logo
Posobie_3_chastSpetsializatsia

Бухгалтерский учёт

Управленческий учёт Финансовый учёт Налоговый учёт

Управленческий учёт существенно отличается от финансового учёта по: пользователям информации (менеджеры разного уровня), юридической обязательности (руководители самостоятельно определяют целесообразность ведения учёта), точности информации (определяется достаточностью для принятия управленческих решений), масштабам учёта (отдельные виды продукции, отделы, цеха, области сбыта продукции), принципам учёта (выбираются правила, наиболее полезные для принятия управленческих решений), времени информации (как свершившиеся операции, так и прогнозы), частоте предоставления информации (отчёты ежедневно, еженедельно, ежемесячно, по запросу).

Управленческий учёт – информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и передачу данных, необходимых для управления подразделениями предприятия и принятия стратегических и тактических управленческих решений по развитию бизнеса предприятия. Он не является синонимом производственному учёту, который носит более узкий характер.

Существуют различные методические подходы к построению управленческого учёта: маржинальный, калькуляционный и др. В зарубежных странах наиболее популярен маржинальный, основный на делении затрат на постоянные и переменные (методика анализа безубыточности). В России преобладает калькуляционный на основе учёта затрат и калькулирования себестоимости.

Развитие управленческого учёта в России идёт по двум направлениям:

- адаптация методик и приёмов, используемых за рубежом,

- экспериментальная разработка учётных систем для российских условий.

Структура управленческого учёта может иметь следующие блоки:

Каждый блок в свою очередь можно разделить на составляющие. Например, центральным звеном бюджетирования является бюджет - количественное выражение плана в натуральных и денежных измерителях. Бюджетное управление - оперативная система управления по центрам финансовой ответственности с помощью бюджетов. Во многом центры финансовой ответственности идентичны понятию центра ответственности предприятия. Но, последние формируются не только для планирования, но и для координации всей деятельности предприятия.

Организация учёта по центрам ответственности предприятия:

Центр ответственности – сегмент предприятия, возглавляемый менеджером. Центры ответственности: центр инвестиций, центр прибыли, центр маржинального дохода, центр выручки, центр затрат. Центры ответственности в свою очередь делятся по уровням управления, по целеполаганию, по месту в производственном кооперировании, по местам возникновения затрат и т.д.

Важным фактором управленческого учета является децентрализация управления, которая имеет и положительные (приближение к первичной информации и др.) и отрицательные стороны (ущерб предприятию в целом при выигрыше для отдельного подразделения и др.). Необходимо правильно сформировать центры ответственности и определить сферу их полномочий.