logo
ГЛОССАРИЙ

Детерминанты совокупного спроса.

Изменения потребительских расходов (C). Потребительские расходы могут меняться в зависимости от благосостояния потребителей, от их ожиданий, от уровня задолженности потребителей и от величины личных налогов.

Изменения инвестиционных расходов (I). Желание предпринимателей приобретать инвестиционные товары зависит от ожидаемых прибылей от инвестиций, величины налогового бремени на бизнес, от совершенства технологий, от наличия избыточных мощностей на предприятиях и от процентной ставки в банках. На последнем факторе стоит заострить внимание. Здесь имеется в виду не эффект процентной ставки, когда ставки менялись из-за изменения уровня цен в стране (мы рассматривали этот ценовой фактор выше), а изменение процентных ставок в банках, при неизменном уровне цен в стране, допустим, вследствие изменения объема денежной массы.

Изменения государственных расходов (G) (государственной политики). Правительство может изменять объем расходов на приобретение товаров и услуг. Расширение государственных программ увеличит совокупный спрос, а их сокращение уменьшит его.

Изменения расходов на чистый экспорт (Xn). Желание иностранцев приобретать наши товары зависит от их дохода, от колебаний валютных курсов, условий на внешних рынках и т.д.

Собственно совокупный спрос – это совокупность следующих элементов:

AD = C + I + G + Xn .

Совокупный спрос обычно представляется как агрегированный денежный спрос на элементы реального ВНП при соответствующем уровне инфляции. В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос экономисты определяют как:

M x V

AD = ────── ,

P

где AD – совокупный спрос, M – количество денег, находящихся в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен в стране. Таким образом, к неценовым факторам совокупного предложения также относятся: предложение денег и скорость обращения денег.