16. Бюджетное устройство унитарных государств
В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления.
Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.
Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. Государственного бюджет широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.
Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.).
Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления за ними второстепенных налогов. К их числу относятся поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение.
Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.
- 1.Понятие денежной сис-мы; хар-ка ее осн-х типов и видов
- 2. Основные эл-ты ден-й с-мы. Хар-ка соврем-й ден-й с-мы развитых зарубежных стран.
- 3.Институциональная стр-ра совр-ой кред-й с-мы заруб-х стран. Ос-ти функц-ия кред-х сис-м в различных странах.
- 4. Денежно-кредитная политика и основные инструменты
- 5. Понятие финансовой системы и ее структура
- 6. Характеристика отдельных звеньев государственных финансов
- 7. Сущность и роль местных финансов
- 8. Социально-экономическая сущность специальных фондов
- 9. Финансы государственных предприятий
- 10. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий
- 11. Управление государственными финансами
- 13. Экономическое содержание доходов бюджета
- 14. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация
- 15. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
- 16. Бюджетное устройство унитарных государств
- 17. Бюджетное устройство федеративных государств
- 18. Бюджетный процесс и его осн стадии.
- 19. Составление проекта бюджета
- 20. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 21. Исполнение бюджета
- 22. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
- 23. Общая характеристика налогов
- 24. Классификация налогов.
- 25. Экономика двойного налогообложения
- 26. Международное налоговое планирование
- 27. Международные финансовые и валютно-кредитные организации
- 28. Международный валютный фонд
- 30. Европейский банк реконструкции и развития
- 31. Банк международных расчетов
- 32. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ес
- 34. Региональные организации
- 36. Структура федерального бюджета сша
- 37.Структура финансовой системы сша и особенности ее развития
- 38. Денежная система сша
- 39. Кредитная система сша
- 40. Федеральная резервная система сша
- 41. Финансовая система Германии
- 42. Бюджетная система Германии
- 44. Кредитная система Германии
- 45. Финансовая система Великобритании
- 46. Государственный бюджет Англии: его расходы и доходы
- 47. Денежное обращение Англии и его развитие
- 48. Кредитная система Англии и ее звенья
- 49. Структура финансовой системы Франции, ее звенья
- 50. Структура государственного бюджета Франции; бюджетный процесс
- 51. Денежное обращение Франции и его развитие
- 52 Кредитная система Франции и ее звенья
- 53 Государственный бюджет Японии; Бюджетный процесс
- 54 Структура финансовой системы Японии
- 55 Особенности денежного обращения Японии
- 56 Кредитное обращение Японии, ее звенья
- 57. Современное состояние экономики Канады
- 58.Кредитная система Канады,ее звенья
- 60. Бюджетная система Канады и ее уровни.
- 61. Налоговая система Канады и ее стр-ра.
- 63. Развитие ден. Сист-мы Италии.
- 64. Кредитная система Италии. Би, ком банки.
- 65. Бюджетная система Италии, ее стр-ра. Бюд-жетный процесс.
- 66. Налоговая система Италии: становление и развитие.
- 67. Этапы становления объединения Европы.
- 68. Маахстрихтский договор. Этапы становления евро.
- 69. Европейский центральный банк, его структура. Европейская система центральных банков.
- 70. Цели и инструменты денежно-кредитной политики ецб.
- 71. Международная роль Евро.