logo
Posobie_3_chastSpetsializatsia

Прогнозирование и планирование в финансовом управлении предприятием.

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприя­тий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование, которое охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финан­сового состояния предприятия.

Главной целью финансового планирования на предприятии яв­ляется обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке и реализации плановых заданий. Финансовое планирование решает следующие задачи:

Финансовые планы фирмы разрабатываются в рамках и в соответствии с ее общим стратегическим и производственным планами.

Процесс финансового планирования можно разбить на пять этапов:

  1. Разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов, используемых для анализа влияния изменений параметров плана на прогнозируемый уровень прибыли и значений других показателей финансового состояния предприятия.

  2. Определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах, необходимых для обеспечения выполнения ее долгосрочного (пятилетнего) плана.

  3. Прогнозирование структуры источников финансирования, которые необходимо использовать в течение планируемого периода.

  4. Создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри фирмы.

  5. Разработка процедур внесения изменений в генеральный план в том случае, если реальные экономические условия отличаются от тех прогнозов, на которых был основан действующий план.

Главными составными компонентами финансового плана являются:

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование представляет собой определение на длительную перспективу изменений финансо­вого состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование со­средоточено на наиболее вероятных событиях и результатах и в отли­чие от планирования не ставит задачу осуществить непосредственно на практике разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.

Перспективное финансовое прогнозирование обычно начинается с построения прогноза объема реализации фирмы на некоторый будущий промежуток времени как в натуральном, так и в стоимостном выражении, для чего проводят обзор сложившейся тенденции за последние 5 – 10 лет.

Гипотетический, или прогнозный, вариант финансовой отчетности разрабатывается для того, чтобы определить размер потребности фирмы в финансовых средствах.

Метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации основан на предположениях о том, что:

Самое большое влияние на потребности фирмы в привлечении средств из внешних источников оказывают пять факторов:

Фирма может определить величину потребности во внешнем финансировании (EFN), оценивая сумму активов, необходимых для поддержания прогнозируемого объема реализации, и затем вычитая из него сумму реально мобилизуемых источников средств.

При использовании метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации используется формула:

EFN = (A/S0)∆S – (L/S0)∆S – MS1(1 – d),

где A/S0 – относительный прирост активов, изменяющихся пропорционально увеличению объема реализации, или потребность в увеличении суммы активов в д.е. на 1 д.е. прироста объема реализации;

L/S0 – относительный прирост пассивов, изменяющихся пропорционально увеличению объема реализации, или потребность в увеличении краткосрочной кредиторской задолженности в д.е. на 1 д.е. прироста объема реализации;

∆S = S1 - S0 (S1 – прогнозируемый на следующий год объем реализации, S0 - объем реализации прошлого года) – изменение объема реализации;

M – рентабельность реализованной продукции;

d – доля прибыли, направляемая на выплату дивидендов.

Привлечение дополнительных финансовых средств извне означает дополнительные проценты и/или дивиденды, снижающие прогнозную оценку прибыли. Таким образом, увеличение объема средств, привлекаемых из внешних источников, создает эффект финансовой обратной связи, который следует учитывать в процессе составления прогнозов.

Чем выше темп прироста объема реализации фирмы, тем больше будет ее потребность во внешнем финансировании.

Величину приемлемого темпа роста фирмы, являющегося таким темпом роста, который можно поддерживать без дополнительной эмиссии акций, можно рассчитать по формуле:

g = [Mb(1 + D/E)]/[A/S - Mb(1 + D/E)],

где g – приемлемый темп прироста;

M – прогнозируемая рентабельность;

b – целевое значение коэффициента реинвестирования прибыли;

D/E – целевое значение соотношения заемных и собственных средств;

A/S - отношение суммы активов к объему реализации.

Простой метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации нельзя использовать, если имеется возможность отдачи от масштаба, имеются незадейственные производственные мощности, либо в случае, когда величину активов приходится увеличивать не плавно, а ступенчато – крупными единовременными поступлениями.

В этом случае используются другие методы построения перспективных прогнозов значений отдельных статей активов и пассивов и определения потребностей во внешнем финансировании:

В настоящее время широкое распространение получают автоматизированные модели финансового планирования как для построения прогнозной финансовой отчетности, так и для определения потребности во внешнем финансировании.

Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной деятельности фирмы, но результаты планирования сводятся на нет при отсутствии надлежащей системы контроля, которая осуществляет мониторинг выполнения запланированной политики и обеспечивает поступление информации в системе обратной связи, позволяющей реагировать на отклонение реальных рыночных условий от тех, на которых основан план.

Основными инструментами финансового контроля являются сметы и прогнозная финансовая отчетность.

Система контроля выявляет и очерчивает те сферы деятельности, функционирование которых не удовлетворяет целевым значениям.