Раздел 6. Организационный план реализации проекта характеризует:
основные подразделения предприятия и их функции;
распределение обязанностей персонала управления;
методы взаимодействия подразделений между собой;
заинтересованность предприятия в конечных результатах;
новые виды работ, планируемые предприятием;
необходимую квалификацию персонала.
В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руководителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта.
Раздел 7. Финансовый план реализации проекта готовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Он должен включать краткий обзор условий, в которых будет действовать предприятие, данные по объему продаж, валовой прибыли, затратам на оборудование, оплату труда и другим затратам, а также подробный анализ доходов и расходов, формирования чистой прибыли и рентабельности предприятия. Этот раздел бизнес-плана может быть составлен только после того, как определены рамки (границы) проекта с учетом непредвиденных расходов и инфляции.
Рамки (границы) проекта подразумевают определение:
всех видов деятельности, которые должны быть представлены на заводской площадке;
дополнительных операций, связанных с производством, использованием природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;
внешнего транспорта, складов для сырья и материалов и готовой продукции;
дополнительных видов деятельности (профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреационных объектов).
Непредвиденные расходы бывают материальные и финансовые. Материальные расходы связаны с точностью прогнозирования продаж,
проектных требований, материалов и услуг и составляют от 5 до 10% сметной себестоимости объекта.
финансовые расходы связаны с инфляцией, изменением базовой ставки ссудного процента и другими факторами.
Для учета инфляции используют:
общий индекс внутренней инфляции, определяемый на основе систематически корректируемого рабочего прогноза;
прогноз валютного курса рубля;
прогноз внешней инфляции;
прогноз изменения цен на продукцию и ресурсы (газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, материалы), а также прогноз изменения уровня средней заработной платы и других показателей на перспективу;
прогноз ставок налога, пошлин, ставок рефинансирования Банка России и других финансовых нормативов государственного регулирования.
С помощью этих данных необходимо исследовать влияние инфляции на ценовые показатели, потребность в финансировании и оборотном капитале.
Составление финансового плана проходит несколько этапов.
Прогноз объема продаж на рынках для каждого года.
Расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой политики и условий реализации.
Описание контрагентов, их надежности, распределение контрактов по времени, затраты по контрагентам.
Расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на ближайшие 5 лет, обеспеченность трудовыми ресурсами.
Прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам.
Расчет планируемой прибыли для каждого года.
Анализ точки критического объема реализации — точки безубыточности.
Описание источников финансирования по следующей схеме:
источники формирования ресурсов (собственные и заемные средства);
политика распределения прибыли после уплаты налогов (доля прибыли, направляемая в фонд накопления, выплата дивидендов);
мероприятия по контролю за платежами потребителей; финансовая политика по страхованию кредитов;
критерии оценки эффективности;
способы страхования.
Если для финансирования проекта планируется использовать кредит, то в бизнес-плане дается расчет порядка и сроков его получения, возврата, а также выплаты процентных платежей.
Таким образом, в бизнес-плане составляются три базовые формы финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.
Отчет о прибыли иллюстрирует соотношение доходов, получаемых в результате осуществления проекта, с расходами. Отчет о прибыли необходим для оценки эффективности текущей (хозяйственной) деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала, а также осуществить расчет различных налоговых выплат и дивидендов.
Отчет о движении денежных средств представляет информацию об образовании источников финансовых ресурсов и их использовании. В качестве источников средств в проекте могут выступать: эмиссия новых акций, займы и выпуск облигаций, выручка от реализации продукции и пр. В случае выкупа акций или убытков от прочей реализации и внереализационной деятельности в соответствующих позициях могут появиться отрицательные значения.
Основные направления использования денежных средств связаны: с инвестициями в постоянные активы и на пополнение оборотного капитала; с осуществлением текущей производственной (операционной) деятельности; с обслуживанием внешней задолженности (уплата процентов и погашение долга); с расчетами с бюджетом (налоговые платежи) и, наконец, с выплатой дивидендов.
В качестве оттока средств выступают не все текущие затраты проекта, а только операционные расходы и текущие процентные платежи. Амортизационные отчисления, являясь одной из статей затрат, становятся источником финансирования основных фондов. Следовательно, объем свободных денежных средств равен сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений за установленный период времени. Погашение внешней задолженности осуществляется за счет свободных денежных средств, а не из прибыли.
Для удобства анализа в проектной практике используется баланс в агрегированной, укрупненной форме. Назначение баланса инвестиционного проекта заключается в представлении динамики изменения структуры имущества (активов) и источников его финансирования (пассивов). Баланс позволяет рассчитывать общепринятые показатели финансового состояния проекта — ликвидности, оборачиваемости, маневренности, общей платежеспособности и др.
Реализация инвестиционного проекта должна обеспечивать получение приемлемой прибыли на вложенный капитал и поддержание устойчивого финансового состояния. Решение этих задач осуществляется на основе анализа ряда коэффициентов. Перечень коэффициентов определяется особенностями проекта; наиболее часто используемые приведены в табл. 14.
Таблица 14
Показатели финансового состояния
Наименование показателя | Расчетная формула |
Показатели рентабельности | |
Рентабельность общих активов | (ЧП + П) / ОА |
Рентабельность постоянного капитала | (ЧП + П) / ПК |
Рентабельность акционерного капитала | ЧП /АК |
Рентабельность продаж | ЧП / ВР |
Затраты на рубль | СС / ВР |
Оценка оборачиваемости | |
Оборачиваемость активов | ВР / ОА |
Оборачиваемость постоянного капитала | ВР / ПК |
Оборачиваемость акционерного капитала | ВР / АК |
Оборачиваемость оборотного капитала | ВР / ОК |
Оценка финансового положения | |
Коэффициент общей ликвидности | ТА / ТП |
Коэффициент немедленной ликвидности | ЛА / ТП |
Коэффициент общей платежеспособности | ЗС / ОА |
Условные обозначения
ЧП – чистая прибыль; | СС – себестоимость продукции; |
П – проценты за кредит; | ВР – выручка от реализации; |
НП –ставка налога на прибыль; | ОК – оборотный капитал; |
ОА – общие активы; | ТА – текущие активы; |
ПК – постоянный капитал; | ЛА – высоколиквидные активы; |
АК – акционерный капитал; | ЗС – заемные средства. |
Для оценки финансовой состоятельности инвестиционных проектов рассчитывают финансовые коэффициенты, характеризующие каждый плановый период, затем анализируют коэффициенты во времени и выявляют тенденции в их изменении.
Раздел 8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта, занимает центральное место в выборе возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. При разработке этого раздела целесообразно пользоваться соответствующими директивными указаниями.
Оцениваются эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом показывает его потенциальную привлекательность для возможных участников и источников финансирования. При этом оцениваются общественная эффективность, учитывающая социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, и коммерческая эффективность, учитывающая финансовые последствия непосредственно для участников проекта.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки его реализуемости и заинтересованности в нем всех участников.
Оценка эффективности проекта ведется в два этапа.
На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность, и если она оказывается приемлемой, переходят ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь общественная эффективность, и если она оказывается достаточной, тогда — коммерческая эффективность. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого проекта рассматривается возможность применения различных форм его поддержки для повышения коммерческой эффективности до приемлемого уровня.
На втором этапе выбирается схема финансирования, определяется финансовая реализуемость проекта, уточняется состав участников и эффективность их участия в проекте.
Для определения эффективности предлагается использовать ряд показателей, основанных как на простых (статических), так и на сложных (динамических) методах расчета. Все затраты и поступления от реализации проекта в течение расчетного периода представляются в виде притоков и оттоков денежных средств. Результат оттока денежных средств представляет сальдо оттока и притока за расчетный период. Учет фактора времени на каждом этапе осуществляется путем дисконтирования денежных потоков, т.е. приведения разновременных их значений к единовременной текущей стоимости. Основным нормативом, используемым при дисконтировании, является норма дисконта. Различают следующие нормы дисконта: коммерческую, участника проекта, социальную и бюджетную.
Рассмотрим основные показатели, используемые для расчетов эффективности инвестиционного проекта.
1. Чистый дисконтированный доход (NPV) представляет разницу между накопленными дисконтированными доходами и инвестициями, т.е. сальдо накопленного дисконтированного дохода. NVP используется для сопоставления будущих поступлений и инвестиционных затрат. При разовых инвестициях NVP можно рассчитать по формуле
n
NVP = ∑ [Рk / (1 + r)k] – IC, (1)
k=1
где Рk – доходы по годам;
ставка дисконтирования;
k - число лет (месяцев) реализации проекта (от 1 до n);
IC – сумма разовой инвестиции.
При последовательном инвестировании в течении n лет формула имеет вид:
n n
NVP = ∑ [Рk :(1 + r)k] –∑ ICk : (1 + r)k] , (2)
k=1 k=0
где ICk - годовые инвестиции.
Если NPV> 0, проект можно принимать, если NPV= 0, проект не прибыльный, не убыточный, если NPV< 0, проект следует отвергнуть.
Если NPV положителен, то проект обеспечивает возможность получения дополнительного дохода сверх определенного коэффициентом дисконтирования. Если NPV отрицателен, то прогнозируемые Денежные поступления не обеспечивают получения минимальной нормативной прибыли и возмещения инвестируемого капитала. Если NPV близок к нулю, то прибыль едва обеспечивается.
Этот показатель относится к разряду абсолютных. Он показывает, насколько возрастает стоимость активов предприятия от реализации проекта. Чем больше NPV, тем лучше характеристики проекта. Этот показатель аддитивен во времени, т.е. NPV различных проектов можно суммировать. Это важное свойство, позволяющее использовать данный показатель при анализе оптимальности инвестиционного портфеля. В NPV учитываются срок жизни проекта, все доходы и расходы на всех этапах.
Свойства этого показателя выделяют его из разряда остальных и позволяют использовать в качестве основного при анализе оптимальности инвестиционного портфеля.
Индекс рентабельности инвестиций (РI) может быть рассчитан по формуле
n
РI = [∑ Рk:(1 + r)k] / IC, (3)
k=1
Если PI > 1, то проект следует принять, если PI = 1, то проект является не прибыльным, не убыточным, если PI < 1, то проект следует отвергнуть.
Индекс рентабельности инвестиций является относительным показателем, характеризующим уровень доходов на единицу затрат. Чем он выше, тем больше отдача инвестиций в данный проект. Показатель PI используется при выборе проекта из ряда альтернативных, имеющих близкие NPV с разными объемами инвестиций. По этому показателю можно ранжировать проекты по степени доходности при включении в портфель.
3. Внутренняя норма доходности (IRR) — это такая норма дисконта, при которой дисконтированные стоимости притока и оттока реальных денег равны: при r = IRR, NPV = 0.
Норма 1RR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект финансируется полностью за счет кредита коммерческого банка, то IRR показывает верхнюю границу банковской процентной ставки, превышение которой сделает проект убыточным.
Если IRR > СК, то проект можно принимать, если IRR < СК, то проект неприемлем, если IRR = СК, можно принимать любое решение (СК — стоимость инвестируемого капитала).
Исчисляется IRR путем подбора такой нормы дисконта, при которой NPV равен нулю. Если NPV положителен, то используется более высокая норма дисконта, если NPV отрицателен (при следующей норме дисконта), то IRR должна находиться между этими двумя значениями. Точность исчисления обратно пропорциональна длине интервала. Если значение NPV равно нулю, то ценность фирмы не растет и не падает, поэтому IRR называют проверочным дисконтом.
При помощи IRR можно ранжировать проекты по степени выгодности. Эта норма служит индикатором уровня риска: чем больше IRR превышает стоимость капитала, тем больше запас прочности проекта и тем нечувствительнее к колебаниям рынка при оценке величины будущих денежных поступлений.
4. Срок окупаемости инвестиций (РР) — это период от начального момента инвестирования до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование. Моментом окупаемости называется наиболее ранний период времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится и остается либо нулевым, либо положительным.
Алгоритм расчета зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов. Если доход распределяется по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода. Если прибыль распределяется по годам неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивным доходом.
Срок окупаемости проекта можно рассчитывать с учетом временного аспекта. В этом случае в расчет принимаются дисконтированные денежные потоки. Срок окупаемости с учетом дисконтирования (DPP) больше простого срока окупаемости.
Проект, приемлемый по критерию РР, может оказаться не приемлемым по критерию DPP, поэтому в оценке инвестиционных проектов эти критерии могут использоваться двояко:
1) проект принимается, если он окупаем;
2) проект принимается, если срок окупаемости не превышает установленного на предприятии лимита.
Показатель срока окупаемости не учитывает доходов за пределами срока окупаемости и не обладает свойством аддитивности. Вместе с тем его использование целесообразно, когда руководители предприятия больше озабочены проблемой ликвидности, а не прибыльности проекта (главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее), и когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска (чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект).
5. Для оценки привлекательности проекта используется показатель возврата на инвестицию (ROT), который позволяет сравнивать экономичность разнообразных проектов. Он рассчитывается как отношение чистой прибыли (Р) за период времени (обычно за год) к общему объему инвестиционных затрат:
ROI= P: 1С. (4)
Сумма чистой прибыли в этом случае может не корректироваться на величину процентных выплат.
При расчетах эффективности рекомендуется учитывать неполноту и неточность информации об условиях реализации проекта, а также риск возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для участников проекта. Показатели эффективности проекта, рассчитанные с учетом факторов неопределенности и риска, называются ожидаемыми.
Для оценки устойчивости и эффективности проекта в этих условиях рекомендуется использовать:
укрупненную оценку устойчивости;
расчет уровней безубыточности;
метод вариации параметров;
оценку ожидаемого эффекта с учетом количественных характеристик неопределенности.
Все методы, кроме первого, предусматривают разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных условиях и оценку финансовых последствий. Это дает возможность при необходимости предусмотреть в проекте меры по предотвращению или перераспределению возникающих потерь.
Проект считается устойчивым, если при всех сценариях он оказывается эффективным и финансово-реализуемым, а возможные неблагоприятные последствия устраняются мерами, предусмотренными организационно-экономическим механизмом.
В целях снижения неопределенности значения параметров проекта могут быть скорректированы:
сроки строительства и выполнения работ увеличиваются на среднюю возможную величину;
стоимость строительства увеличивается на резерв непредвиденных расходов (ошибки проектной организации, пересмотр проектых решений в ходе строительства и др.);
учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья, внеплановые остановки оборудования, нарушения технологии, штрафы и санкции за нарушение договорных обязательств;
если проектом не предусмотрено страхование его участников от определенного вида инвестиционного риска, в состав затрат включаются ожидаемые потери от него.
При укрупненной оценке устойчивости проекта рекомендуется определить интегральные показатели проекта, учитывая:
умеренно пессимистические прогнозы технико-экономических параметров проекта (цен, ставок налогов, курсов валют, объемов и сроков производства, стоимости отдельных видов работ и т.д.);
резервы средств на непредвиденные инвестиционные и операционные расходы;
• увеличение нормы дисконта на величину поправки на риск.
Если при соблюдении этих условий получены достаточно высокие уровни интегральных показателей эффективности, проект можно рассматривать как устойчивый.
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров. Предельное значение параметра для конкретного года его реализации определяется как такое, при котором чистая прибыль участника в этом году становится нулевой.
Одним из наиболее важных показателей является точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.
При определении этого показателя принимается, что издержки на производство продукции могут быть разделены на условно-постоянные (Зс), не меняющиеся при изменении объема производства, и условно-переменные (3v), меняющиеся пропорционально объему производства.
Точка безубыточности (Тб) определяется по формуле
Тб = ∑ [Зс / (Ц – Зν)] (5)
где Ц — цена продукции.
Для подтверждения работоспособности проекта необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж.
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности и предельными значениями объемов производства, цен производимой продукции и пр. Подобные показатели используют только для оценки влияния изменения параметров проекта на его финансовую реализуемость и эффективность, однако они не относятся к показателям эффективности и не заменяют их расчета.
Уровнем безубыточности называется отношение безубыточного объема продаж (производства) к проектному объему. Под безубыточным понимается объем продаж, при котором чистая прибыль равна нулю. Обычно проект считается устойчивым, если уровень безубыточности не превышает 0,6—0,7 после освоения проектных мощностей. Близость уровня безубыточности к 1 свидетельствует о недостаточной устойчивости проекта к колебаниям спроса.
При анализе устойчивости проекта методом вариации параметров рекомендуется оценивать его эффективность в зависимости от изменения инвестиционных затрат, объема производства, издержек производства и сбыта, процента за кредит, прогнозов индекса инфляции и цен, поступления платежей и др. Проект считается устойчивым, если при всех рассмотренных сценариях чистый дисконтируемый доход положителен и обеспечивается необходимый резерв финансовой реализуемости проекта. Если проект предусматривает страхование при изменении параметров либо их значения фиксированы в контрактах, такие сценарии не рассматриваются.
При наличии более детальной информации о различных сценариях реализации проекта может быть использован более точный метод расчета ожидаемого интегрального эффекта (NPV). Если имеется конечное количество сценариев и вероятности их реализации известны, ожидаемый интегральный эффект проекта рассчитывается как средневзвешенная величина NPV при каждом сценарии и вероятности его реализации. Ожидаемый интегральный эффект может быть рассчитан и при отсутствии информации о вероятностях сценариев по специальному нормативу, отражающему систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального эффекта норматив рекомендуется принимать на уровне 0,3.
Неопределенность условий реализации инвестиционного проекта не является заданной. По мере осуществления проекта появляется дополнительная информация об условиях его реализации, поэтому система управления должна предусматривать сбор и обработку такой информации с корректировкой проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между ними.
Риск проекта учитывается путем внесения поправок в норму дисконта. Включение поправки на риск обычно производится, когда проект оценивается при единственном сценарии его реализации. В величине поправки на риск учитываются три типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта:
страновой;
ненадежности участников проекта;
неполучения предусмотренных проектом доходов. Поправка на риск не вводится, если инвестиции застрахованы. Приведенная структура бизнес-плана не является единственно возможной. В зависимости от цели, масштаба, сложности инвестиционного проекта количество разделов, их содержание, глубина проработки материала могут меняться, что будет отражаться на структуре и содержании бизнес-плана.
В настоящее время существуют различные компьютерные программы для проведения финансово-экономических расчетов по инвестиционным проектам. На российском рынке распространено множество программных комплексов для различных стадий реализации инвестиционных проектов. Наиболее популярными являются следующие программные продукты: КОМФАР, разработанный организацией промышленного развития при ООН (ЮНИДО); ПРОДЖЕКТ-Эксперт — продукт предприятия «ПРО-Инвест-Консалтинг»; Альт Инвест, подготовленный предприятием «Альт».
- Информационные основы финансового менеджмента
- 31. Финансовая отчётность в системе финансового менеджмента.
- 32.Основные показатели учёта и отчётности, используемые в финансовом менеджменте.
- 1.Показатели аналитического Баланса:
- 2. Показатели Отчёта о прибылях и убытках.
- 33. Основные финансовые коэффициенты отчётности.
- Коэффициенты ликвидности:
- Коэффициенты деловой активности:
- Коэффициенты рентабельности:
- Коэффициенты структуры капитала.
- Коэффициенты рыночной активности.
- Коэффициенты прибыльности.
- 34. Управленческий учёт
- Бухгалтерский учёт
- 35. Международная система финансовой отчётности .
- 1. Учет по методу начисления
- 2. Непрерывность деятельности
- Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски.
- 36. Теоретические основы предпринимательских рисков
- 37. Управление предпринимательскими рисками
- Долгосрочная финансовая политика
- Цена и структура капитала предприятия.
- Дивидендная политика предприятия.
- Прогнозирование и планирование в финансовом управлении предприятием.
- Управление финансовым обеспечением предприятия.
- Финансовый рычаг в управлении заемными средствами.
- 1. Простой (регулярный) процент.
- 2. Дисконтный процент.
- 3. Добавленный процент.
- Краткосрочная финансовая политика
- Управление ценами на предприятии.
- Управление текущими издержками.
- Управление оборотными активами.
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.
- 3. Оптимизация объема оборотных активов.
- 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.
- 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.
- 6. Повышение рентабельности оборотных активов.
- 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.
- 8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.
- 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
- Управление финансированием текущей деятельности.
- Операционный рычаг в формировании прибыли предприятия.
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностями.
- Оперативное управление производственными запасами.
- Инвестиционная стратегия
- 50. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка
- 51.Понятия и этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия
- 52. Бизнес – план инвестиционного проекта
- Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана включает:
- Раздел 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить:
- Раздел 3. В описании проекта освещаются следующие вопросы:
- Раздел 4. В производственном плане необходимо представить:
- Раздел 6. Организационный план реализации проекта характеризует:
- 53. Портфель инвестиционных проектов
- 54. Портфель ценных бумаг предприятия
- Иностранные инвестиции
- 55. Общая характеристика и виды иностранных инвестиций
- 56. Иностранные инвестиции в России
- Анализ финансовых потоков
- Управление денежным оборотом предприятия.
- Управление денежными (финансовыми) потоками предприятия.
- 1. Модель Баумоля.
- 2. Модель Миллера-Орра.
- 3. Модель Стоуна.
- Моделирование финансовой деятельности.
- Анализ инвестиционных проектов с помощью программы Project Expert.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с помощью компьютерных программ.