logo
Posobie_3_chastSpetsializatsia

56. Иностранные инвестиции в России

Для подъема российской экономики, по экспертным оценкам, в течение ближайших 20—25 лет нужны инвестиции в объеме 2,0— 2,5 трлн дол. или 100 млрд дол. ежегодно. Вместе с тем возможности государственных инвестиций крайне ограничены, а эффективность их весьма низка. В связи с этим ставка делается на частные инвестиции — отечественные и иностранные. Для привлечения иностран­ных инвестиций нужно создать климат, который позволил бы Рос­сии конкурировать на мировом рынке капиталов.

На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию единого инве­стиционного пространства с общими унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение интересов как инвестора, так и при­нимающей стороны (конкретного хозяйствующего субъекта, соответствующего государства). К ним относятся соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов, договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Основными органами регулирования зарубежной инвестиционной деятельности являются международные экономические организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности, правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвести­ций, порядок урегулирования споров.

МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствую­щих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами — членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков при­надлежит МАГИ.

Основополагающим документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, стал Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятие которого способствовало созданию правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в России. Инвесторы получили право не только вкладывать средства в качестве доли в уставный фонд со­вместного предприятия с участием российского партнера, но и осно­вывать предприятия, полностью им принадлежащие, а также участвовать в приватизации российских предприятий, покупать их акции, облигации и другие ценные бумаги. В Законе подчеркивался примат международного права над национальным, если международными договорами, действующими в Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законе и других нормативных документах относительно иностранных инвестиций.

В последующие годы были приняты нормативные акты общефедерального характера, определяющие политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования и развития экономических отношений. Подобные документы не являются документами прямого действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм, однако деятельность, касающаяся иностранного капитала, подчиняется этим актам. К ним относятся Гражданский, Таможенный, Налоговый и другие кодексы Российской Федерации, Законы об акционерных обществах, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валют­ном регулировании и контроле, о ФПГ и др.

Важным шагом в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», определяющего формирование инвестиционного механизма в минерально-сырьевых отраслях на основании договорных отношений между ин­вестором и государством. Государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на конкретном участке недр, а инвестор обязуется осуществить проведение этих работ за свой счет и риск. Соглашение определяет все необходимые усло­вия, связанные с использованием недр, в том числе порядок раздела произведенной продукции, механизм финансовых отношений между сторонами. Соглашения о разделе продукции позволяют учитывать особенности разных месторождений полезных ископаемых, макси­мально соблюдая интересы сторон, создают необходимые предпо­сылки для более широкого привлечения иностранных инвестиций.

В целом эффективное использование соглашений о разделе про­дукции позволит России без затрат на разведку, добычу и разработку минерально-сырьевых ресурсов получить необходимые финансовые и материальные (в виде доли произведенной продукции) средства.

В 1999 г., 9 июля принят Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ, который опреде­ляет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвести­ции и получаемые от них доходы и прибыль, а также на условия предпринимательской деятельности инвесторов и созданных с их участием предприятий.

Этот Закон регулирует отношения, связанные с предпринима­тельской деятельностью только в реальном секторе экономики Рос­сии. Деятельность иностранных инвесторов в банковской, страхо­вой, благотворительной, образовательной или религиозной сферах регулируется законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, страховании, некоммерческих органи­зациях.

Свод гарантий, предоставляемых этим Законом, выглядит следу­ющим образом.

Инвестору гарантируется полная и безусловная защита его прав и интересов, а также право на возмещение возможных убытков, при­чиненных незаконными действиями государственных органов раз­личного уровня. Ему гарантировано осуществление инвестиций на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещен­ных законодательством. Вклады инвесторов в уставный капитал оце­ниваются в валюте Российской Федерации.

Имущество иностранных инвесторов и предприятий с иностран­ными инвестициями не может быть национализировано или рекви­зировано (кроме случаев, предусмотренных федеральными законами либо международными договорами Российской Федерации). В случае реквизиции инвестору или предприятию с его участием гарантируется выплата стоимости реквизируемого имущества, а при нацио­нализации — возврат стоимости национализируемого имущества и других убытков.

Наиболее важной представляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

Тем не менее в Законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, ко­торые некоторое время могут оставаться неизменными. Кроме того, в Законе речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, определяемые правительством, поэтому понятие неизменности совокупной налоговой нагрузки относится только к этим инвесторам. При этом в Законе не оговоре­на проблема сохранения коммерческих результатов, долгосрочной доходности инвестора, имеющих первостепенное значение. В усло­виях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд и т.п. говорить о стабильности условий инвести­рования достаточно сложно.

Инвестору гарантировано право на свободное использование доходов (после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов) на территории Российской Федерации для их реинвести­рования или иных целей, а также на вывоз доходов за границу в иностранной валюте.

В Законе предусматривается ряд льгот для иностранных инве­сторов и предприятий с их участием. В частности, инвесторам и пред­приятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реа­лизации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собствен­ного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о раз­деле продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Таким образом, инвесторы этих предприятий ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов ПИИ, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее установленные правила: ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, не быть подакцизными и срок их ввоза не должен превышать одного года с даты регистрации ПИИ. Эти же инвесторы имеют возмож­ность беспошлинного (или по сниженным ставкам) вывоза произве­денных или в достаточной степени переработанных продуктов (если вывозные пошлины на такие товары установлены).

Льготы и определенные гарантии иностранным инвесторам мо­гут быть предоставлены субъектами РФ, которые могут осуществлять финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами: более 30 субъектов РФ имеют свои законы или законодательные акты.

Кроме того, существуют льготы, предоставляемые другими норма­тивными актами, напрямую не связанными с иностранными инвести­циями, на которые ПИИ могут рассчитывать. Например, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматрива­ются условия предоставления предприятиям налогового кредита.

В Законе «О лизинге» предусмотрены некоторые меры государ­ственной поддержки деятельности лизинговых компаний: разработка и реализация лизинговых программ на федеральном уровне и в реги­онах; предоставление инвестиционных кредитов; получение лизин­говыми предприятиями государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд; финансирование из федерального бюд­жета и предоставление государственных гарантий лизинговым про­ектам, в том числе с участием фирм-нерезидентов, и др.

Инвестиционный лизинговый кредит заключается в изменении сроков уплаты налога, позволяющих в определенных условиях умень­шить платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. На получение кредита могут рас­считывать инвесторы и ПИИ, осуществляющие техническое перево­оружение производства, внедренческую или инновационную деятель­ность, выполнение важных заказов по социально-экономическому развитию региона.

Для направления дополнительных инвестиций в экономику Рос­сии Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специ­альных счетах нерезидентов типа «С» иностранным инвесторам — нерезидентам разрешено использовать средства, находящиеся на специальных счетах типа «С» для финансирования производства эк­спортной продукции. Доля средств со специальных счетов типа «С», которые используются для закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных в России юридическими лица­ми, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на терри­тории Российской Федерации, должна составлять не менее 70%. Приоритет отдается инвесторам, у которых эта доля составляет 100%.

В настоящее время действующее законодательство охватывает все важнейшие области права, интересующие иностранных инвесторов: налогообложение, трудовое законодательство, приобретение и аренду собственности, таможенные тарифы и внешнюю торговлю, защиту прав интеллектуальной собственности, финансовый рынок и рынок ценных бумаг, антимонопольные требования, приватизацию предпри­ятий, механизм регулирования разногласий.

Тем не менее пока в России не создан благоприятный инвести­ционный климат.

Американский неправительственный фонд «Наследие» еще в 1996 г. провел исследование степени привлекательности 24 развиваю­щихся стран для иностранных инвестиций. Его результаты заслужи­вают того, чтобы быть учтенными при формировании инвестици­онной стратегии страны и создании благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Исследование проводилось по 9 факторам, которые, по мнению экспертов, являются решающими при выборе страны — объекта для инвестиций. Перечислим эти факторы.

  1. Уровень экономического роста (рассматривался прирост ВВП за три года).

  2. Политическая стабильность определялась по двум критериям: имелись ли предупреждения государственного департамента США об опасности путешествия в страну; случались ли в исследуемых странах государственные перевороты.

  3. Размеры рынка рассчитывались путем умножения размера подушевого валового продукта на количество населения.

  4. Зависимость от иностранной помощи рассматривается как признак несвободной экономики и сопротивления реформам, неспо­собность государства к самостоятельному развитию.

  5. Размеры внешнего долга представляются некритичными в пределах вложений в отрасли, которые обеспечивают экономический рост страны.

  6. Конвертируемость валюты должна гарантироваться законода­тельно и укрепляться благодаря конвертируемости местной валюты.

  7. Сила валюты (рассматривается ее стабильность относительно инфляции).

  8. Уровень внутренних накоплений (оптимальным для развития экономики считается уровень внутренних накоплений в размере 24% от ВВП).

  9. Уровень инфраструктуры определяется надежной связью с большинством регионов и беспрепятственным передвижением по территории страны.