logo
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / КОНСПЕКТ / КОНСПЕКТ

Тема 8. Финансовый контроль

1. Финансовый контроль– элемент системы управления финансами, связанные с выявлением законности и целесообразности каждой хозяйственной операции.

Основная цель финансового контроля:

обеспечение выполнения финансового законодательства и достижение его эффективности.

Предметом финансового контроля является:

различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов всех уровней; налоговые поступления; доходы и расходы субъектов предпринимательской деятельности; доходы и расходы населения; конечные результаты работы субъектов.

Объектами финансового контроля являютсяраспределительные процессы.

Основные задачи финансового контроля:

  1. Выявление фактов нарушения законодательства.

  2. Выявление фактов не принадлежащих исполнению договорных обязательств.

  3. Привлечение виновников к ответственности санкций, штрафов.

  4. Устранение нарушения финансовой дисциплины.

Результативность финансового контроля зависит от уровня его организации, а так же развитости системных санкций (штрафы).

Основные формы финансового контроля:

Признак Контроль

1. Регламент осуществления- обязательный (органы власти);

- инициативный (для проверки пред-я); - внешний контроль (органы не относящееся к этому субъекту);

- внутренний (на дир. пред-я).

2. Время проведения- предварительный;

- текущий;

- последующий.

3. Субъекты контроля- государственный;

- органов местного самоуправления;

- финансовый кредит;

- ведомственный;

- внутрихозяйственный;

- независимый (аудиторский).

  1. Органы финансового контроля:

1. Органы налоговой власти (цель: контрольное обеспечение полноты в налоговый бюджет).

2. Отраслевые контрольные органы (цель: выявление соблюдения или не соблюдения отраслевых нормативов).

3. Контрольно-ревизионное управление (цель: выявление соблюдения формы отчетности финансовой дисциплины).

4. Аудиторские службы (цель: соблюдения правил и стандартного бухгалтерского учета на предприятии).

5. Национальный банк Украины (цель: выявление законности, стандартизации и целесообразности всех оперативных осуществлений коммерческими банками и их филиалами).

6. Арбитражный суд (цель: претензионной работы на предприятии и соблюдение условий договоров).

Основные функции государственного казначейства Украины:

  1. Организация исполнения государственного бюджета.

  2. Финансовый контроль средств, имеющихся фин. бюд. (в иностранной валюте).

  3. Осуществление финансирования расходов гос. бюд.

  4. Осуществление и организация кассового учета средств гос. бюд.

  5. Осуществление контроля внутреннего и внешнего долга страны в соответствии с законодательством.

  6. Распределение доходов общегосударственного бюджета между бюджетами местного уровня, а так же города Киева и Севастополя.

  7. Организация и осуществления контроля дохода поступления и расходования средств вне бюджетной формы.

  8. Разработка и утверждение объектов, нормальных субъектов хозяйствования.

Основные функции местной палаты Украины:

  1. Контроль за своевременным выполнением бюджетного плана.

  2. Контроль образования внутреннего и внешнего долга страны.

  3. Определение эффективности бюд. расходов.

  4. Контроль за целевым использованием бюджетных средств.

  5. Контроль выполнения общегосударственных экономических программ, которые финансируются из государственного бюджета.

  6. Составление и корректирование отсчета об абстрактном бюджете.

  7. Регулирование и формирование Верховной Рады Украины об использовании бюд.

  8. Предоставление отсчета по динамике внутреннего и внешнего долга Украины.

3. В практике большинство развитых стран имеют финансовый контроль:

1. Проверка.

2. Обследование.

3. Надзор.

4. Анализ финансового состояния.

5. Наблюдение (мониторинг).

6. Ревизия.

Проверка– проверка осуществляется только по отдельной финансовой документации и проводится только по отдельным вопросам финансовой деятельности.

В случае выявления не соблюдения законодательства, нарушения норм, штрафы не налагаются, а принимаются меры.

Обследование– проводится как по отдельным аспектам работы пред-я, так и в комплексе.

Цель: выявление и анализ реального состояния предприятия, на основе которого формируются планы по перспективе его развития.

Надзор– осуществляется при каждой хозяйственной операции, с целью выявления, соблюдения законодательства и норм. Кроме того надзор имеет своей целью выявления ущемлений прав других субъектов хозяйствования. В случае выявления нарушений принимаются серьезные санкции (отзыв лицензии, наложение штрафа, организация вне очередной полной проверки предприятия).

Анализ финансового состояния– предполагает характеристику работы результатов предприятия за определенный период времени, для того чтобы выявить изменения, которые произошли за предыдущий период; факторы, которые повлияли на эти изменения; выявление резервов улучшения работы предприятия.

Наблюдение– текущий контроль за расходованием финансовых ресурсов субъекта и его финансовым состоянием. Зачастую пользуются финансовые кредитные учреждения, которые являются кредиторами для предприятия.

Ревизия– является наиболее сложным и строгим методом финансового контроля.

Виды ревизии:

  1. Полная ревизия– охватывает все стороны хозяйственной деятельности предприятия (от 3 дней до 2 недель).

  2. Частичная– контроль, который охватывает отдельную сторону работы предприятия.

  3. Тематическая – контроль определения аспекта работы по всем предприятиям отрасли.

  4. Комплексная – охватывает все стороны работы предприятия, исследует все вплоть

до своевременной финансовой отчетности.

  1. По степени охвата финансовой документации:

- сплошные – охватывают от одной бухгалтерской операции, до конечной финансовой отчетности.

- выборочные – охватывается определенная группа документов, за строго определенный период.

Для проведения ревизий любого вида, на первом этапе формируется программа проведения ревизий. Указываются цели ревизий; ее задачи; краткая характеристика объекту ревизии; определяются сроки проведения; состав ревизионной комиссии.

Все методы финансового контроля могут применяться как, в государственном так и не в государственном финансовом контроле. В случае выявления бюджета и налогового законодательства при государственном и финансовом контроле нарушителю применяются следующие санкции:

1. Сокращение линейных и бюджетных ассигнований.

2. Изъятие средств направленных и использованных не по назначению.

3. Приостановление операции по счетам оперативных ассигнаций.

4. Наложение штрафов на руководителей.

5. Вынесение официального предупреждения.

6. Вычисление пени на организационно-бюджетные организации.

Негосударственный финансовый контроль:

При негосударственном финансовом контроле санкции применяются значительно реже, зачастую он проводится по инициативе предприятия и в качестве негосударственных резервов:

  1. Выявление нарушения прав работы конкретного работника предприятия.

  2. Вычитание из заработной платы - наложение штрафов.

  3. Увольнение и приведение к ответственности или материальной ответственности.