logo
ГЛОССАРИЙ

5.2. Изменения равновесного объема производства и теория мультипликатора

Сущность мультипликатора. Мультипликатор это коэффициент кратности изменения ВНП от изменения инвестиций и других компонентов совокупного спроса. В частности, по Кейнсу (автору теории мультипликатора), мультипликатор «указывает», что когда увеличивается общая сумма инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в K раз больше, чем прирост инвестиций. Это положение может быть выражено следующей формулой:

Мультипликативные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину совокупных расходов: государственные расходы, налоги, внешняя торговля и т.д.

Структура изменения (приращения или уменьшения) дохода (Y). Изменение дохода (ВНП) в зависимости от изменений инвестиций, распадается на две части: приращение потребительских доходов (С) и приращение инвестиций (I), т.е.

Y = С + I  I =  C 

  

Например, МРС = 5/7, тогда К = 3,5. Значит, прирост инвестиций на 1000 единиц (I), даст увеличение национального дохода (Y) на 3500 единиц.

Условие прекращения процесса мультипликации. В связи с тем, что какая-то часть прироста дохода сберегается, а какая-то расходуется, процесс «мультипликаций» прекращается, когда прирост сбережений становится равным приросту дохода (S = Y). Таким образом, МРС – тот фактор, который кладет предел процессу развертывания мультипликатора.

Точка равновесия и ее определение. Поскольку сбережения составляют основу инвестиций. Экономика находится в равновесии в точке, где сбережения равны объему инвестиций. Покажем это графически на рис. 4.3.

S,I

S S

E I

E Е I I

Y

0 Y

Рис. 4.3 Мультипликатор, показывающий превышение роста дохода над ростом инвестиций

Рисунок показывает, что мультипликативный эффект вызывают изменения не только в инвестициях, но и в уровне сбережений. Например, рост сбережений вызовет перемещение вверх кривой сбережений, и новая точка равновесия будет лежать левее первоначальной (Е), что соответствует понижению уровня дохода. Это объясняется тем, что рост склонности к сбережению сокращает потребление. В этих условиях предприниматели не заинтересованы в расширении инвестиций (продажи сократились), следовательно, сократится и производство, и доход.