производственного цикла;

2. Использование возвратного лизинга (хозяйственная операция, которая предусматривает продажу основных фондов с одновременным обратным получением таких основных фондов в оперативный или финансовый лизинг).

3. Сдача в аренду основных фондов, которые не в полной мере используются в производственном процессе.

4. Оптимизация структуры размещения оборотного капитала.

5. Продажа отдельных низкорентабельных структурных подразделений (филиалов) и объектов основных фондов.

6. Рефинансирование дебиторской задолженности — это форма реструктуризации активов, что заключается в переводе дебиторской задолженности в другие, ликвидные формы оборотных активов: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и тому подобное.

Уменьшение выходных денежных потоков

Исходные денежные потоки предприятия можно классифицировать таким образом:

1) оплата товаров, работ, услуг, которые составляют себестоимость продукции;

2) оплата товаров, работ, услуг, которые не принадлежат к валовым расходам,

3) осуществление реальных и финансовых инвестиций;

4) уплата налогов и других платежей в бюджет;

5) возвращение капитала, который был привлечен на финансовом рынке.

В краткосрочном периоде санационные резервы, связанные снижением себестоимости продукции, намного легче выявить и мобилизировать, чем, скажем, резервы увеличения выручки от реализации продукции. Мероприятия по снижению выходных денежных по токов по данному направлению непосредственно влияет на уровень ликвидности и платежеспособности предприятия.

Снижение уровня расходов существенно зависит от решительности руководства и персонала проводить радикальные изменения на предприятии, направленные на расчетливое использование всех имеющихся ресурсов.

Уменьшить исходные денежные потоки и повысить платежеспособность предприятия можно и за счет уменьшения или замораживания расходов на инвестиции и других расходов, которые не принадлежат к себестоимости продукции.

Расходы на инвестиции принадлежат к расходам, источником финансирования которых является чистая прибыль. Уменьшение таких расходов является важным резервом повышения платежеспособности предприятия. Следует также учитывать, что может сложиться ситуация, когда предприятие является убыточным и нет финансовых источников для завершения инвестиционных вложений, которым уже положено начало. В случае продолжения их финансирования сумма финансирования относится на увеличение непокрытых убытков предприятия. В таком случае следует взвесить все «за» и «против» продолжения финансирования.

Целесообразность принятия решения о свертывании капиталовложений зависит от конкретных условий деятельности предприятия, его платежеспособности, сроков окупаемости инвестиций и размера осуществленных расходов. При этом учитываются три основных аспекта.

1. Срок окупаемости инвестиций.

2. Возможность использования лизинга вместо вложения средств в реальные инвестиции.

3. Объем уже осуществленных инвестиций и возможность реализации объектов незавершенных капиталовложений.

В рамках мероприятий по уменьшению исходных денежных потоков следует также пересмотреть другие расходы предприятия, которые не относится на счет себестоимость продукции, а осуществляются за счет прибыли, что осталась в распоряжении предприятий после осуществления платежей в бюджет, и чистой прибыли.

К числу таких расходов принадлежат:

- штрафы за нарушение хозяйственных договоров с субъектами ведения хозяйства;

- штрафы за несвоевременное представление в налоговую администрацию необходимых расчетов и за задержку перечисления средств в бюджет и государственные целевые фонды;

- проценты за просроченные банковские займы;

- убытки в виде безнадежной задолженности в случае, если кредитор не обратился с иском в арбитражный суд относительно взыскания такой задолженности, и другие расходы.

Уменьшение указанных расходов является существенным резервом улучшения платежеспособности предприятия.

Наиболее заинтересованными в санации несостоятельного предприятия лицами являются его владельцы (акционеры, пайщики и др.). Они, как правило, несут значительный груз финансирования санационных мероприятий. Финансировать санацию владельцы могут в таких формах:

а) взносы на увеличение уставного фонда;

б) предоставление ссуд;

в) целевые взносы на безвозвратной основе.

Основные целые увеличения уставного капитала предприятия такие:

- мобилизация финансовых ресурсов для выполнения санационных мероприятий производственно-технического характера, модернизации существующих мощностей, переоборудования или расширения производства;

- увеличение доли капитала, в пределах которой владельцы предприятия отвечают по его обязательствам перед кредиторами, направленное на повышение кредитоспособности субъекта ведения хозяйства и его финансовой устойчивости;

- улучшение ликвидности и платежеспособности предприятия (увеличение капитала связано, как правило, с привлечением дополнительных денежных ресурсов);

- аккумуляция финансового капитала для приобретения корпоративных прав других предприятий, в том числе с целью усиления влияния на них, поглощения или приобретения их мощностей.

С целью санации уставный фонд, как правило, увеличивают, чтобы мобилизовать финансовые ресурсы и повысить финансовую устойчивость предприятия.

Еще один важный мотив — увеличение капитала, по которому владельцы несут ответственность перед кредиторами, благодаря чему повышается кредитоспособность предприятия. Среди других факторов, которые предопределяют увеличение уставного капитала, следует назвать снижение рыночной цены акций. Высокий курс препятствует широкой диверсификации акций, поскольку частные инвесторы, как правило, побаиваются вкладывать средства в акции с высокой покупательной ценой. Эффекта снижения курса можно достичь и без увеличения номинального капитала, уменьшив нарицательную стоимость акций, а также увеличив их количество.

Уставный фонд увеличивают тремя методами:

1) увеличением количества акций существующей номинальной стоимости;

В таком случае уставный фонд предприятия растет за счет трех источников:

- дополнительных взносов участников и основателей;

- дивидендов (реинвестиции прибыли);

- индексации основных фондов.

2) увеличением номинальной стоимости акций;

В таком случае акции предыдущих выпусков обмениваются на акции новой номинальной стоимости в соответствии с количеством акций, которыми владеет акционер.

Увеличение уставного фонда акционерного общества увеличением номинальной стоимости акций является основанием для аннулировании регистрации предыдущих выпусков акций. Поэтому нужно зарегистрировать выпуск акций новой номинальной стоимости.

В случае увеличения номинальной стоимости акций уставный фонд увеличивается за счет таких источников:

- дополнительных взносов владельцев корпоративных прав предприятия;

- индексации основных фондов.

3) обменом облигаций на акции.

В случае увеличения уставного фонда обменом облигаций существующей номинальной стоимости на акции соответствующего эмитента этот фонд увеличивается на общую номинальную стоимость облигаций, которые обмениваются на акции. При этом стоимость облигаций, условиями выпуска которых предусматривается их обмен на акции, должна равняться стоимости акций. Метод увеличения уставного фонда обменом облигаций на акции связан, прежде всего, с облигациями конверсионной ссуды.

Вкладывая средства в конверсионные облигации, инвестор достигает двойной цели:

1) относительной безопасности вложений (в случае банкротства предприятия претензии владельцев облигаций будут удовлетворяться наравне с другими кредиторами);

2) возможности увеличить капитал, которую дают обычные акции.

Финансовые риски отдельных кредиторов в значительной мере зависят от политики, избранной ими относительно должника, после того как стало известно, что он очутился в финансовом кризисе. Кредиторы могут действовать одним из рассмотренных дальше способов.

1. Обращение к арбитражному суду с заявлением об объявлении должника банкротом с последующей его ликвидацией.

2. Мораторий. В таком случае кредитор не предоставляет дополнительных кредитов и на протяжении определенного периода не требует выполнения денежных обязательств, срок уплаты которых наступил. Банк отсрочивает погашение кредита (с возможным повышением процентной ставки) в исключительных случаях, когда у заемщика возникают временные финансовые трудности, вызванные непредвиденными обстоятельствами, и тот принимает соответствующие меры, чтобы их устранить. Отсрочка должна быть оформлена дополнительным договором между заемщиком и банком, что является неотъемлемой частью кредитного соглашения.

3. Участие в санации должника. Решение кредиторов относительно участия в санации должника зависит от многих факторов, в частности от риска невозвращения кредитов (как банковских, так и коммерческих); ожидаемых доходов в случае успешного завершения санации; экономико-правовых (в том числе налоговых) последствий участия в санации и тому подобное.

Финансовое участие кредиторов в санации должников может иметь следующие формы:

1) реструктуризация имеющейся задолженности;

2) уменьшение или списание задолженности;

3) предоставление санационных кредитов.