11. Управление государственными финансами
Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
С конца 70-х гг. в основу экономической и финансовой политики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область.
В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая концепция дирижизма, основанная на взглядах посткейнсианства. Они исходили из необходимости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяйствования.
В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.
Управление государственными финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов. Органы управления можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами; б) органы оперативного управления финансами.
Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др. В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании и во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ и т.п.
Организация оперативного управления финансами осуществляется через государственный финансовый аппарат, состав и структура которого также определяются в соответствии с государственным устройством страны.
Управление финансами в экономически развитых государствах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. В США это — министерство финансов (казначейство).
В Великобритании управление финансами осуществляет ряд органов. Основным является казначейство. Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В ФРГ управление финансами в основном возложено на федеральное министерство финансов.
Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета.
12. Соц-экономическая сущность и роль гос бюджета в зарубежных странах
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет, была осуществлена в конце XVII в. в Англии.
В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.
Итак, по своей внешней форме государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
В процессе составления основного финансового плана государства бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
- 1.Понятие денежной сис-мы; хар-ка ее осн-х типов и видов
- 2. Основные эл-ты ден-й с-мы. Хар-ка соврем-й ден-й с-мы развитых зарубежных стран.
- 3.Институциональная стр-ра совр-ой кред-й с-мы заруб-х стран. Ос-ти функц-ия кред-х сис-м в различных странах.
- 4. Денежно-кредитная политика и основные инструменты
- 5. Понятие финансовой системы и ее структура
- 6. Характеристика отдельных звеньев государственных финансов
- 7. Сущность и роль местных финансов
- 8. Социально-экономическая сущность специальных фондов
- 9. Финансы государственных предприятий
- 10. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий
- 11. Управление государственными финансами
- 13. Экономическое содержание доходов бюджета
- 14. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация
- 15. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
- 16. Бюджетное устройство унитарных государств
- 17. Бюджетное устройство федеративных государств
- 18. Бюджетный процесс и его осн стадии.
- 19. Составление проекта бюджета
- 20. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 21. Исполнение бюджета
- 22. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
- 23. Общая характеристика налогов
- 24. Классификация налогов.
- 25. Экономика двойного налогообложения
- 26. Международное налоговое планирование
- 27. Международные финансовые и валютно-кредитные организации
- 28. Международный валютный фонд
- 30. Европейский банк реконструкции и развития
- 31. Банк международных расчетов
- 32. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ес
- 34. Региональные организации
- 36. Структура федерального бюджета сша
- 37.Структура финансовой системы сша и особенности ее развития
- 38. Денежная система сша
- 39. Кредитная система сша
- 40. Федеральная резервная система сша
- 41. Финансовая система Германии
- 42. Бюджетная система Германии
- 44. Кредитная система Германии
- 45. Финансовая система Великобритании
- 46. Государственный бюджет Англии: его расходы и доходы
- 47. Денежное обращение Англии и его развитие
- 48. Кредитная система Англии и ее звенья
- 49. Структура финансовой системы Франции, ее звенья
- 50. Структура государственного бюджета Франции; бюджетный процесс
- 51. Денежное обращение Франции и его развитие
- 52 Кредитная система Франции и ее звенья
- 53 Государственный бюджет Японии; Бюджетный процесс
- 54 Структура финансовой системы Японии
- 55 Особенности денежного обращения Японии
- 56 Кредитное обращение Японии, ее звенья
- 57. Современное состояние экономики Канады
- 58.Кредитная система Канады,ее звенья
- 60. Бюджетная система Канады и ее уровни.
- 61. Налоговая система Канады и ее стр-ра.
- 63. Развитие ден. Сист-мы Италии.
- 64. Кредитная система Италии. Би, ком банки.
- 65. Бюджетная система Италии, ее стр-ра. Бюд-жетный процесс.
- 66. Налоговая система Италии: становление и развитие.
- 67. Этапы становления объединения Европы.
- 68. Маахстрихтский договор. Этапы становления евро.
- 69. Европейский центральный банк, его структура. Европейская система центральных банков.
- 70. Цели и инструменты денежно-кредитной политики ецб.
- 71. Международная роль Евро.