logo
Posobie_3_chastSpetsializatsia

50. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка

Инвестиционный рынок следует рассматривать как совокупность отдельных рынков объектов реального и финансового ин­вестирования.

Рынок объектов реального инвестирования объединяет рынки прямых капитальных вложений, приватизируемых объектов и объек­тов недвижимости.

Рынок капитальных вложений является одним из наиболее зна­чимых сегментов отечественного инвестиционного рынка. Формой инвестирования на этом рынке выступают капитальные вложения в новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.

Рынок приватизируемых объектов получил широкое развитие в связи с процессами приватизации государственных предприятий. Предметом реального инвестирования на этом рынке являются пред­приятия, которые продаются на аукционах или полностью выкупа­ются трудовыми коллективами.

Рынок недвижимости является самостоятельным элементом ин­вестиционного рынка в связи с его спецификой и существенными перспективами развития и расширения.

Рынок объектов финансового инвестирования включает фондо­вый рынок (рынок ценных бумаг), рынок объектов тезаврации и денежный рынок.

Основная функция фондового рынка состоит в мобилизации средств с помощью ценных бумаг для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности реального сектора эко­номики. Кроме того, фондовый рынок выполняет важнейшую ин­формационную функцию, так как ситуация на нем информирует инвесторов об экономической конъюнктуре и дает ориентиры для размещения капиталов. Состояние фондового рынка имеет важное значение для стабильного развития экономики; крах фондового рынка может вызвать кризис в экономике.

Рынок объектов тезаврации, служащий для совершения операций по инвестированию в драгоценные металлы, предметы коллекцио­нирования и другие ценности, пока не играет заметной роли в эко­номике нашей страны.

Денежный рынок справедливо включен в состав инвестицион­ного рынка самостоятельным сегментом, поскольку часть его фор­мируется с помощью таких объектов финансового инвестирования, как банковские депозитные вклады и иностранная валюта.

Состояние инвестиционного рынка характеризуют такие элемен­ты, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов рынка постоянно меняется под влиянием множества раз­личных факторов как общеэкономического, так и внутрирыночного характера. Каждый инвестор должен знать состояние рынка, правиль­но оценивать его, уметь прогнозировать изменение ситуации, чтобы выживать и развиваться в условиях рынка. В принятии грамотных, экономически обоснованных инвестиционных решений ключевыми факторами являются финансы предприятия и его менеджмент, кото­рый невозможен без знания особенностей инвестиционного рынка. Именно эти знания ложатся в основу разработки эффективной инве­стиционной стратегии бизнеса и формирования инвестиционного портфеля. Ошибки и просчеты инвестора в оценке инвестиционного рынка могут повлечь снижение уровня доходов, увеличить риск пол­ной потери капитала.

Степень активности инвестиционного рынка, соотношение от­дельных его элементов определяются путем изучения рыночной конъ­юнктуры, определяющей соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции.

Конъюнктура инвестиционного рынка характеризуется циклич­ностью. Обычно выделяют четыре основные стадии изменения ры­ночной конъюнктуры: подъем, бум, ослабление и спад.

Подъем конъюнктуры связан с оживлением экономики в целом. Характерными для него являются рост объема спроса на объекты инвестирования, повышение уровня цен на них, развитие конкурен­ции среди инвестиционных посредников.

Конъюнктурный бум характеризуется резким возрастанием спро­са на все объекты инвестирования. При этом спрос не полностью удовлетворен предложением, имеющимся на рынке, растут цены на объекты инвестирования, повышаются доходы инвесторов и посредников.

Ослабление конъюнктуры связано со снижением инвестицион­ной активности в результате спада в экономике в целом. Происходит практически полное насыщение спроса на объекты инвестирования с некоторым избытком их предложения. Сначала стабилизируется уровень цен на большинство объектов инвестирования, затем они медленно снижаются вместе с доходами инвесторов и инвестицион­ных посредников.

Признаком конъюнктурного спада инвестиционного рынка является низкий уровень спроса и предложения объектов инвестирования, хотя уровень предложения превышает спрос. При этом существенно снижаются цены на объекты инвестирования, доходы участников рынка падают до самого низкого уровня, возможны даже убытки в отдельных сферах инвестиционной деятельности.

Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает мониторинг, анализ и прогнозирование конъюнктуры.

Мониторинг предусматривает текущее наблюдение за инвести­ционной активностью. Основное внимание уделяется тем сегментам рынка, в которых осуществляется инвестиционная деятельность. В основе мониторинга лежит постоянное наблюдение за изменением системы показателей, характеризующих спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, результаты которого отражаются на графиках, в таблицах, диаграммах и других формах наблюдений.

Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка обеспе­чивает выявление тенденций ее развития на основе исследования особенностей отдельных сегментов и тех изменений, которые проис­ходят на рынке по сравнению с предшествующим периодом. Анализ текущей конъюнктуры рынка предполагает расчет аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру на основе информации, собранной в процессе мониторинга, а затем определение предпосылок к изменению текущего конъюнктурного цикла.

Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка необхо­димо для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционного портфеля. Основ­ная цель прогноза состоит в определении факторов, в перспективе определяющих конъюнктуру рынка. Для составления прогноза необ­ходимо определить горизонт прогнозирования, выбрать методы и провести прогнозные расчеты.

Горизонт прогнозирования может быть долгосрочным, средне­срочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз связан с выра­боткой инвестиционной стратегии и формированием инвестицион­ного портфеля, включающего крупномасштабные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Долгосрочный прогноз может разрабатываться на срок свыше трех лет. Среднесрочный прогноз необходим для корректировки инвестиционной стратегии предприя­тия, формирования инвестиционного портфеля за счет отдельных не слишком капиталоемких реальных инвестиционных проектов, дол­госрочных финансовых инструментов, реинвестирования капитала, вложенного в неэффективные проекты. Среднесрочный прогноз раз­рабатывается на срок от одного года до трех лет. Краткосрочный прогноз необходим для выработки тактики инвестирования и фор­мирования инвестиционного портфеля за счет различных кратко­срочных финансовых инструментов. Такой прогноз составляется на основе учета влияния на конъюнктуру инвестиционного рынка факторов, имеющих кратковременный, случайный характер. Период составления краткосрочного прогноза не превышает одного года.

В современных условиях прогнозирование конъюнктуры инве­стиционного рынка осуществляется двумя методами: фундаменталь­ным и техническим.

Фундаментальный метод основан на изучении общеэкономических и внутрирыночных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, и определении возможного изменения этих факторов в прогнозируемом периоде. Технический метод основан на распространении выявленной конъ­юнктурной тенденции на прогнозируемый период. Фундаменталь­ный метод в большей степени используется для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, технический — для краткосроч­ных прогнозов. Часто эти методы дополняются методом экспертных оценок.

Процесс изучения инвестиционного рынка осуществляется по­следовательно, как правило, сверху вниз. Сначала осуществляется оценка и прогнозирование макроэкономических показателей разви­тия инвестиционного рынка, затем дается оценка и прогноз инве­стиционной привлекательности отраслей, подотраслей экономики и отдельных регионов. С учетом макроэкономических, отраслевых и регио- нальных прогнозов оценивается инвестиционная привлека­тельность предприятий.

Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка позволяют определить инвестици­онный климат в стране и эффективность инвестиционной деятель­ности на отдельных этапах экономического развития.

Изучение макроэкономических показателей развития инвестици­онного рынка начинается с формирования круга первичных показа­телей, отражающих состояние инвестиционного климата и текущей конъюнктуры. Эти показатели встраиваются в систему мониторинга инвестиционного рынка и охватывают основные параметры, опреде­ляющие его макроэкономическое развитие в целом: основные пока­затели развития рынка капитальных вложений, показатели развития рынка недвижимости и приватизируемых объектов, а также фондового и денежного рынков. Основной информационной базой для осуще­ствления системы мониторинга являются статистические данные. Периодичность построения системы мониторинга зависит от сроков представления и публикации статистической отчетности: один раз в квартал, а по важнейшим показателям — ежемесячно. Результаты организованного постоянного мониторинга накапливаются в таблич­ной или графической форме.

На основе накопленной первичной информации проводится анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка. С учетом целей и направлений инвестиционной деятельности инвестор строит систему аналитических показателей, характеризующих рынок, определяет показатели динамики, индексы, коэффициенты соотношения и эластичности.

При анализе текущей конъюнктуры инвестиционного рынка важным является выявление общей тенденции динамики и ее связи с фазами экономического развития страны. Известно, что наиболее существенные изменения конъюнктуры происходят при смене фаз циклического развития экономики. Экономический цикл развития включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Характер этих фаз определяет длительные колебания конъюнктуры инвести­ционного рынка. Так, фаза кризиса в первую очередь затрагивает инвестиционную сферу и в наибольшей степени проявляется в ней, так как сжатие объемов производства приводит к резкому сокращению объемов инвестиций. Эта фаза вызывает ослабление конъюнктуры инвестиционного рынка.

Депрессия является нижней точкой кризиса и означает застой в экономике, снижение производства многих видов продукции, оста­новку отдельных производств, банкротство предприятий. Для этой фазы характерен резкий конъюнктурный спад на инвестиционном рынке.

Фаза оживления начинается с увеличения спроса на инвестици­онные товары, постепенного обновления основного капитала и рос­та реальных капитальных вложений. В результате восстанавливается докризисный объем инвестиционной деятельности и начинается подъем конъюнктуры инвестиционного рынка.

Подъем экономики как наиболее благоприятная фаза экономического цикла развития характеризуется масштабным обновлением основного капитала, резким увеличением активной части основных производственных фондов, что вызывает значительное увеличение объема инвестиционной деятельности. С началом подъема в эконо­мике наступает конъюнктурный бум на инвестиционном рынке.

Фазы, характеризующие состояние экономики и уровень инве­стиционной привлекательности, имеют различную продолжительность. В странах с развитой рыночной экономикой продолжительность эко­номических циклов постоянно снижается и в настоящее время до­стигает 4—5 лет. В России в связи с крайне низкими темпами науч­но-технического прогресса, неэффективной структурой производства, обвалом инвестиционной сферы, ограниченностью инвестиционных ресурсов продолжительность фаз циклического развития экономики значительно больше.

Завершает процесс изучения макроэкономических показателей инвестиционного рынка разработка прогноза развития на основе предстоящих изменений условий, влияющих на его деятельность. Информационной базой таких исследований могут являться различные государственные программы развития экономики страны в це­лом и отдельных сфер экономической деятельности.

Среди факторов и условий, влияющих на развитие инвестици­онного рынка, отмечаются: прогнозируемая динамика валового внут­реннего продукта, национального дохода и объема производства про­дукции; изменение доли национального дохода, расходуемого на накопление; изменение налогового регулирования инвестиционной и других видов предпринимательской деятельности; изменение став­ки рефинансирования Банка России; развитие приватизационных процессов; развитие фондового рынка; изменение условий получе­ния кредитов; изменения на денежном рынке и т.д.

Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка являются основой для формирова­ния инвестиционной привлекательности отраслей и подотраслей экономики, а также отдельных регионов.

Заключительным этапом изучения инвестиционного рынка яв­ляются анализ и оценка инвестиционной привлекательности пред­приятий как потенциальных объектов инвестирования. Такая оценка проводится инвестором для определения целесообразности капиталь­ных вложений в новое строительство, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий, выбора альтернативных объектов приватизации, поиска приемлемых ин­вестиционных проектов в сфере недвижимости, покупки акций отдельных предприятий и т.п.

Развитие предприятия происходит последовательно во времени, в комбинации циклов различных продуктов его деятельности. Этот цикл можно разделить на периоды с разными оборотами и прибылью: детство (небольшой рост оборота, отрицательные финансовые результаты); юность (быстрый рост оборота, первая прибыль); зре­лость (замедление роста оборота, максимальная прибыль); старость (оборот и прибыль падают). Общий период жизненного цикла пред­приятия определяется примерно в 20—25 лет, после чего оно прекра­щает свое существование или возрождается на новой основе с новым составом владельцев и менеджеров.

Понятие цикла жизни предприятия позволяет определить раз­личные проблемы, которые возникают при его развитии, и оценить его инвестиционную привлекательность.

В период детства предприятие сталкивается главным образом с проблемами выживания в виде трудностей с денежными средствами, когда нужно найти краткосрочные средства финансирования, а так­же источники инвестиций для будущего развития. В период юности первая прибыль позволяет предприятию переориентироваться с рен­табельности на экономический рост. Теперь для поддержания эконо­мического роста ему необходимы среднесрочные и долгосрочные источники. В период зрелости предприятие старается извлечь макси­мум прибыли из производственного, технического и коммерческого потенциалов. Способность к самофинансированию при этом довольно значительна. Учитывая старение товаров, менеджеры предприятия должны найти новые возможности развития путем осуществления промышленных инвестиций или финансового участия, например в деятельности другого предприятия. В этом случае происходит посте­пенное преобразование предприятия в холдинг, т.е. в финансовое предприятие, занимающееся управлением портфелем ценных бумаг.

Наиболее инвестиционно привлекательными считаются предприятия, находящиеся в процессе роста на первых двух стадиях жизнен­ного цикла. Предприятия в стадии зрелости также являются инве­стиционно- привлекательными в ранних периодах, пока не достигнута наивысшая точка экономического роста. В дальнейшем инвестирова­ние целесообразно, если продукция предприятия имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в модер­низацию и техническое перевооружение относительно невелик и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии старости инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исклю­чением случаев, когда намечается масштабная диверсификация продукции, перепрофилирование предприятия. При этом возможна некоторая экономия инвестиционных ресурсов по сравнению с новым строительством.

Определение стадии жизненного цикла предприятия осуществ­ляется в результате динамического анализа показателей объема про­дукции, общей суммы активов, размера собственного капитала и прибыли за ряд последних лет. По темпам их изменения можно судить о стадии жизненного цикла предприятия. Наиболее высокие темпы прироста показателей характерны для стадий юности и ран­ней зрелости. Стабилизация показателей происходит на стадии окон­чательной зрелости, а снижение — на стадии старости.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятий пред­полагает также проведение финансового анализа их деятельности. Его цель состоит в оценке ожидаемой доходности инвестируемых средств, сроков их возврата, а также в выявлении наиболее значимых по финансовым последствиям инвестиционных рисков.

Оценка финансовой деятельности предприятия производится в процессе анализа системы взаимосвязанных показателей, характе­ризующих эффективность финансовой деятельности с точки зрения соответствия стратегическим целям бизнеса, в том числе инвестици­онным. Важнейшие результаты, характеризующие единство такти­ческих и стратегических целей развития предприятия, выявляются при анализе оборачиваемости активов, прибыльности капитала, финан­совой устойчивости и ликвидности активов.

Эффективность инвестирования в значительной степени опре­деляется тем, насколько быстро вложенные средства оборачиваются в процессе деятельности предприятия. Хотя на длительность оборота используемых активов оказывают влияние многочисленные внешние факторы, показатель оборачиваемости активов в значительной сте­пени определяется внутренними условиями деятельности предприя­тия —• эффективностью маркетинговой, производственной и финан­совой стратегии и тактики.

Для анализа и оценки оборачиваемости активов применяются следующие показатели.

1. Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов (КОа) рассчитывают как соотношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости используемых активов. Сред­няя стоимость используемых активов рассчитывается за тот же период, что и объем реализации продукции (по средней арифметической или средней арифметической взвешенной).

  1. Коэффициент оборачиваемости текущих активов (КОта ) рассчитывают как соотношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости текущих активов.

  2. Продолжительность оборота используемых активов (ПОа ) рас­считывают как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости всех используемых активов (число дней в периоде берется равным 360 в году или 90 в квартале).

  3. Продолжительность оборота текущих активов (ПОта) рассчитывают как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости текущих активов (число дней в периоде берется рав­ным 90).

Снижение в динамике коэффициента оборачиваемости активов (или рост продолжительности их оборота) свидетельствует о негатив­ных тенденциях в развитии предприятия, так как вызывает необходи­мость дополнительного привлечения средств для текущей деятельно­сти. Объем дополнительно инвестируемых средств (ОИ) рассчитывают как произведение объема реализации продукции на разницу между продолжительностью оборота активов в отчетном и предше­ствующем периодах, деленное на число дней в периоде.

Одной из главных целей инвестирования является получение максимальной прибыли при использовании вложенных средств. Для выявления потенциальных возможностей формирования прибыли в сопоставлении с вложенным капиталом используют ряд показателей.

  1. Прибыльность всех используемых активов (Па) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли (после уплаты налогов) к средней сумме используемых активов.

  2. Прибыльность текущих активов (Пта) рассчитывают как соот­ношение суммы чистой прибыли к средней сумме текущих активов.

  3. Рентабельность основных фондов (Роф) рассчитывают как со­отношение суммы чистой прибыли к средней стоимости основных фондов.

  4. Прибыльность реализации продукции (ПР) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к объему реализованной про­дукции.

5.Показатель прибыльности (П) рассчитывают как соотношение суммы валовой (балансовой) прибыли (до уплаты налогов и про­центов за кредит) к разнице между средней суммой используемых активов и суммой нематериальных активов. Показатель прибыльности используется для сравнения инвестиционных объектов с различным уровнем налогообложения прибыли (доходов).

6. Рентабельность собственного капитала (Рск) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к сумме собственного капита­ла. Показатель рентабельности собственного капитала характеризует эффективность его использования в составе совокупных активов предприятия.

Анализ финансовой устойчивости дает возможность оценить инвестиционный риск, связанный со структурой формирования ин­вестиционных ресурсов предприятия, и обеспечить оптимальность источников финансирования текущей производственной деятельно­сти. Для оценки финансовой устойчивости предприятия используют ряд показателей.

  1. Коэффициент автономии (КА) рассчитывают как соотноше­ние суммы собственного капитала к сумме всех используемых акти­вов. Коэффициент автономии показывает, в какой степени исполь­зуемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала.

  2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (КС) рассчитывают как соотношение суммы используемых заемных средств к сумме собственных активов.

  3. Коэффициент долгосрочной задолженности (КД) рассчитывают как соотношение суммы долгосрочной задолженности (свыше одного года) к сумме всех используемых активов.

Оценка ликвидности позволяет определить способность пред­приятия платить по краткосрочным обязательствам текущими актива­ми, предотвращая возможное банкротство. Состояние ликвидности активов характеризует уровень инвестиционных рисков в краткосрочном периоде. В качестве базового показателя можно использо­вать коэффициент текущей ликвидности (КТЛ), который рассчиты­вается как соотношение суммы текущих активов к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.

Для анализа ликвидности активов используют ряд показателей.

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) определяется как соотношение суммы денежных средств и краткосрочных финан­совых вложений к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.

  2. Коэффициент срочной ликвидности (КСЛ) определяется как соотношение сумм денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к сумме текущей (кратко­срочной) задолженности.

  1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К) определяется как соотношение объема реализации продукции с последующей оплатой к средней сумме дебиторской задолженности.

  2. Период оборота дебиторской задолженности (Под) определя­ется как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности.