logo
ГЛОССАРИЙ

6. 4. Фискальная политика и ее виды. Дискреционная фискальная политика и мультипликатор сбалансированного бюджета.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства – это система регулирования экономики посредством манипулирования налогами и государственными расходами. Она распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиски). Эта политика объединяет в себе такие виды финансовой политики как бюджетную, налоговую, политику доходов и расходов. Цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

«Экономика предложения» о роли налогов в экономике. Сторонники «экономики предложения» ориентируются на совокупное предложение, считая, что предложение создает собственный спрос. Они считают, что воздействие сокращения налогов на совокупное предложение приводит к увеличению доходов:

а) населения, а, следовательно, к росту сбережений;

б) предпринимателей, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций, т.е. к росту накопления капиталов. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налога обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.

Кейнсианский подход к роли фискальной политики в экономике. В экономике, кейнсианцы ориентируются на совокупный спрос, считая, что он создает свое собственное предложение. Поэтому они традиционно считают, что сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, т.е. ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.

Структура фискальной политики. Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционную и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная фискальная политика (ДФП) вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы. Это активная фискальная политика, представляющая собой совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил хозяйственной жизни. Правительство, видя, что принятые ранее законы не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегает к дискреционной политике. Применение разных дискреционных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

Инструменты дискреционной политики:

а) изменения ставок налогообложения;

б) проекты общественных работ;

в) трудоустройство населения;

г) программы материальной помощи;

д) другие аналогичные инструменты воздействия.

Виды дискреционной фискальной политики. Видами дискреционной фискальной политики, осуществляемой в целях сглаживания экономического цикла, являются: экспансионистская (стимулирующая) ДФП и рестрикционная (контрактивная) ДФП.

Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетает эти меры (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.

Рестрикционная (контрактивная), сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

«Кейнсианский крест» – модель, показывающая зависимость развития экономики от совокупных расходов. Элементы: оси, биссектриса, кривая совокупных расходов (потребления, инвестиций, госзакупок, чистый экспорт).

Допущения, упрощающие анализ влияния фискальной политики на совокупный спрос: фискальная политика оказывает воздействие только на спрос; государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции; чистый экспорт равен нулю; учитывается влияние только личных подоходных налогов.

Влияние государственных расходов на совокупный спрос и ВНП.

Начнем с анализа влияния государственных расходов на совокупный спрос. Вспомним график совокупных расходов (потребление + инвестиции), или C + In. Включение в наш анализ государственных расходов (G) сдвинет график совокупных расходов (C +In) вверх и вызовет рост величины ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вверх по биссектрисе (рис. 6.1.).

Рис. 6.1. Воздействие государственных расходов на объем национального

производства

Таким образом, государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно инвестициям обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов.

МG = ∆ВНП / ∆G,

где G – государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Следовательно, ∆ВНП = ∆G х МG.

Например, при MPC = 0,75, MG = 1/ 1 – MPC = 4. Тогда, при

G = 20 млрд. руб., ВНПG = 20 х 4 = 80 млрд. руб.

Напомним, что государственные расходы, подобно инвестициям, могут вызывать не только рост объема ВНП, но и «работать» на сокращение ВНП в случае их уменьшения.

Влияние налогов на совокупный спрос и ВНП. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любом уровне ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налога) налогоплательщиков (населения), следовательно, сократятся и потребительские расходы. Это, в свою очередь, отразится и на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.

При постоянных In и G график совокупных расходов (C +In + G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится по биссектрисе вниз, что иллюстрирует рис. 6.2.

Рис. 6.2. Влияние налогов на объем ВНП

Например, если ∆Т = 20 млрд. руб., а C = 20 млрд. руб., то для определения величины сокращенного потребления (C*) надо умножить сумму налогового приращения (∆Т) на MPC:

С = C*= ∆Т х MPC = 20 х 0,75 = 15 млрд. руб., а

S = ∆Т х MPS = 20 х 0,25 = 5 млрд. руб.

То есть объем потребления сократился на 5 млрд. руб. и составил 15 млрд. руб.

ВНПТ = – ∆Т х MT = – 20 х 3 = – 60 млрд. руб.

где MT – налоговый мультипликатор ли мультипликатор налогообложения, который равен в нашем примере:

MT = – MPC / MPS = – 0,75 / 0,25 = 3 или

MT = MG х МРС= 4 х 0,75 = 3

Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.

Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что величина располагаемого дохода используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода налогоплательщиков уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения.

Каким будет это уменьшение? Это зависит от предельной склонности к потреблению MPC и предельной склонности к сбережению MPS. Соотношение и величины MPC и MPS показывает, какая часть падения располагаемого дохода после введения налога произойдет за счет потребления, а какая за счет сбережения.

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережения), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.

Взимание налогов усложняет вычисление результатов всех процессов в экономике. Так, в частности, изменяются формулы, по которым вычисляются мультипликаторы госрасходов и налогообложения. Они выглядят следующим образом.

MG =1 / 1 – MPC (1 – t); MT = –MPC / 1 – MPC (1 – t),

где t – налоговая ставка.

Мультипликатор сбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета – это численный коэффициент, равный единице.

Норвежский экономист Т. Хаавельмо, доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Это вывод получил название «теоремы Хаавельмо» и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.

Так, известно, что дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако повышение налогов и увеличение государственных расходов действуют на экономику разнонаправленно: первое приводит к уменьшению реального выпуска (или дохода), а второе – приводит к его повышению. Что произойдет в экономике, если одновременно увеличить государственные расходы и на такую же величину повысить налоги, чтобы сохранить баланс государственного бюджета?

Допустим, правительство увеличивает государственные расходы, например, на 20 млрд. долл. (G) и одновременно на 20 млрд. долл. повышаются налоги (Т). Допустим также, что предельная склонность к потреблению (МРС) равна 0,8. Прирост государственных расходов благодаря мультипликатору вызовет пятикратный прирост выпуска ВНПG = G MG = 20 5 100 млрд. руб.)

Изменение налогов воздействует на изменение дохода сложнее.

Пусть, Т = 20 млрд. руб..; МРС = 0,8; MG = 5.

При этом потребление сократится на 16 млрд. руб. (20 0,8), а реальный выпуск сократится на 80 млрд. руб. (16 5). Мы пришли к этому результату, умножив увеличение налогов на предельную склонность к потреблению, а затем – на мультипликатор расходов (Т МРС MG).

Отношение ВНП / Т называется налоговым мультипликатором (MT).

MT = – MG МРС – МРС / МРS

В нашем примере MT составил –0,8/0,2 – 4. Мы видим, что налоговый мультипликатор привел к сокращению дохода: –4 20 – 80 млрд. руб.

Каков же общий результат одновременного увеличения государственных расходов и налогов? Прирост G на 20 млрд. руб. привел к росту дохода на 100 млрд. руб. В свою очередь, прирост Т на 20 млрд. руб. привел к сокращению дохода на 80 млрд. руб. В итоге получаем: 100  80  20.

Теперь сформулируем, так называемый, мультипликатор сбалансированного бюджета (Mмсб): увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Или эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета заключается в том, что сальдированным результатом одновременного увеличения государственных расходов и суммы налогообложения на одну и ту же величину является увеличение совокупного спроса и, следовательно, выпуска продукции на ту же величину (ВНП = G =Т = 20 млрд. руб.). Таким образом, при сбалансированном бюджете и изменении госрасходов, налогов на равную величину, можно спрогнозировать развитие экономики.

Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, независимо от МРС. В нашем примере, мультипликатор государственных расходов равен 5, а налоговый мультипликатор составил величину  4. Сложив эти два показателя мы и получили 1. Этот мультипликатор также равен разности мультипликатора госрасходов и мультипликатора налогообложения. В нашем примере: Mмсб = MGMT = 5 – 4 = 4.