logo
фин среда и предпринимат риски

Показатели инвестиционной доходности.

Основная задача оценки инвестиционной привлекательности проектов состоит в определении ряда критериев целесообразности капиталовложений. В опубликованной за последнее время отечественной и зарубежной литературе предлагается в общей сложности около 50 критериев для оценки деятельности предприятий и предпринимательства, используемых ведущими фирмами и банками стран Западной Европы и США.

Количество используемых критериев в зависимости от этапа проведения исследований может быть различным.

На этапе предварительной проработки проекта для оценки его инвестиционной привлекательности достаточно определить критерии следующих основных групп, необходимые для всех привлекаемых деловых партнеров:

1. оценки эффективности капитальных вложений.

2. оценки эффективности использования акционерного капитала.

3. оценки прибыльности капитальных вложений. для указанных типов критериев необходимо рассчитать вероятность неблагоприятного результата инвестиций и устойчивость эффективности капитальных вложений при возможных изменениях налогового законодательства.

Кроме этого, для деловых партнеров по договорным отношениям в период эксплуатации объекта необходимо определить дополнительно значения целого ряда критериев, характеризующих финансовое состояния действующего объекта, а именно:

Таким образом, задача по оценке инвестиционной привлекательности проектов многокритериальна.

Для оценки эффективности капитальных вложений в качестве основных используются следующие критерии:

- чистый дисконтированный доход (NPV) - суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации;

- индекс доходности (PI) - представляет собой соотношение - доходы, деленные на затраты;

- внутренняя норма доходности (IRR) - та расчетная ставка процентов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает сумму равную инвестициям и, следовательно, капиталовложения являются окупаемой операцией;

- срок окупаемости (РВ) - период времени от момента начала его реализации до того момента эксплуатации объекта, в который доходы от эксплуатации становятся равными затратам капитала (на капитальное строительство).

В некоторых случаях, кроме этого, используются такие критерии как:

- запас финансовой устойчивости - выраженное в процентах отношение нераспределенной прибыли к валовой прибыли от продаж. Валовая прибыль определяется как сумма продаж минус себестоимость с учетом амортизационных отчислений и минус разница НДС на выпускаемую продукцию и НДС, вошедшего в стоимость потребляемых ресурсов, сырья, материалов и комплектующих. Величина критерия свидетельствует о способности предприятия к привлечению средств акционеров и расширению своих производственных возможностей. Если за расчетный период эксплуатации объекта запас его финансовой устойчивости близок к нулю, то акционерам остается довольствоваться только ростом стоимости акций, не получая дивидендов;

- результат инвестиций - по своему смыслу близок к показателю «финансовый итог», По существу, его можно считать одной из возможных разновидностей критериев «чистый дисконтированный доход». Они отличаются только точкой приведения потоков затрат капитала и доходов от эксплуатации объекта. Если для расчета критерия «чистый дисконтированный доход» все потоки затрат и доходов приводятся к моменту начала реализации проекта, то для определения «результата инвестиций» те же самые потоки средств приводятся к концу расчетного периода. Очевидно, что при одинаковых условиях приведения одинаковых потоков затрат и доходов к различным моментам времени результаты вычислений окажутся идентичными.

Кроме этого, использование критерия «результат инвестиций» позволяет представить результаты оценки инвестиционной привлекательности проекта более наглядными и доступными для понимания деловыми партнерами, не владеющими профессионально экономическими знаниями, так как этот критерий позволяет ответить на вопрос: что получит акционер на единицу первоначальных затрат в результате реализации проекта. Это обстоятельство может быть использовано в рекламной компаний для привлечения акционеров.