Прогнозирование и планирование в финансовом управлении предприятием.
В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование, которое охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.
Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.
Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке и реализации плановых заданий. Финансовое планирование решает следующие задачи:
конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
выявляет резервы увеличения доходов и способы их мобилизации;
обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;
осуществляет контроль финансового состояния предприятия.
Финансовые планы фирмы разрабатываются в рамках и в соответствии с ее общим стратегическим и производственным планами.
Процесс финансового планирования можно разбить на пять этапов:
Разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов, используемых для анализа влияния изменений параметров плана на прогнозируемый уровень прибыли и значений других показателей финансового состояния предприятия.
Определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах, необходимых для обеспечения выполнения ее долгосрочного (пятилетнего) плана.
Прогнозирование структуры источников финансирования, которые необходимо использовать в течение планируемого периода.
Создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри фирмы.
Разработка процедур внесения изменений в генеральный план в том случае, если реальные экономические условия отличаются от тех прогнозов, на которых был основан действующий план.
Главными составными компонентами финансового плана являются:
анализ текущего финансового положения фирмы на основе данных последних финансовых отчетов;
прогнозирование объема реализации;
инвестиционная политика;
бюджет денежных средств;
набор прогнозных вариантов финансовой отчетности;
план внешнего финансирования.
Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование представляет собой определение на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах и в отличие от планирования не ставит задачу осуществить непосредственно на практике разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.
Перспективное финансовое прогнозирование обычно начинается с построения прогноза объема реализации фирмы на некоторый будущий промежуток времени как в натуральном, так и в стоимостном выражении, для чего проводят обзор сложившейся тенденции за последние 5 – 10 лет.
Гипотетический, или прогнозный, вариант финансовой отчетности разрабатывается для того, чтобы определить размер потребности фирмы в финансовых средствах.
Метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации основан на предположениях о том, что:
значения большинства статей баланса находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема реализации;
существующие у фирмы уровни пропорционально меняющихся статей активов и пассивов и соотношения между ними оптимальны с точки зрения объема реализации.
Самое большое влияние на потребности фирмы в привлечении средств из внешних источников оказывают пять факторов:
планируемый темп роста объема реализации;
исходный уровень использования основных средств или наличие избыточных мощностей;
капиталоемкость;
рентабельность продукции;
дивидендная политика.
Фирма может определить величину потребности во внешнем финансировании (EFN), оценивая сумму активов, необходимых для поддержания прогнозируемого объема реализации, и затем вычитая из него сумму реально мобилизуемых источников средств.
При использовании метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации используется формула:
EFN = (A/S0)∆S – (L/S0)∆S – MS1(1 – d),
где A/S0 – относительный прирост активов, изменяющихся пропорционально увеличению объема реализации, или потребность в увеличении суммы активов в д.е. на 1 д.е. прироста объема реализации;
L/S0 – относительный прирост пассивов, изменяющихся пропорционально увеличению объема реализации, или потребность в увеличении краткосрочной кредиторской задолженности в д.е. на 1 д.е. прироста объема реализации;
∆S = S1 - S0 (S1 – прогнозируемый на следующий год объем реализации, S0 - объем реализации прошлого года) – изменение объема реализации;
M – рентабельность реализованной продукции;
d – доля прибыли, направляемая на выплату дивидендов.
Привлечение дополнительных финансовых средств извне означает дополнительные проценты и/или дивиденды, снижающие прогнозную оценку прибыли. Таким образом, увеличение объема средств, привлекаемых из внешних источников, создает эффект финансовой обратной связи, который следует учитывать в процессе составления прогнозов.
Чем выше темп прироста объема реализации фирмы, тем больше будет ее потребность во внешнем финансировании.
Величину приемлемого темпа роста фирмы, являющегося таким темпом роста, который можно поддерживать без дополнительной эмиссии акций, можно рассчитать по формуле:
g = [Mb(1 + D/E)]/[A/S - Mb(1 + D/E)],
где g – приемлемый темп прироста;
M – прогнозируемая рентабельность;
b – целевое значение коэффициента реинвестирования прибыли;
D/E – целевое значение соотношения заемных и собственных средств;
A/S - отношение суммы активов к объему реализации.
Простой метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации нельзя использовать, если имеется возможность отдачи от масштаба, имеются незадейственные производственные мощности, либо в случае, когда величину активов приходится увеличивать не плавно, а ступенчато – крупными единовременными поступлениями.
В этом случае используются другие методы построения перспективных прогнозов значений отдельных статей активов и пассивов и определения потребностей во внешнем финансировании:
простая линейная регрессия;
криволинейная регрессия;
множественная регрессия;
специализированные методы прогнозирования (подход, основанный на разработке отдельных прогнозных моделей для каждой переменной – уровня запасов, дебиторской задолженности и т.д.).
В настоящее время широкое распространение получают автоматизированные модели финансового планирования как для построения прогнозной финансовой отчетности, так и для определения потребности во внешнем финансировании.
Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной деятельности фирмы, но результаты планирования сводятся на нет при отсутствии надлежащей системы контроля, которая осуществляет мониторинг выполнения запланированной политики и обеспечивает поступление информации в системе обратной связи, позволяющей реагировать на отклонение реальных рыночных условий от тех, на которых основан план.
Основными инструментами финансового контроля являются сметы и прогнозная финансовая отчетность.
Система контроля выявляет и очерчивает те сферы деятельности, функционирование которых не удовлетворяет целевым значениям.
- Информационные основы финансового менеджмента
- 31. Финансовая отчётность в системе финансового менеджмента.
- 32.Основные показатели учёта и отчётности, используемые в финансовом менеджменте.
- 1.Показатели аналитического Баланса:
- 2. Показатели Отчёта о прибылях и убытках.
- 33. Основные финансовые коэффициенты отчётности.
- Коэффициенты ликвидности:
- Коэффициенты деловой активности:
- Коэффициенты рентабельности:
- Коэффициенты структуры капитала.
- Коэффициенты рыночной активности.
- Коэффициенты прибыльности.
- 34. Управленческий учёт
- Бухгалтерский учёт
- 35. Международная система финансовой отчётности .
- 1. Учет по методу начисления
- 2. Непрерывность деятельности
- Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски.
- 36. Теоретические основы предпринимательских рисков
- 37. Управление предпринимательскими рисками
- Долгосрочная финансовая политика
- Цена и структура капитала предприятия.
- Дивидендная политика предприятия.
- Прогнозирование и планирование в финансовом управлении предприятием.
- Управление финансовым обеспечением предприятия.
- Финансовый рычаг в управлении заемными средствами.
- 1. Простой (регулярный) процент.
- 2. Дисконтный процент.
- 3. Добавленный процент.
- Краткосрочная финансовая политика
- Управление ценами на предприятии.
- Управление текущими издержками.
- Управление оборотными активами.
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.
- 3. Оптимизация объема оборотных активов.
- 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.
- 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.
- 6. Повышение рентабельности оборотных активов.
- 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.
- 8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.
- 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
- Управление финансированием текущей деятельности.
- Операционный рычаг в формировании прибыли предприятия.
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностями.
- Оперативное управление производственными запасами.
- Инвестиционная стратегия
- 50. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка
- 51.Понятия и этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия
- 52. Бизнес – план инвестиционного проекта
- Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана включает:
- Раздел 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить:
- Раздел 3. В описании проекта освещаются следующие вопросы:
- Раздел 4. В производственном плане необходимо представить:
- Раздел 6. Организационный план реализации проекта характеризует:
- 53. Портфель инвестиционных проектов
- 54. Портфель ценных бумаг предприятия
- Иностранные инвестиции
- 55. Общая характеристика и виды иностранных инвестиций
- 56. Иностранные инвестиции в России
- Анализ финансовых потоков
- Управление денежным оборотом предприятия.
- Управление денежными (финансовыми) потоками предприятия.
- 1. Модель Баумоля.
- 2. Модель Миллера-Орра.
- 3. Модель Стоуна.
- Моделирование финансовой деятельности.
- Анализ инвестиционных проектов с помощью программы Project Expert.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с помощью компьютерных программ.