logo
фин среда и предпринимат риски

Характеристика процесса анализа рисков.

Категорию «риск» можно определить как угрозу того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Анализ риска занимает центральное место в системе управления риском.

Анализ риска – получение необходимой информации о возможном риске с целью определения вероятности и размера потерь, характеризующих величину или степень риска. Последовательность проведения анализа:

1. качественный анализ всех возможных факторов риска;

2. их ранжирование по степени важности и прогнозируемости;

3.количественная оценка степени риска на основе существующих экономико-математических методов;

4. определение допустимого уровня и границ риска;

5. разработка мероприятий по снижению риска.

Часто анализ идет в двух противоположных направлениях – от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа обнаруживаются риски и возможные их последствия.

В процессе анализа выявляются отдельные виды рисков, определяется вероятность их появления, делается количественная и качественная оценка их влияния. В процессе оценки рассчитывается возможный ущерб и формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций. Для различных рисков могут быть построены модели распределения вероятности наступления ущерба.

Итак, оценка осуществляется следующими методами:

- качественный анализ;

- количественный анализ;

- комплексный анализ.

1. Качественный анализ имеет своей главной задачей определить возможные виды риска, факторы, влияющие на уровень риска. Предпринимательский риск вызывается влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – инфляция (рост цена на сырье и материалы, топливо, транспорт, продукцию); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования; налоговых ставок, таможенных пошлин и др. Внутренние факторы связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Руководитель предпочитает для получения стабильного дохода выбрать безрисковую стратегию. При таком антикризисном поведении имеет место быть невысокой доход. Расположение к риску руководители готовы рисковать для получения большей прибыли.

2. Количественный анализ – направлен на то, чтобы количественно оценить риски, повести их анализ и сравнение. Здесь используются различные методы:

- статистические

- аналитические

- метод экспертных оценок

- метод аналогий

- метод оценки платежеспособности и финансовой устойчивости

- метод целесообразности затрат

Например, статистический метод заключается в изучении статистики потерь, прибылей с целью определения вероятности события, установления величины риска.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятности риска. Разновидность метода – «мозговой атаки» заключается в творческом споре специалистов; «метод мозгового штурма» когда участвует 2 группы экспертов, среди которых одна выдвигает идеи, другая их анализирует.

Метод оценки платежеспособности и финансовой устойчивости – позволяет предусмотреть вероятность банкротства. Анализу подвергаются сведения, содержащиеся в годовой бухгалтерской отчетности.

Метод целесообразности затрат позволяет определить критический объем производства, продаж, те. нижний предельный уровень выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Это необходимо оценивать при освоении новой продукции.

3. Комплексный анализ: дает обобщенное суждение об экономике предприятия, состоит в использовании системы экономических показателей посредством методов: эвристический метод без расчета единого интегрального показателя и с расчетом единого интегрального показателя. Эвристические методы включают:

- динамические сравнения (горизонтальный анализ показателей);

- структурные сравнения (вертикальный анализ);

- пространственные (группировка показателей по разным признакам).