Управление ценами на предприятии.
Управление ценами на предприятии представляет собой комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы по целенаправленному использованию цены как фундаментальной категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости. При этом производятся формирование, контроль, изменение и увязка ценовых параметров с финансовыми показателями деятельности предприятия.
Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов, включающих как непосредственно регулируемые предприятием цены, так и нерегулируемые.
Финансовый менеджер не может абстрагироваться от действующей ценовой системы государства. Управляя ценами предприятия, он прогнозирует и учитывает взаимосвязи, направления и масштабы изменений в системе цен государства, затрагивающие интересы конкретного бизнеса.
От системы цен в государстве к системе и конъюнктуре цен рынка в своем сегменте и далее — к внутренним корректировкам системы цен, зависящим непосредственно либо частично от деятельности предприятия. Такова логика системного управления ценой как важнейшего инструмента и объекта управления финансами предприятия.
Принципы построения системы цен находят выражение в таких понятиях, как оптовые цены предприятия и оптово-сбытового звена, а также розничные цены. Эти виды цен представляют собой системообразующие или базовые цены. Базовые цены экономики строятся по основополагающему принципу формирования прибыли после возмещения произведенных денежных затрат на производство и реализацию продукции, издержек обращения, эксплуатационных расходов.
Государственная политика регулирования может реализовываться как в прямых (лимитирование уровня цен путем административного ограничения роста или установления минимального уровня цен на отдельные виды продукции, финансовое регулирование уровня цен путем дотирования из бюджетов отдельных видов продукции и т.п.), так и в косвенных формах, не связанных непосредственно с установлением или фиксацией новой цены (таможенная политика и т.д.).
Финансовая политика государства в области регулирования цен связана с применением двух основных методов финансового регулирования: изъятия и предоставления финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Первый метод воздействует на уровень цен через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара. Особенностью второго метода финансового регулирования цен является предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам.
Ценовая политика предприятия базируется на маркетинговых исследованиях. Производитель продукции формирует цену ее реализации под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в данном сегменте рынка. При этом спрос и предложение характеризуются эластичностью — степенью чувствительности потребителей к изменениям цены продаваемого им товара.
Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара исходя из денежного выражения индивидуальных текущих издержек на производство и реализацию продукции с учетом нормы прибыли или рентабельности производства. Индивидуальные текущие издержки на производство и реализацию товара и индивидуальные понятия производителей о его прибыльности выступают основными факторами отклонения базовой цены от фактической рыночной.
Определение базовой цены предполагает анализ собственных текущих затрат на производство и реализацию продукции и выбор метода ценообразования. В зависимости от особенностей структуры себестоимости продукции, характерной для предприятия, прибыль может включаться в базовую цену пропорционально производственной себестоимости изделия, полной себестоимости его производства, материальным затратам на производство товара, стоимости его обработки и другим показателям.
Базовая цена представляет собой не столько прогнозную, сколько минимально необходимую цену реализации товара для удовлетворения внутренних потребностей предприятия.
В условиях динамичной рыночной экономики ценовой метод регулирования финансовых процессов выступает эффективным инструментом проведения краткосрочной финансовой политики предприятия. В основе управления ценами лежит определение финансовым менеджером критериев для установления, контроля и изменения цен. Можно выделить несколько блоков процесса управления ценами на предприятии: формирование цены на новое или вновь освоенное изделие; изменение цены изделия под влиянием конъюнктуры рынка; целенаправленное изменение структуры производства продукции с одновременным повышением средней цены изделия, массы прибыли и уровня рентабельности продаж; фиксирование пониженной или повышенной цены.
Оперативное управление ценами на предприятии чаще всего связано с принятием решений об изменении уровня цен. Важным средством управления и контроля формирования цен на предприятии является составление, исполнение и анализ калькуляции себестоимости изделия, а также затрат на его производство и сбыт. Управление ценой — это, прежде всего, управление производственной себестоимостью выпуска отдельных видов продукции. Именно здесь может быть создан резерв для фиксации пониженной цены на изделия за счет систематической экономии себестоимости продукции, иначе трудно нейтрализовать мощный фактор производственного потребления, способствующий повышению цены.
В результате рост издержек производства может слабо компенсироваться ростом выручки от реализации, возникает опасность финансовых затруднений и неокупаемости текущих денежных затрат на производство и реализацию продукции.
Финансовая политика предприятия в области формирования цен на новые изделия, выполняемые работы и оказываемые услуги выступает как политика продвижения этих товаров на рынок финансово-ценовыми методами. Для этого определяются маркетинговые возможности использования нескольких цен на новую продукцию: цены внедрения товара на рынок аналогичных изделий; средней нормы прибыли, возмещающей фактические издержки по производству изделия и обеспечивающей ту же норму в группе однородных производств или в отрасли; цены лидера рынка — ведущего производителя данной продукции; цены «снятия сливок» с нового продукта в расчете на определенные круги покупателей; престижной цены на новые изделия особо высокого эксклюзивного качества. Выбор конкретных видов цен на новые изделия зависит от места предприятия на рынке аналогичных товаров, уровня конкуренции на рынке и т.п.
Целенаправленное или вынужденное изменение цены изделия происходит под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Внутренние факторы связаны с производственно-финансовой деятельностью предприятия, внешние — с общей динамикой цен под влиянием спроса и предложения товара на рынке.
По способу внесения изменений различают планово-прогнозное и внеплановое фактически сложившееся изменение цен. Внеплановые коррективы вносятся под влиянием конъюнктуры рынка или по причинам целевого характера. Планово-прогнозное изменение цен на продукцию может осуществляться на базе снижения норм расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, экономии затрат живого труда за счет роста его производительности, экономии на условно-постоянных расходах и амортизационных отчислениях, приходящихся на единицу продукции.
Финансовый менеджер управляет ценами или путем установления (пересмотра) уровня базовых отпускных цен, или используя скидки и надбавки к базовым ценам. При определении уровня базовых отпускных цен следует различать базовые цены по сравнимой продукции, производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде (году), базовые цены по вновь освоенной, несравнимой товарной продукции, которая не производилась в предшествующем периоде.
Управление ценой по сравнимой и несравнимой товарной продукции осуществляется на основе плановых калькуляций себестоимости изделия и определения уровня отпускной цены. Для установления уровня цены продукции обычно используют параметрические методы: балльный метод, метод удельной цены и регрессионный метод.
Балльный метод предусматривает оценку потребительных свойств по выделяемым конкретным параметрам качества и полезности товара.
Метод удельной цены основывается на выделении главного для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции.
Регрессионный метод связан с определением цены на основании построения уравнений регрессии, описывающих зависимость изменения цены от улучшения ряда параметров качества изделия.
Часто при ценообразовании используются классификационные признаки деления элементов затрат и статей калькуляции себестоимости на денежное выражение постоянных и переменных затрат на производство изделия. К ним относятся три метода: маржинальных издержек, прямых затрат, рентабельности проекта инвестиций.
Метод формирования цены товара, исходя из маржинальных издержек, основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении полной себестоимости изделия на постоянные и переменные издержки на производство и реализацию товара в денежном выражении.
Метод рентабельности инвестиций может применяться как метод определения минимальной (предельной) цены реализации товара, при которой его продажа не будет убыточной, исходя из денежного выражения переменных и постоянных затрат на единицу изделия. К полученной величине добавляется расчетная сумма платежей за использование заемных средств на финансирование проекта инвестиций (расходы предприятия по уплате процентов за кредит должны быть заложены в цену). В результате получается предельная цена, ниже которой при платности использования заемных средств на финансирование проекта продавать изделие не имеет смысла.
Согласно методу прямых затрат за основу ценообразования принимается производственная себестоимость товара, которая подлежит учету и отражению по элементам сметы затрат на производство. Сначала подсчитывают общую сумму прямых затрат и накладных расходов, приходящуюся на единицу изделия, то есть производственную себестоимость единицы товара. Затем определяют предельную цену продажи изделия исходя из необходимости покрытия сбытовых и других расходов, не отражаемых в смете затрат на производство.
Проведение ценовой политики обычно осуществляется в соответствии с типом и тенденциями того сегмента рынка, в котором находится предприятие. Мониторинг цен и ценовых соотношений представляет средство для анализа рыночной ситуации и принятия управляющего ценового решения. Методы полной и частичной корректировки цен предприятия в ходе изменения конъюнктуры рынка являются одновременно и методами повышения конкурентоспособности. Они связаны с выбором следующих разновидностей цен: эластичной, скользящей, сегментной, демпинговой, преимущественной, пониженной против большинства предприятий цены производителей, средней между демпинговой и преимущественной ценами, договорной цены.
Особое внимание следует обращать на учет инфляционного фактора, поскольку даже при неизменности цен на продукцию они фактически снижаются за счет инфляции.
- Информационные основы финансового менеджмента
- 31. Финансовая отчётность в системе финансового менеджмента.
- 32.Основные показатели учёта и отчётности, используемые в финансовом менеджменте.
- 1.Показатели аналитического Баланса:
- 2. Показатели Отчёта о прибылях и убытках.
- 33. Основные финансовые коэффициенты отчётности.
- Коэффициенты ликвидности:
- Коэффициенты деловой активности:
- Коэффициенты рентабельности:
- Коэффициенты структуры капитала.
- Коэффициенты рыночной активности.
- Коэффициенты прибыльности.
- 34. Управленческий учёт
- Бухгалтерский учёт
- 35. Международная система финансовой отчётности .
- 1. Учет по методу начисления
- 2. Непрерывность деятельности
- Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски.
- 36. Теоретические основы предпринимательских рисков
- 37. Управление предпринимательскими рисками
- Долгосрочная финансовая политика
- Цена и структура капитала предприятия.
- Дивидендная политика предприятия.
- Прогнозирование и планирование в финансовом управлении предприятием.
- Управление финансовым обеспечением предприятия.
- Финансовый рычаг в управлении заемными средствами.
- 1. Простой (регулярный) процент.
- 2. Дисконтный процент.
- 3. Добавленный процент.
- Краткосрочная финансовая политика
- Управление ценами на предприятии.
- Управление текущими издержками.
- Управление оборотными активами.
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.
- 3. Оптимизация объема оборотных активов.
- 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.
- 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.
- 6. Повышение рентабельности оборотных активов.
- 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.
- 8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.
- 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
- Управление финансированием текущей деятельности.
- Операционный рычаг в формировании прибыли предприятия.
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностями.
- Оперативное управление производственными запасами.
- Инвестиционная стратегия
- 50. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка
- 51.Понятия и этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия
- 52. Бизнес – план инвестиционного проекта
- Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана включает:
- Раздел 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить:
- Раздел 3. В описании проекта освещаются следующие вопросы:
- Раздел 4. В производственном плане необходимо представить:
- Раздел 6. Организационный план реализации проекта характеризует:
- 53. Портфель инвестиционных проектов
- 54. Портфель ценных бумаг предприятия
- Иностранные инвестиции
- 55. Общая характеристика и виды иностранных инвестиций
- 56. Иностранные инвестиции в России
- Анализ финансовых потоков
- Управление денежным оборотом предприятия.
- Управление денежными (финансовыми) потоками предприятия.
- 1. Модель Баумоля.
- 2. Модель Миллера-Орра.
- 3. Модель Стоуна.
- Моделирование финансовой деятельности.
- Анализ инвестиционных проектов с помощью программы Project Expert.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с помощью компьютерных программ.