logo
ГЛОССАРИЙ

5.3. Равновесие и внп в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы в экономике.

Варианты развития стран и достижения «идеального» состояния экономики. Экономики различных стран могут идти к «идеальному» состоянию экономику или из состояния спада, преодолевая «рецессионный» (дефляционный) разрыв. Или из состояния перегрева, преодолевая «инфляционный разрыв».

Неравновесие в экономике и его последствия. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережениями может привести к двум отрицательным для экономики эффектам: дефляционному (рецессионному) и инфляционному разрывам.

Дефляционный (рецессионный) разрыв – это величина, на которую необходимо увеличить совокупные расходы (совокупный спрос), чтобы достичь безинфляционного уровня ВНП полной занятости. Он наступает, когда S  I, т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. Население предпочитает большую часть дохода сберегать, а значит текущие расходы на товары и услуги низкие. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. Вступающий в силу эффект мультипликации приведет к сокращению занятости в той или иной сфере производства, которое повлечет за собой вторичное и последующие сокращения занятости и доходов в экономике страны.

В этой ситуации расходы (спрос) меньше выпуска или AD < AS.

Другими словами, рецессионный разрыв – это величина, на которую график совокупных расходов должен был бы сместиться вверх, чтобы обеспечить безинфляционный уровень ВНП в условиях полной занятости.

В этом случае ВНП увеличивается по формуле:

∆ВНП = величина рецессионного разрыва х мультипликатор

Инфляционный разрыв – это величина, на которую необходимо уменьшить совокупные расходы (совокупный спрос), чтобы достичь безинфляционного уровня ВНП полной занятости. Он наступает тогда, когда I  S, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей, и размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население все большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, а в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.

В этом случае расходы (спрос больше выпуска) или AD >AS.

Другими словами, инфляционный разрыв это величина, на которую график совокупных расходов должен был бы сместиться вниз, чтобы обеспечить безинфляционный уровень ВНП полной занятости.

В этом случае ВНП уменьшается по формуле:

– ∆ВНП = величина инфляционного разрыва х мультипликатор