logo
шпоры ФКС Войтешенко

16. Бюджетное устройство унитарных государств

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-админис­тративных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления.

Напри­мер, бюджетная система Японии имеет государственный бюд­жет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Фран­ции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках ос­новную часть национального дохода, перераспределяемую че­рез финансовую систему. Го­сударственного бюджет широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее мас­совые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связан­ные с осуществлением государством своих функций. Это — во­енные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным дол­гом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законода­тельном порядке.

Местные бюджеты обособлены и функционируют автоном­но. Они составляются, утверждаются и исполняются соответ­ствующими местными властями и формально не связаны с госу­дарственным бюджетом. Однако в действительности по-пре­жнему имеет место зависимость местных властей от централь­ного правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особен­ности. Например, в Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выда­чи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строи­тельство портов, ликвидация последствий стихийных бедст­вий, постройка гидроэлектростанций и т.п.).

Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепле­ния за ними второстепенных налогов. К их числу относятся по­имущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для пок­рытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных услови­ях получили широкое распространение.

Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управле­нием местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производ­ственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.